Картина частично снималась на киноплёнку, а большей своей частью — на старые телевизионные камеры. Куклу инопланетянина сделали из силикона с металлическим скелетом внутри, дорабатывая потом некоторые эпизоды графикой. Пожалуй, на этом о технических «неновшествах» можно перестать говорить, но без них было бы непонятно, как такое кино класса «Б» по уровню визуальных эффектов смотрится в итоге достовернее многих современных «украшенных» собратьев.
Итак, Виталик среди людей. В чем его миссия? Ответа на этот вопрос не будет ни для героев, ни для зрителей. Медсестра и соцработница Нина из провинциального города такими вопросами тоже не задается — она просто хочет помочь своему больному отцу, добыв то самое вещество. У неё есть свой план, которому она будет следовать, не подозревая, какие открытия её ждут и как поменяется её жизнь на этом нетривиальном маршруте.
Про идеи режиссёра известно гораздо больше, вот что он сам об этом говорит: «Это фильм о некотором разочаровании в той идее прогресса и познания, которая разбилась о нашу реальность. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, что будущее — это не летающие машины и не станции на Луне, а какие-то бесконечные локальные конфликты и искусственный интеллект, который тоже оказался совсем не таким, каким мы его себе представляли».
При всей кажущейся меланхоличности сказанного в фильме всё это — за скобками. Большие мечты жителей городка здесь явно не сбылись, малые, может, не сбудутся тоже. Но, во‑первых, как говорит режиссёр, если мечта не осуществилась, это не означает, что она была плохой или неправильной, — она ни в чём не виновата. Во‑вторых, как говорил герой книжного и киношного «Соляриса» — «человеку нужен человек». Фильм «Контакты», если и не напрямую, то всё равно про это. Только не буквально и не дословно — здесь, скорее, речь про «человеческое» как таковое. А человек ты или пришелец дрожащий — никакой разницы нет.
Кстати, что касается отсылок к творчеству Тарковского — режиссёр не скрывает, что на изобразительное решение его картины тот никак не повлиял. Более того, он не из тех, кто вдохновляется его творчеством, а в одной из сцен вообще хулигански об этом намекает, когда один герой рассуждает о том, что спасет человечество — стыд или жалость. Если говорить о вдохновении, то для режиссёра это была история кыштымского карлика Алёшеньки — такое имя ему дала нашедшая его жительница посёлка Челябинской области. Отсылка к этой истории в «Контактах» будет — как раз эти эпизоды снимались на пленку.
Серый провинциальный город, где почти никто не улыбается. Памятники космонавтам и ученым среди серых домов. Хорошие и плохие, злые и добрые, равнодушные и просто потерявшие смысл, вечно включенные телевизоры и разложенные диваны. «Мы с тобой в России, понимаешь, ну то есть не во вселенной, не в космосе», — говорит соцработница никому не нужному инопланетянину, оказавшемуся там, где даже «лютики не в ту сторону растут» (полная версия этого хита — во время титров), но всё-таки встретившего человека — маленького, несчастного, странного и такого же никому не нужного. Кстати, всё увиденное не приведет ни одного зрителя к размышлениям о бессмысленности бытия.