В былые времена накануне сенокоса, когда земля отдыхает, молодёжь водила хороводы и устраивала игрища. В песнях и играх люди благодарили природу за плодородие и просили о богатом урожае. В период «Уява» хороводы водили каждый день — с утра и до позднего вечера. Вечерами жгли костры, и у ясного огня ходили одновременно несколько кругов парней и девушек. На «Уява» искали своих суженых. Последний день праздника провожали особенно торжественно, на закате солнца выходили на западную окраину деревни и пели песню «Уяв юрри». В деревню же возвращались под обычную застольную «Хана юрри».
Взрослое население в это время соблюдало дохристианский обрядовый цикл «Синсе» (бережение земли), приуроченный к периоду летнего солнцестояния. Крестьяне воздерживались от каких-либо тяжёлых работ на земле. Нельзя было пахать, сеять, рыть землю, бросать на неё тяжёлое, рубить лес, строить дома и другие строения, лазать по деревьям, косить траву. Земле-матушке, обременённой спеющим травами и будущим урожаем, необходим был покой.
Сегодня древние чувашские обычаи возрождаются. Так, в жаркие июльские дни в селе Юламаново Аургазинского района состоялся II Республиканский праздник чувашской культуры «Уяв‑2018». А справляли его там, где в конце 90‑х годов минувшего века проходил праздник «Белые ночи», гремевший на весь Башкортостан. Тогда на восточной стороне села близ живописной лесной поляны, расположенной неподалёку от райцентра, всё было обустроено для проведения «Ночей», даже сооружен амфитеатр в древнегреческом стиле, но с чувашским названием — «Лапам» (возвышение для зрителей, расположенное полукругом). Вот здесь и состоялось торжественное открытие праздника «Уяв‑2018», на который приехали тридцать творческих коллективов из нашей республики и Чувашии, а также много почётных и именитых гостей. И вновь расцвела поляна от ярких национальных костюмов, огласилась прекрасными песнями, музыкой, неповторимой чувашской речью.
Красочно описать события праздника вызвалась Юлия Тимофеевна Фёдорова, директор Дворца культуры Аургазинского района:
— Для нас, чувашей-аургазинцев, «Уяв» — это время песен и хороводов (в древности ещё и свадеб), хотя сейчас словом «уяв» называют любой чувашский праздник или обрядовое действо. Начался он шествием творческих коллективов, одетых в вышитые национальные костюмы. О чувашском костюме наш великий просветитель Иван Яковлев говорил так: «Действительно, у народа сто тысяч узоров…». По традиции чуваши издревле носили белую холщовую богато вышитую орнаментами одежду. И только в конце XVIII века, в связи с появлением химических красителей, в чувашский быт начала проникать разноцветная ткань — крашенины. Старики тщательно оберегали традиции и во время праздников и семейных торжеств, не говоря уже о «Синсе», запрещали носить одежду из крашенины и пестряди. Нарушение запрета строго каралось.
Так вот, демонстрацией традиционного чувашского народного костюма на участниках фольклорных коллективов мы торжественно открывали «Уяв‑2018». Собравшиеся на праздник зрители горячо приветствовали шествие ансамблей «Мерчен», «Шапчаксем», «Белая берёза», «Кемель», «Араскал», «Пилеш», «Сенъял сасси», «Туссем», «Тивлет» (Аургазинский район), «Мерчен» (Бижбулякский район), «Шапчаксем» (Давлекановский район), «Пилеш», «Салкус» — «Родник»» (Кармаскалинский район), «Родник», «Сувар» (Миякинский район), «Сеспель» (г. Туймазы), «Шанчак» (г. Ишимбай), «Илем» (Ишимбайский район), «Шанчак», «Илем» (Республика Чувашия), «Палан», «Парне» (Стерлитамакский район), «Сеспель» (Чекмагушевский район), «Тус-таван» (Фёдоровский район), «Туслох» (г. Мелеуз), «Тавах» (г. Стерлитамак), «Нарспи» (г. Уфа). Во главе коллективов шли музыканты и исполняли народные чувашские наигрыши на шыбырах-волынках. Артистов, гостей и всех участников праздника приветствовал тёплыми пожеланиями и добрым напутствием глава Администрации Аургазинского района Зуфар Явдатович Идрисов
По древнему обычаю, чтобы праздник удался, чуваши просили благословления у высших сил. Обряд обращения провёл уважаемый жрец (Мучавара) Николай Семёнович Васильев: «Это моя просьба к Всевышнему, чтобы он помог нам в нашей нелёгкой жизни. Мы, чуваши, трудолюбивые, у нас есть семьи и дети. Мы постараемся дружно жить все вместе с нашим народом. Об этом я просил…», — сказал он. Следом, как и полагается, под всем известную чувашскую хороводную «Хуран сулси» завели праздничный хоровод. А старейшины праздника, опять же по традиции, отправились на Калам (обряд поклонения силам природы для смягчения покровителей плодородия земли-матушки), на специально отведённое место для Учук.
Богатой была конкурсная программа праздника. Ансамбли исполнили народные гостевые чувашские песни и плясовые частушки, обыграли чувашскую свадьбу в форме фольклорных композиций, продемонстрировали фрагменты обрядов на тему весеннее-летних полевых циклов, водили молодёжные хороводы, исполняли сложнейшие вокально-хореографические композиции. Произведения чувашского фольклора прозвучали в разных песенно-музыкальных жанрах (потешки, колядки, величальные, хороводные). Инструментальный фольклор был представлен игрой на свистульках, шупыре, дудочках, гармошках, балалайках, ложках. Были и театральные сценки, интермедии, ряженье, устный фольклор. Жюри особо приветствовало исполнение номеров под «живое» музыкальное сопровождение. Положением и условиями конкурса предусматривалось обязательное выступление в чувашских народных костюмах, однако допускалась и стилизация.
Одновременно на другой живописной сцене у пруда проходил конкурс чувашских гармонистов и частушечников «Выля, чаваш хуткупасе!» — «Играй, гармонь чувашская!»./Эй, играй гармонь на всю округу,/Эй, гроза, потише, не балуй!/Нынче праздник на деревне,/Эй, народ, веселей танцуй!». К всеобщей радости, здесь звучали не только чувашские напевы и наигрыши, но и башкирские, татарские, мордовские. Во всей красе продемонстрировал своё творчество детский фольклорный ансамбль из Кармаскалинского района «Родники», ребята играли на различных народных инструментах. А собравшиеся со всей аургазинской округи детишки подыгрывали им на свирелях и свистульках.
А на главной сцене республиканского праздника Бишкаинский фольклорный коллектив «Кемель» в своём конкурсном выступлении показал наиболее трогательные и задорные сцены чувашской свадьбы. Новобрачная, укрытая свадебным покрывалом, заголосила жалобную песню-плач с причитаниями, а жених выполнил старинный обряд изгнания злых духов, хлестнув невесту три раза нагайкой. Приглашённые гости молились за благополучие новоиспечённой молодой семьи.
Народная культура чувашей была представлена на этом празднике широким спектром. Так, на выставке декоративно-прикладного искусства «Народная мастеровая» были показаны изделия, вышитые бисером, кружевоплетение, работы из глины, дерева, лозы, народные куклы. Конкурс «Чувашская кухня» ознакомил с национальными блюдами, а заодно и с традициями гостеприимства чувашского народа. Здесь не обошлось без знаменитого национального напитка «Сыра» — утолить жажду им смогли все желающие. Гости с удовольствием отведали вкусного бульона «Какай шурпи» и выпечки «Пашалу». За длинным столом потчевали всех без исключения. И особенного колорита добавили празднику спортивные состязания и весёлые народные игры.
Рассказ о церемонии награждения участников конкурсов был бы очень длинным. Отметим лишь, что первого места и диплома был удостоен Раиль Едиханов из Бижбулякского района — за сохранение и развитие самобытной чувашской культуры и народных традиций
Итак, чувашский праздник «Уяв» зажил на аургазинской земле новой жизнью, наполнился свежим дыханием, удивительными красками и звуками.