В представлении приняла участие башкирская эстрадно-фольклорная группа «Ашкадар», презентация которой впервые состоялась в 1991 году; коллектив стоял у самых истоков стерлитамакской филармонии. Давно завоевав любовь и признание публики, находясь в постоянном творческом поиске, сохраняя и развивая свой собственный стиль, артисты вновь удивили своих почитателей новыми сценическими образами. Общую идею и оригинальный замысел режиссёра сценического представления достойно воплотили: заслуженные артисты РБ Гафуан Фазуллин, Миннигали Хасанов, Рамиль Аубакиров, Газинур Хужахметов, артисты Ришат Хамитов, Азамат Асаинов, Динар Абдуллин, Ильдар Рахимгулов, Зульфия Аубакирова, Гузалия Татлыбаева, Альфарит Мурзагалиев, Гульназ Идрисова. Используя прекрасную национальную тематическую живопись и образцы башкирского традиционного декоративно-прикладного искусства, артисты стилистически точно исполнили прописанные для них роли.
Предоставляем слово режиссёру «Рух асылы» Розалии Асфандияровне Султангареевой:
— Эта программа была построена на представлениях башкирского народа о нравственности, духовной чистоте и человечности, а также мужской отваге, патриотизме. Казалось бы, не ново… Ныне обесцениваются многие достояния духовности. У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий. То есть кто-то борется за выживание, а кого-то преследуют цели безудержного обогащения. А между тем, все главные жизненные идеалы, которые делают человека Человеком, издревле заложены в башкирском фольклоре. Но вывести это всё отдельным сюжетом в выстроенном сценарии довольно сложно, если учесть, что представление должно быть ретроспекцией от прошлого к будущему и плюс наполнено современным актуальным и востребованным содержанием. Зритель должен был получить ответ об истинных ценностях на языке искусства. «О, человек, человек!/В тебе — моё сердце,/Во мне — твоё сердце!/Твоё пожелание — моё!/Моё пожелание — твоё!/Время говорить пришло./Тяжёлый и священный век,/Слушай меня, человек!»… Потому мой сценарий — это не готовый сюжет, не миф, легенда или сказочный мотив, которые проще инсценировать, обозначить роли и сыграть. Работая над ним, задумывалась: как добиться того, чтобы зритель очистился, отрёкся от душевных суетных заморочек, злоречия, зависти, равнодушия к судьбе детей и своего народа, и как провести практический и в то же время художественный обряд очищения? «Башкортостан — священная страна!/Белые дороги её открыты./Призываю природы силы!/Призываю силы Добра!/Призываю силы природы!/На этих землях Хызыра дух./Появился дух Ильяса!/Кто верует — видит его!».
В народе бытуют верования о том, что если кому в поле, в дороге покажется святой Хызыр Ильяс, то это благой знак. Придут удача, успех, счастье. Или явление Хызыра — предупреждение о неприятностях, подготовившись к которым, человек преодолеет трудности. В облике незваного гостя у башкир тоже может прийти Хызыр Ильяс и с таким гостем нужно быть очень обходительным, вежливым. Тогда взамен в твой дом, в душу, во все дела твои придёт баракат — благо. Такова народная мудрость. В моем сюжете святой Хызыр является и ставит народу вопросы: «Заслуживаешь ли своё знамя?/Заслуживаешь ли подобную раю Землю?/Достоин ли ты страны, за которую проливали кровь батыры?/Знаешь ли красивейший в мире язык родной?/Добродетелен ли ты с соседом, коллегами, друзьями?/Не гложет ли тебя зависть за успехи других?»… Его речам и вопросам вторил баксы-шаман с бубном в руках, передающий сердцебиение народа. Вот на этом фоне пожеланий, назиданий проходило представление. Такой ход сюжета очень эффектен, поскольку зритель здесь не только зритель, он участник, певец, мудрец, творец, проходит проверку совести, чести, своей состоятельности.
На сцене отсутствовали спецэффекты, фонозаписи, а лишь царили прекрасные голоса певцов, которые, кстати, не только пели, но и танцевали, играли, говорили. И удары дунгура держали сердцебиение зрителей. приношу особую благодарность и признательность артистам за столь большой труд, мастерство и старание. Нам вместе удалось уйти от стереотипов «галстучных героев», поставленных манер поведения, академизма, но создать звучный, оптимистичный, задорный и глубоко философичный живой мир! Мир, который творит и артиста, и зрителя заново, на новом уровне откровений. Это особенно ценно, если мы хотим создавать на сцене искусство, а не ставить эксперименты. Особую силу представлению обеспечили танцы, песни. Здесь были песни, исполняемые редко или вовсе впервые: «Если ты егет», «Хакмара ива», «Айтыш влюблённых», «Выпью я медовуху». В том числе звучали молитвословия, мунажаты и молитвы во имя духов С. Юлаева, З. Валиди, Р. Кушаевой, Ш. Тимергалиной, Ш. Худайбердина, Ш. Бабича, Г. Шафикова и других знаменитых башкир. Ведь программа была посвящена 100‑летию Башкортостана. Уникальные песни и мелодии я записывала во время своих многочисленных экспедиций, и их первое исполнение доверила достойным артистам. Таким образом, весь пласт театрализованного представления стал по сути также оригинальным.
Костюмы артистов были хорошо продуманы по сюжету, цветовой гамме, смысловому значению, а также функциональны и эстетичны. Над ними работали прекрасные мастера Саима Дамировна Хасанова, Эльвира Ильдаровна Муталова. Эти костюмы не перегружены украшениями, позолотой, несоразмерными тамгами, какие ныне носят «эксперты»; этим же грешат и многие модельеры, стараясь таким образом создать «необходимый яркий сценический образ» национального костюма. Подобная профанация костюма создаёт ложный облик народа, а значит и его души, тенденция к внешней красивости, яркости «загрязнила» современную сцену. Молодое поколение при виде надуманной красоты «ради красоты истории» растёт, не доверяя самому себе, а, стало быть, своему национальному вкусу. Напротив, костюмы в «Рух асылы» были самодостаточны в своей гармоничности, слиянии с природой и выражении высокого вкуса, эстетики народа, а также практики, функциональности. Были представлены костюмы всех семи башкирских родов.
Оформление сцены по моим советам и рекомендациям прекрасно выполнила Лилия Сулейманова, человек большой культуры творчества и общения.
После представления восторженные зрители высказывали пожелания, чтобы программу показали по всему Башкортостану, России. Люди уходили с новыми мыслями и представлениями о жизни, с желанием духовного обновления и любви к людям, всему живому, к родине. «Не могу молча встать и покинуть зал. Такое потрясение! Словно в чистую воду окунулась …» — подобным образом признавались многие.
А закончить эти строки хотелось бы оптимистичными словами из представления «Рух асылы»: «Страна башкир станет прекрасной!/Новые силы обретёт народ!/Священную клятву обновит славный народ!/Новые дороги начнёт этот народ!».