Все новости
Народное творчество
22 Апреля 2019, 18:36

Под управлением любви

Грандиозными марш-парадами духовых оркестров на всю страну славилась Республика Башкортостан. Начало этой традиции было положено в 80‑х годах прошлого столетия. В праздничных мероприятиях непременно принимали участие действующие тогда в республике духовые оркестры, в том числе оркестры учебных заведений, музыкальных школ, учреждений культуры. Участников марш-парадов после тщательных отборов набиралось до полутора тысяч. Почти все коллективы были любительскими, особенно в сельских и районных домах культуры. В них занимались дети, школьники, студенты, рабочие, люди разных возрастов, профессий, социальных групп. В 90‑е в силу известных тенденций количество таких мероприятий значительно сократилось, а к концу века значительно уменьшилось и количество духовых оркестров. Массовое площадное духовое оркестровое искусство могло бы и вовсе кануть в лету, если бы к нему в новое историческое время не подтянулись свежие силы — молодые специалисты-духовики. Да и в самой гуще народной обозначился новый эмоциональный отклик на живую патриотическую музыку. Сегодня в парках республики духовые оркестры играют по выходным дням, создавая атмосферу отдыха, собирая людей разного возраста, в том числе и молодёжь. И марш-парады оркестров, сверкающие горячей медью труб, все чаще проходят по главным улицам и площадям наших городов.

Известнейшая на всём постсоветском пространстве Республиканская школа музвоспитанников имени Газиза Альмухаметова (её выпускники обучаются в лучших музыкальных вузах страны, работают в престижных профессиональных духовых оркестрах), по традиции афишируя свою деятельность в средствах массовой информации, набирала одарённых учеников из городов и районов республики на духовое отделение. По телевизору узнали об этом в далёкой башкирской деревне Хусаиново, что в тридцати километрах от города Белорецка, семилетний Ирек и его мама Райля Нурулловна — заведующая начальной сельской школой. «Принимают! В Альмухаметовскую! В школу моей мечты!», — радовался мальчик.
С духовой музыкой Ирек впервые познакомился на районном конкурсе, где во всю мощь звучали известные духовой и джазовый оркестры ДК «Металлург». Он приезжал сюда c мамой, он вообще всё свободное время проводил в «маминой самодеятельности» — та работала по совместительству в их деревенском клубе, маленьком, на пятьдесят мест. На районном смотре сельской художественной самодеятельности Ирек выступал тогда с одной-единственной песней «Эх, матур кызлар!» — «Эх, красивые девушки!». Музыкальный слух Ирека воспитывался на индийских мелодиях и песнях из кинофильмов, которые смотрел с замиранием сердца со всей деревней. В летнее время ритмичный от природы маленький батыр лихо отплясывал башкирский танец «Баик» на подмостках деревенского сабантуя. Кстати, на сабантуе он любил смотреть скачки и сильно переживал за свою любимую лошадь с подбитым глазом, хотел, чтобы Красавчик всегда завоёвывал призовые места. У папы Ирека Равиля Алсынбаевича, главного инженера колхоза «Йондоз», был табун из ста лошадей башкирской породы.
Так вот, услышав о приёме в Альмухаметовскую школу музвоспитанников, Ирек  в августе отправился поступать.
Ирек Равилович Исангужин вспоминает: «Когда на приёмных экзаменах осматривали мой аппарат (губы, зубы…), я, не растерявшись перед своим будущим педагогом по классу тромбона Михаилом Григорьевичем Съединым, смело отрапортовал: «Я каждый день чищу зубы!». Два года на каждом уроке Михаил Григорьевич больно «ноги отбивал ритмом», не слабо надавливая на мои ступни. зато у меня самый чёткий ритм — ни за что не собьёшь. Честь и хвала моему первому учителю! К сожалению, я проучился у него всего два года, Михаил Григорьевич, как тогда говорили, «ушёл на заслуженный отдых». Перешёл в класс Олега Юльевича Зарубина, который играл в Национальном симфоническом оркестре РБ. В 2000‑м он создал в Уфе первый биг-бенд, с которым и я выезжал на фестивали в разные города — Самару, Волгоград, Стерлитамак, Агидель. На очередном конкурсе Олега Лундстрема я стал победителем и был удостоен диплома «Лучший тромбонист фестиваля».
В Уфимскую государственную академию искусств им. Загира Исмагилова я поступил в класс тромбона профессора Зуфара Зиетдиновича Хаматдинова. Все экзамены в период обучения сдавал на «отлично». Зуфар Зиетдинович, помимо школы игры на тромбоне, много дал мне по воспитательной части. Параллельно с учёбой работал концертмейстером в эстрадно-духовом оркестре Уфимского госцирка под руководством дирижёра-флейтиста Сергея Владимировича Алавердяна. Посчастливилось аккомпанировать «львам» в программе Эдуарда Запашного. Было здорово! С 2004 года играл в НСО РБ, совмещая это с работой в БГТОиБ. Закончил учёбу по специальности «Инструментальное исполнительство с квалификацией: преподаватель, артист ансамбля, артист оркестра, концертный исполнитель, дирижёр духового оркестра».
В 2007 году Ирек Равилович приехал в Белорецк и поступил на работу в Детскую музыкальную школу преподавателем по классу духовых инструментов. Творческий фундамент духового отделения был очень прочный, заложенный талантливым педагогом Александром Николаевичем Александровым. Дети исполняли классический репертуар, современную популярную духовую музыку. Шесть лет Ирек Равилович возглавлял это отделение. С педагогическим коллективом школы у него сложились творческие отношения, с интересом общался со специалистами других отделений, участвовал в совместных семинарах,  конкурсах. Такое взаимопонимание, единомыслие сподвигло педагогов к развитию деятельности, стимулирующей юных музыкантов к участию в серьёзных конкурсах. Школе требовались новые духовые инструменты. По нормативу используются все инструменты духового оркестра, в том случае, если состав небольшой, подбираются инструменты для исполнения отобранного репертуара. Началась важная работа по улучшению инструментальной базы, приобрели два тромбона, пять труб и две флейты японской фирмы «Ямаха».
Духовой класс Ирека Равиловича зажил настоящей творческой жизнью. Из числа учащихся он создал джазовый оркестр « Smoll Вand», который становится лауреатом I степени Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «На крыльях таланта» (Уфа, 2012), лауреатом II степени Открытого межрегионального детского конкурса «Играем джаз» (Магнитогорск, 2011). В 2013 году джазовый ансамбль «Funkу Вand» на Региональном детском и юношеском фестивале-конкурсе «Путешествие в Джазленд» в Уфе получает Гран-при. На Региональном конкурсе исполнителей на духовых и ударных инструментах «Фанфары Магнитки» его воспитанники занимают звания лауреатов первой, второй и третьей степеней с 2009 по 2017 год. Отдельные талантливые ученики Ирека Равиловича также успешно выступают на фестивалях и конкурсах. В 2014 году Антон Поляков был удостоен Гран-при на Всероссийском конкурсе юных музыкантов в Уфе. На том же конкурсе Салават Бикбаев в 2013 году занял второе место. На зональном отборочном туре Всероссийского конкурса юных музыкантов в 2017 году (Уфа) Даниил Куликов стал лауреатом I степени.
Выпускники класса Ирека Равиловича нередко связывают свою жизнь с музыкой, продолжают обучение в Уфимском институте искусств им. З. Исмагилова (Артём Кириллов), в Российской академии музыки им. Гнесиных (Рустам Хусаинов), в Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке (Антон Поляков), в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (Антон Серёгин).
В 2012 году педагогический труд Ирека Равиловича Исангужина, воспитывающего талантливых музыкантов‑духовиков, был высоко оценен на Международном конкурсе «На крыльях таланта», он стал победителем в номинации «Лучший преподаватель» (в том же году был назначен на должность директора школы). В 2013 году получил Гран-при Республиканского конкурса исполнительского мастерства преподавателей детских школ искусств и средних специальных учебных заведений и победил в Общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств».
Ирек Равилович ведёт большую концертную деятельность. За это ему вручается почётный знак «Директор года- 2014». В том же 2014 году школа становится лауреатом конкурса «100 лучших школ России» II Всероссийского образовательного форума «Школа будущего: проблемы и перспективы развития современной школы в России». В 2015-2016 году школа — победитель отборочного тура «50 лучших школ искусств России».
За годы его директорства Белорецкая ДМШ продолжала укреплять свою материальную базу. Были приобретены дорогостоящие музыкальные инструменты: концертный рояль «Хофман», девять фортепиано «Циммерман», проведён капитальный ремонт.
В 2018 году Ирек Равилович Исангужин вступил в новую должность — начальника управления культуры Белорецкого района. Он пришёл сюда, как когда-то в оркестровое творчество, чтобы всесторонне поддерживать и развивать культуру — всё, что накоплено за многие десятилетия в районе и городе Белорецке в области исполнительского мастерства, профессионального и самодеятельного искусства, народного творчества. Для этого в его багаже имеются большой опыт, знания, организаторский талант, творческое горение.
Читайте нас: