Все новости
Народное творчество
27 Августа 2019, 17:15

Ритмы и таинства восточных мари

В популярном российском журнале «Вокруг света» немецкая журналистка написала: «Сегодня марийцы — это чуть ли не последние язычники Европы. Со своей оригинальной мифологией, стройной структурой богов и национальной верой. Храмы их — священные рощи, иконы их — столетние липы, дубы и берёзы»… «Дым костра окутывал их дерево, под которым на белой скатерти, на земле лежали их хлеба: блины, перемечи, а в деревянных посудах была налита «шорва» — медовый напиток для бога Юмо».

В популярном российском журнале «Вокруг света» немецкая журналистка написала: «Сегодня марийцы — это чуть ли не последние язычники Европы. Со своей оригинальной мифологией, стройной структурой богов и национальной верой. Храмы их — священные рощи, иконы их — столетние липы, дубы и берёзы»… «Дым костра окутывал их дерево, под которым на белой скатерти, на земле лежали их хлеба: блины, перемечи, а в деревянных посудах была налита «шорва» — медовый напиток для бога Юмо».
В Калтасинском районе, селе Калтасы состоялся V Межрегиональный фестиваль-конкурс народного танца восточных мари «Ший кандыра» — «Серебряная верёвочка‑2019». Он был посвящён 100‑летию образования Республики Башкортостан. Организаторами мероприятия выступили Министерство культуры РБ, РЦНТ, Дом дружбы народов РБ, Региональная марийская национально-культурная автономия «Эрвел мари РБ», РНМЦ НТ и КДУ Республики Марий Эл, Администрация муниципального района Калтасинский район РБ.
Впервые фестиваль прошёл в 2011 году, с тех пор повторяется с постоянной периодичностью — раз в два года. В первом принимали участие танцевальные коллективы из двадцати населённых пунктов Башкортостана, гости из Москвы, Уфы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нефтекамска, из республик Марий Эл, Удмуртия и Пермского края. В 2013 году, когда все участники и гости праздника пошли в пляс по главной улице села Калтасы, они образовали «верёвочку» длиной в две тысячи триста метров, установив мировой рекорд в номинации «Самый длинный в мире восточно-марийский танец». Так деревенский танец восточных мари «Ший кандыра» — «Серебряная верёвочка» достойно вошёл в Российскую Книгу рекордов и достижений. В 2015 году фестиваль-конкурс собрал более пятисот участников из Башкортостана, Мордовии, Коми, Татарстана, Свердловской области, города Екатеринбурга…
Десятого августа, субботним солнечным днём, калтасинцы вновь приветствовали гостей на своём любимом празднике — на площади возле отреставрированного к всеобщей радости Дома культуры, реконструкция которого проведена в рамках программы «100 объектов — к столетию республики». Но сначала собравшиеся всем миром посетили выставку декоративно-прикладного творчества «Кидмастера» — «Народные умельцы», национально-этнографические подворья, приняли участие в параде, флешмобе и, конечно, в массовом исполнение танца «Ший кандыра».
Тридцать один танцевальный коллектив из Балтачевского, Бураевского, Дюртюлинского, Калтасинского, Краснокамского, Нуримановского, Мишкинского, Шаранского, Янаульского районов РБ, а также из рес­публик Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, Свердловской области прибыли, чтобы сплести в Калтасах собственный вариант «Верёвочки». Прологовая композиция «Ший кандыра семже дене пырля кушталте йолташ» погрузила всех участников мероприятия в «единовременный акт таинства». Священник, обращаясь к Юмо (Богу), произносил тексты древних молитв. Этот ритуал глубоко символичен, он «объединял пламенные сердца молящихся в единую цепь сердец». Из него следовало: «Ме шикш йымал калык» — «Мы народ, живущий под священным дымом»; на звёздном небе у нас свои созвездия — Шордо шудыр (созвездие Лося), Лудо пыжаш (Утиное гнездо), Ылымде шудыр (ось Вселенной — Полярная звезда); в деревенский храм Юмо — священную рощу — молящиеся уходили очищать свою заблудшую душу».
А затем на главной сцене началось состязание по исполнению народного танца восточных мари «Ший кандыра». В первой номинации «Аутентичный (бытовой) танец «Кандырам пунен куштымаш» — «Народная верёвочка» приняли участие делегации населённых пунктов (сёл, деревень, посёлков), исполнившие по два художественных номера. В этой главной номинации была ярко продемонстрирована не только этнографическая достоверность, художественная ценность танца, но и сохранность локальных вокальных и инструментальных традиций, народного костюма.
В номинации «Сценический танец «Кандырам пунен куштымаш» — «Сценическая верёвочка» приняли участие творческие коллективы, самодеятельные народные ансамбли. По условиям конкурса, они тоже исполнили по два номера, поставленные на основе бытовых танцев восточных мари: «Латкокыт», «Ваш миен», «Кид совен», «Вич пар» и других.
Детские ансамбли показали свои танцы в тех же номинациях. А всего конкурсантами было представлено жюри и публике шестьдесят пять танцевальных номеров. Это свадебные обрядовые, аутентично-бытовые, игровые, деревенские молодёжные танцы, старинные плясовые, фольклорные композиции. Ярко, динамично проиллюстрировали свои возможности следующие этно-фольклорные и фольклорно-хореографические марийские ансамбли: «Чимари», народный семейный фольклорный ансамбль семьи Асеевых, «Весела сескем» (Нуримановский район); «Йогын вуд», «Таныптур сем» (Краснокамский район); «Ныргындыш сем», «Варале сем», «Эксклюзив», «Вис вис» (Удмуртия); «Калык сем» (Дюртюлинский район), «Керей сем», «Арка марий», «Умыр кас», «Марий кумыл», «Райдем райдем», «Кумыл», «Мур памаш», «Висвис», «21 век», «Савак» (Калтасинский район); «Ош виче сем» (Уфа); «Ош пеледыш» (Шаранский район); «Муро Эм» (Мишкинский район); «Яндар памш» (Екатеринбург); «Шонанпыл» (Янаульский район); «Рвезылык», «Ужара» (Балтачевский район); «Курмызак олык» (Татарстан). В их исполнении «Кандыра» предстала «воплощением марийского язычества в форме деревенского танца».
Жюри под председательством директора марийского научно-методического центра Тамары Викторовны Дмитриевой своим пристрастным и профессиональным видением распознало всю глубину содержания каждого танца, скрытую в нём архаичную форму, сакральную идею марийского народа. «Ритмы этого уникального народного танца содержат в себе восторг марийца-язычника от раздирающего его чувства полноты жизни, от простого физического бытия. Как следствие этого, перед своим Юмо (Богом) — Природой — мариец выражает свои чувства различными «формами движений жизни в природе: поступательной, вращательной, колебательной» (по Л. Гумилёву), — отмечал Георгий Калитов. — В этом плане танец «Кандыра» можно поставить в один ряд с танцем пчёл или весенним танцем некоторых птиц, например, серых журавлей… Художественный образ лежит в основе любого произведения искусства, а танец «Кандыра», безусловно, является произведением народного искусства, следовательно, это похоже на образное воплощение марийского язычества в танце. Танец монументален. Это выражается в первую очередь в его лаконичной, ясной форме, величественном содержании. Отсюда можно сделать вывод, что он возник когда-то как ритуал. Как действо. Как гимн жизни… В комплексе с национальной одеждой, мужской и женской, этническими музыкальными инструментами, ритмами, барабанами она, «Кандыра», воплощает архаическую этническую эстетику и народное понимание и представление прекрасного».
С особым воодушевлением, увлечением, эмоциональностью, страстью, подъёмом духа, в едином порыве народного энтузиазма, заражая всем этим одновременно танцующих и зрителей, были исполнены танцы: «Курмызак олык», «Переглядки», «Латкоктык», «Ялук дене куштымаш», «Ончем шудырат огыл», «Ныргындинская восьмёрка», «Весела кумыл», «Весела сексен», «Эрвел куштамаш», «Ильнетская круговая», «Вечёрка», «Кандыра», « Марий такмак влак», «Кугесе сем», «Ваш келшалын илена», «Кандырам пунен куштымаш», «Ончем шудырат огыл», «Танец с платками»…
Подводя итоги конкурсных выступлений, жюри единодушно присудило Гран-при народному ансамблю танца «Эрвел» (Мишкинский район) в номинации «Сценический танец» и ансамблю «Амче вел» (д. Амзибаш, Калтасинский район) — в номинации «Аутентичный (бытовой) танец». И у всех, кто стал свидетелем этой яркой, невероятно энергичной, зажигательной фестивальной феерии, не осталось сомнения в том, что «танец восточных марийцев «Кандыра», как артефакт языческой эстетики, безусловно (!) является культурным кодом всего марийского народа».