Все новости
Народное творчество
27 Августа 2019, 17:11

Свет веры

В разгар лета в селе Стерлибашево прошёл V Региональный конкурс исполнителей мунаджат «Иман нуры» — «Свет веры». Конкурс заслуженно стал брендовым мероприятием района, имея под собой глубокие исторические корни. Мунаджат в переводе с арабского означает разговор с самим собой, обращение, мольба к Аллаху.

«Стерлибашевское медресе — один из живых центров мусульманской науки в России».
В. В. Бартольд, российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог, один из основателей российской школы востоковедения, член Императорского Православного Палестинского общества, академик Санкт-Петербургской Академии наук.


В разгар лета в селе Стерлибашево прошёл V Региональный конкурс исполнителей мунаджат «Иман нуры» — «Свет веры». Конкурс заслуженно стал брендовым мероприятием района, имея под собой глубокие исторические корни. Мунаджат в переводе с арабского означает разговор с самим собой, обращение, мольба к Аллаху.


Начальник отдела культуры Стерлибашевского района Райфа Низаметдиновна Галиева: «Почему именно в Стерлибашево проводится конкурс «Иман нуры»? На то есть веские основания. Ещё в дореволюционную эпоху на обширной территории между Волгой и Зауральем действовал ряд известнейших медресе, которые по праву считались центрами национального просветительства того времени. Это «Мухамадия» (1882 г.) в Казани, «Гусмания» и «Галия» (1887 и 1906 гг.) в Уфе, «Хусания» (1890 г.) в Оренбурге, «Расулия» (1884 г.) в Троицке, ныне Челябинская область. Среди крупных медресе, действовавших на территории Башкирии и в других уголках огромной России, было и ещё одно учебное заведение такого же уровня, может быть, первое в нашем крае, открытое ещё в 1720 году, но располагалось оно не в городе, а в глубинке — селе Стерлибашево. С его появлением начинается восхождение Стерлибашево как центра просвещения на юге Башкортостана. В учебную программу медресе входило освоение арабского, персидского, казахского языков, хадисов, толкование Корана, здесь преподавали логику (мантыйк), мусульманскую догматику, историю и философию ислама, грамматику, географию, арифметику, естествознание. Желающих обучаться в медресе было так много, что к концу XIX века оно размещалось в 30‑ти больших зданиях, а по переписи 1897 года каждый четвёртый житель Стерлибашево был шакирдом. Шакирды медресе, владевшие пером, несли искусство исполнения мунаджатов в массы как устно, так и письменно. Известнейший учёный С. Г. Рыбаков, член Русского географического общества, внёсший большой вклад в развитие историографии, краеведения, фольклористики и музыкальной этнографии башкир, писал о Стерлибашевском медресе в «Уфимских губернских ведомостях» от 26 марта 1876 года: «Исключительная популярность притягивала в Стерлибашевское медресе молодёжь со всего Российского востока, среди обучающихся там шакирдов встречались даже жители Бухары — этого признанного центра высшего образования мусульман». И действительно, тогда в наше село съезжались учиться шакирды из казахских и киргизских степей, Оренбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Минзилинска и других городов, сёл, деревень.

Сегодня, продолжая добрые многовековые традиции, три мечети села, учреждения народного образования и культуры, жители района стремятся сохранять и приумножать славу Стерлибашевского медресе. Мы находимся в постоянном поиске — занимаемся краеведением, исследуем, находим, развиваемся. Уверены, что, лишь узнав историю нашего села и в целом башкирского края, возможно лучше понять и оценить современную жизнь. А потому считаем, что проведение регионального конкурса исполнителей мунаджатов по праву принадлежит нашему району, и, надеемся, статус его возрастёт до республиканского.

В рамках конкурса мы привлекаем внимание общественных организаций к возрождению и развитию редко исполняемого жанра мунаджат, выявляем и поддерживаем лучших исполнителей, которые, в свою очередь, передают молодёжи на живом примере уникальное культурное наследие. Мунаджат, в отличие от канонических религиозных текстов, которые распеваются на арабском языке, даёт возможность обращаться к Всевышнему на родном языке. И ещё мунаджат — это своеобразное направление народного творчества, словесно-музыкальное искусство, формировавшееся в течение веков и воплотившее в себе историю, жизнь, быт, духовный мир наших предков. Другими словами, это народная летопись, «переплетённая» художественным осмыслением».

Организаторами конкурсам выступили Министерство культуры РБ, Кумертауский филиал РЦНТ, отдел культуры Муниципального района Стерлибашевский район.

В назначенный час конкурсанты из Зианчуринского, Куюргазинского, Стерлибашевского, Миякинского, Фёдоровского районов, городов Ишимбай и Кумертау подъехали к районному Дому культуры. Их встречали нарядные, одетые в национальные костюмы представители общественной организации «Айгинэйзэр», сумевшие создать атмосферу праздничности и радушного гостеприимства. Тут же работники районной межпоселенческой библиотеки приглашали всех в юрту, установленную перед РДК, щедро угощали чаем, кумысом, баурсаком. Далее гости проходили в зрительный зал. Когда он был полон, под музыку песни «Иман нуры» поднялся занавес и вышедший на сцену глава администрации района Фанур Зуфарович Туктаров торжественно объявил о начале конкурса и поздравил с этим всех присутствующих.

Жюри конкурса возглавила доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РБ, сэсэния, главный научный сотрудник ИИЯЛ УФИЦ РАН Розалия Асфандияровна Султангареева. В состав жюри вошли: Радик Биктимирович Динахметов, композитор, музыкант, исполнитель мунаджатов; Минихана Ишмухаметовна Багаутдинова, народный учитель РБ, лауреат премии Зайнаб Биишевой, кандидат филологических наук, почётный работник общего образования РФ. Выступление конкурсантов проводилось по двум возрастным категориям (до 17 лет и с 18 лет) и по трём номинациям: в первой — исполнение мунаджата, во второй — исполнение насихата, в третьей — исполнение религиозных мусульманских песен.

Розалия Асфандияровна Султангареева, председатель жюри конкурса «Иман нуры»: «Мунаджат — религиозное исламское песнопение, исполняемое напевным речитативом. «Мунаж» в переводе с арабского «книга хвалы», «чтение», а также, как отмечал С. Рыбаков, это «мунофот» — восхваление Аллаха («Песни уральских мусульман с очерком их быта» 1897.С. 127). Слово «мунаджат» арабо-персидского происхождения и означает мольба к Аллаху, молитва, тайная беседа. Жанр занимает важное место в духовной культуре всех народов, исповедующих ислам. Здесь главными являются мотивы обращённости к Всевышнему Аллаху, природным силам и божествам. Культурный текст мунаджат формируется, осваивая эстетические ценности, ценности учения коранических сказаний, хадисов (исламских нравоучений), внедряется в массы миссионерами, духовными служителями, муллами и является общим для тюркоязычного, среднеазиатского фольклора жанром. Всю свою духовную жизнь, помыслы и достижения верующий пропускает через призму поклонения Аллаху, посвящает благодарения Ему, искренне стремясь получить прощение за неразумные ошибки, содеянные грехи, совершая проступки во имя того, чтобы очистить сердце, душу: «О, Ходай, прости уж ты/Всех верующих людей/И не лишай милости этой/Нас, грешных людей». По тематико-содержательным, функциональным, эмоциональным особенностям они различаются: мунаджаты первые — о смерти и поминовениях предков; вторые — восхваления Аллаха Единого и Одного; третьи — о пророках, святых, вероучителях; четвёртые — прославляющие религиозное образование, учёность, знания об исламском вероучении; пятые посвящены религиозным праздникам, торжествам; шестые — о неволе, изгнаниях (зиндан монэжэттэре); седьмые — из эпических сказаний, книжных достояний («Юсуф и Зулейха», «Тагир и Зухра» др.); восьмые — мунаджаты-межлисов; девятые — мунаджаты-зикры.

Эпоха разгула отрицания ислама (изгнание мулл в Сибирь и репрессии в отношении служителей религии, сжигание религиозной, просветительской литературы) нанесла неизгладимый урон духовной жизни народов. Почти разрушен был религиозно-нравственный код нации. В 1982 году, во время первой своей экспедиции по Мечетлинскому, Дуванскому, Белокатайскому районам, я собрала большой фонд мунаджатов. Однако тогда было ещё настороженное отношение к этим ценностям, и возможность публикации их оставалась под большим вопросом. К великой радости, том «Мунаджаты» из серии «Башкорт халык ижады» (составитель, автор вступительной статьи и комментариев Р. А. Сультангареева — ред.) вышел недавно цельным объёмным изданием и стал поистине подарком народу. Презентация этой книги состоялась здесь, на V Региональном конкурсе исполнителей мунаджатов «Иман нуры», тем самым определив его высокий научный и культурологический уровень.

Из года в год мы с радостью отмечаем совершенствование этого конкурса, качественный рост, содержательность. Особое уважение вызывает то, что к сохранению и популяризации исполнительских традиций его организаторы подходят не формально, а со знанием дела, уважением, бережно. Доблестное отношение к народному творчеству в целом присуще людям достойным, с высокой гражданской позицией, искренней любовью и уважающим себя. Ибо народное творчество — лоно нашего духовно-нравственного рождения. Духовную Мать уважать завещано предками.

Мунаджаты — камерный жанр, это интимно-страстное обращение человека к Всевышнему, искренний разговор с Ним и тонкие психологические откровения о Душе. Поэтому, чтобы вывести всё это творчество на сцену, требуется соблюдение особых правил и высокого вкуса, трепетного отношения. Только с искренними посылами можно беречь и передавать поколениям вековые ценности! Исполнители Пятого конкурса старались придерживаться этих принципов. Хорошо продуманы и грамотны были номинации: «Дини йыр» — «Религиозные песни», «Мунаджаты», а также ансамблевое исполнение и «Насихаты» — «Назидания». Особо отмечалось детское исполнение мунаджатов. В ходе конкурса я отмечала положительно нарастающий интерес исполнителей к жанру, качественно новый уровень подготовки. Галия Абдульманова (Зианчуринский район) завоевала Гран-при. Она исполнила мунаджат из народного творчества (не собственного сочинения), соблюла знаковые характеристики жанра — напевность, медитативность, эмоциональную наполненность, спокойно-величавое интонирование. Райля Калмурзина, известный знаток фольклора и старины, замечательная исполнительница, заняла первое место. Жюри особо отметило выступление ансамбля «Айгинэйзэр» из Фёдоровского района, который придерживался обрядовых правил исполнения мунаджатов, сопровождал их молитвами. Удивила своим выступлением Вилена Мурясова, спевшая мунаджат на арабском языке. 15‑летняя девушка системно ведёт освоение традиций религиозных молитвословий, расширяет репертуар. Все занявшие призовые места участники — достойные продолжатели традиций мунаджатов: ансамбли «Кундерякай», «Ынйылар», «Шэфэк», «Айгинэйзэр», солисты Н. Кагирова, А. Казыкова, А. Муразбаева, Ф. Сатучина, И. Фаттахов, З. Асадуллина и другие.

Этот конкурс стал спасительным путём сохранения человечности, человеческого в век духовного кризиса. Он, безусловно, способствует укреплению веры (иман) во Всевышнего, который щедр ко всем, кто идёт к нему с открытой душой. Потому это путь победителей, и у них впереди новые откровения».

Стерлибашевский район — искони регион большого числа мечетей, развитого религиозного образования и духовного просвещения. Потому «Иман нуры» может и должен стать главным конкурсом мунаджатсы. Эта идея получила единодушное одобрение и поддержку на мастер-классе и презентации книги Р. А. Султангареевой «Мунаджаты». Такая организация конкурса, когда соединяются научно-практическое освоение теории и исполнительское искусство, — самый оптимальный и эффективный принцип продолжения традиций, верности заветам предков и, что наиболее важно, сохранения чистоты и аутентичности, содержательной ценности народного творчества.

«Иман нуры» в переводе на русский означает «Свет веры». Пусть же этот свет озаряет вековечный путь духовно-нравственного становления человека.
Читайте нас: