Все новости
Народное творчество
23 Декабря 2019, 15:56

Хранительницы народного искусства

У разных народов на всех континентах мира декорировали одежду и её детали с помощью различных техник: ткачества, вышивки, плетения, шитья и т. д. Сегодня существует немало проектов, целью которых является привлечение современного человека – как сельчанина, так и горожанина, к традиционной культуре наших предков.

Автор — Людмила Гориченская
Башкирская женщина, «хранительница искусства своего народа», она «составляет узоры в своей голове».
Русский этнограф М. Круковский, 1908 г.
В деревнях на северо-востоке Башкирии, особенно в сёлах Белянка, Арсланово, Шакурово у каждой женщины было по нескольку комплектов вышитых платьев и фартуков. У некоторых было по 15–17 пар. Мы были поражены многообразием узоров, которые ни в одном из платьев не повторялись…
С. Шитова, руководитель этнографических экспедиций ИИЯЛ БАССР, 1968 г.
У разных народов на всех континентах мира декорировали одежду и её детали с помощью различных техник: ткачества, вышивки, плетения, шитья и т. д. Сегодня существует немало проектов, целью которых является привлечение современного человека – как сельчанина, так и горожанина, к традиционной культуре наших предков.
В нашей республике этому во многом способствуют культурно-досуговые учреждения — сельские клубы, дома и дворцы культуры, которые активно включаются в работу по изучению и популяризации традиционной культуры башкирского народа и в том числе национального костюма. Повсеместно в них создаются условия для обучения и передачи ремесленных, песенных, инструментальных знаний, которыми владели наши предки, постепенно налаживаются коммуникации между профессионалами и любителями, которые объединены интересом к этнокультурному наследию. Активный поиск новых форм продвижения традиций идёт среди работников сферы культуры. Результатом такого поиска становятся различные фолк-арт-проекты, красочные дефиле национального костюма, показы «этно-стиль», в которых комплекты одежды воспроизводят черты народного костюма. Эти показы сопровождаются подлинным живым звучанием старинной песни и музыки «этнофьюжн», представляющим смесь этнических и современных музыкальных стилей народов Республики Башкортостана.
Башкирский народный костюм в своём обрамлении отличается неповторимым колоритом и многими локальными техниками исполнения. Он одновременно выполняет обрядовую, утилитарную и декоративную функцию.
О художественном языке традиционного башкирского орнамента, по материалам этнографической экспедиции в Белокатайский район, организованной летом 2019 г., в преддверии Всемирной фольклориады –2020, рассказывает руководитель Сарвар Рашитовна Сурина:
— Вышивание — любимое занятие башкирских женщин. Вышитые платья и фартуки, тканые полотенца и скатерти, отороченные позументом и украшенные монетами колпаки и нагрудники присутствовали в женском гардеробе издавна.
В верховьях Уфимки (Караидели), на северо-востоке Башкортостана живут башкиры из родов балакатай, улукатай, дуван, айли, упей, кушчи, терсяк, гайна. Это край тамбурной вышивки! Здесь широко распространён самый древний вид тамбурного шитья «кайыу» или «элме». Башкирская тамбурная вышивка отличается богатством цвета, разнообразием узора. Узоры с растительным орнаментом вышивались на женских платьях и фартуках, на головных платках и колпаках, на мужских рубашках, занавесках для матицы (корфанак), молитвенных ковриках (намазлык), скатертях. Секреты тамбурного шитья «кайыу» у каждой мастерицы свои. И крючки-то свои они берегут пуще глаза! Говорят, что нет орудия труда нежнее и острее этих крючков. Играет крючок с нитью и тканью, будто плывёт рыбка золотая, окунаясь из волны в волну. Водит крючок рука мастерицы, создавая причудливые рисунки, то ли цветы, то ли листья и стебли, то ли знаки какие или рога и глаза диковинных животных. Ручная работа всегда ценится. Важно, чтобы автор был художником от природы, только тогда вышивка радует глаз подбором ткани, нитей, рисунка, цвета.
Каждого, кто приезжает на свадьбу или на праздник в село Белянка Белокатайского района, хозяева непременно встречают в вышитых платьях и фартуках, национальных костюмах северо-восточных башкир, вышитых руками заслуженных мастериц из народного клуба «Тамбур».
История этого объединения начиналась в 2001 году. Тогда ещё была жива Сабира-апай Миндибаева, чьи уникальные изделия переходили с выставки на выставку. Она и учила женщин азам ремесла, ведь многие, особенно те, кто моложе, впервые взяли в руки крючок. В первое время завклубом д. Киреево Ильгизар Хакимов собирал вышивальщиц у себя дома, делал им крючки из больших шорных иголок, потом они стали по очереди собираться друг у друга. Сидели с песнями, с разговорами, хозяйка дома готовила угощения. Пели так славно, что со временем завклубом начал привлекать их на разные мероприятия в качестве фольк­лорного ансамбля. Вскоре ансамблю понадобилось название, и, перелистав словарь башкирско-русского языка, остановились на «Серзеш», что в переводе значит «друг сердечный, хранитель секрета». Всем понравилось, так и стали называться. Одновременно и вышивали, и занимались фольклором. Сами сделали себе костюмы, украсили вышивкой платья, передники. В 2004 году поехали в них как хозяева районной юрты на первый «Салават ыйыйны» — республиканский фольклорный праздник, который проходил около села Малояз и был посвящён 250‑летию Салавата Юлаева. В тот день все гости праздника увидели совершенно новые, «с иголочки и крючка», искусно вышитые тамбуром одежды белокатайских мастериц. Все отметили, как это необычно, красиво, оригинально.
В 2006 году клубу было присвоено почётное звание «народный». Но тут выяснилось, что их творчество следует разделить на два направления: промысел и фольклор. С тех пор коллектив, когда он выступает на сцене, называют «Серзеш», а когда занимается вышивкой — «Тамбур».
Выступления фольклорного ансамбля «Серзеш» в национальных костюмах, исполненных по старинным образцам, хранящимся в прабабушкиных сундуках, стали показателем работы клуба «Тамбур» (теперь у него более широкое название: народная студия декоративно-прикладного искусства). Каждая участница собственноручно вышила себе платье и фартук, перенеся узоры с одежды своей матери, сестры или свекрови. Они доказали подлинную самобытность башкирского народного костюма. Не заимствовано, не вывезено — своё! Свои особые качества: строгость и яркость. Но эта строгость освещена взрывом цвета в девичьих нарядах и торжественным покоем в одежде пожилых женщин. Руководители фольклорного ансамбля «Серзеш» Сайда Ахтямова и народной студии «Тамбур» Венера Галиакбарова собрали настоящих мастериц. Среди них люди разных профессий: ветераны-педагоги, медсёстры и бухгалтера, колхозницы и работницы совхозных предприятий, но все они преданы искусству вышивки, с удовольствием отыскивают и возрождают родные «уряняки» — орнаменты, вышитые тамбуром.
В последние годы мастерицы из «Тамбура» — постоянные участники всероссийских, межрегиональных, республиканских выставок декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Их вышитые платья, фартуки, платки не раз становились победителями выставок и удостаивались лауреатских дипломов первых степеней. «Тамбур» успешно показывал образцы башкирского национального костюма и на конкурсах международного уровня, которые проходили в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Йошкар-Оле… На престижном Республиканском фестивале башкирского сценического костюма «Селтер» (2009, 2012) клуб стал обладателем Гран-при. На XIX Бажовском фестивале народного творчества в Челябинске (2011) также получил Гран-при. На Международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно — Эрато» (2012) в Москве вышивальщицы из Белокатайского района были отмечены дипломом лауреатов 3‑й степени в номинации «Лучший восточный костюм».
Башкирский костюм столь же разнообразен и богат, как природа и история нашей республики. Вышитая тамбуром национальная одежда является брендом Башкортостана, считают белокатайцы. С нею возвращено нам дерзкое, ищущее искусство. А в искусстве ничто не может быть забыто!
Читайте нас: