В этот волнующий момент виновница торжества, быть может, вспоминала первый бесценный подарок дворца, который Алиса Терентьевна получила в 1995 году от бывшего руководителя хора Сергея Борисовича Михайлова (ныне директора ГДК): он доверил ей стать хормейстером уже известного на всю страну академического коллектива. К тому времени под руководством Сергея Михайлова хор имел престижные награды: Диплом Союза композиторов СССР, Диплом Большого театра СССР, а в 1985‑м ему было присвоено почётное звание «Народный коллектив». А самое главное то, что академический хор был гордостью Белорецка — города, в котором юная Алиса начинала делать первые шаги в большой мир музыки.
Рассказывает Алиса Терентьевна Гайдаренко:
— Скажу просто: для меня музыка и есть жизнь. Музыкой был наполнен каждый мой день с раннего детства. В нашей семье всегда пели, да и не только в нашей — тогда пели все. Народные песни сплачивали людей, их знали, ценили, и шло это от сердца. В двадцатых годах, когда в молодой республике Страны Советов был голод, в Белорецк из Ленинграда привезли детей-сирот. Моя бабушка работала в одном из детских домов, а там у ленинградских воспитательниц был большой сборник песен. Бабушка, обладая великолепной памятью и хорошим слухом, выучила наизусть все произведения. Так в нашей семье появился новый репертуар, в том числе и романсы. Мой папа Терентий Дмитриевич Климовцев — фронтовик, после войны он был председателем завкома профсоюзов комбината, участвовал в самодеятельных концертах, блестяще играл на балалайке. И дома, конечно, играл. Мама Александра Фёдоровна — педагог, она прекрасно пела, первой в городе ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры БАССР». Мой брат Евгений в восемь лет взял в руки аккордеон, мог играть по памяти любую мелодию, у него были уникальные музыкальные способности. Жаль, что не стал музыкантом.
После окончания десятого класса я по совету мамы поехала поступать в Магнитогорское музыкальное училище. Там меня встретил и прослушал Генрих Любовицкий, который тут же вынес вердикт: «Поступаешь на вокальное отделение!». Училище — это подарок судьбы. У нас были прекрасные педагоги: Владислав Чернушенко, Герхард Цес, Семён Эйдинов, Виталий Васильев. Обучаясь одновременно на двух отделениях — вокальном и дирижёрско-хоровом, я ещё и пела в знаменитой, гремевшей на весь Советский Союз эйдиновской хоровой капелле (Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова — ред.). Экзамены сдавала досрочно и ездила с концертами по всей стране. Этот опыт можно назвать бесценным.
После училища, получив диплом, с честью выдержала экзамены в Казанскую государственную консерваторию. Там все дни и ночи напролёт оттачивала своё мастерство под руководством сильнейших преподавателей и пела в хоре маститого дирижёра Семёна Абрамовича Казачкова.
После окончания консерватории поехала в Бобруйск — место распределения супруга, который был военным. Там руководила хоровой капеллой учителей города.
Вскоре мы переехали в Минск, и я заняла должность руководителя детского хора при Дворце культуры текстильщиков. Тогда в Белоруссии начали открываться общеобразовательные школы с музыкальным уклоном и меня пригласили на должность руководителя одной из них. Мы не только занимались музыкой непосредственно в школе, но и выступали с концертами по всей Белоруссии, Украине, России. В восьмидесятых годах приезжали и в мой родной Белорецк, жили в Арском камне и дали много концертов. У ребят осталась масса впечатлений от той поездки! Со своими белорусскими воспитанниками поддерживаю связь и сегодня, знаю, что любовь к музыке они пронесли через всю жизнь и привили её своим детям.
В начале девяностых годов мой педагог по музыкальному училищу Владислав Чернушенко, тогда руководитель Ленинградской хоровой капеллой имени Михаила Глинки, пригласил меня поработать в его коллективе. Трудилась без устали! Но так сложились обстоятельства, что вернулась в Белорецк. Здесь первое время преподавала в музыкальной школе, позже заступила на должность руководителя народного академического хора, который в своё время создал в городе Николай Александрович Лобков. А уже потом под руководством Сергея Борисовича Михайлова исполнительское мастерство его участников выросло настолько, что хор получил всесоюзное признание. Многие из хористов, не имея музыкального образования, были до самозабвения преданы музыке, песне: Анастасия Субботина, Ахнав Закиров, Амир Ахметзянов, Рафис Ясавеев, Флюра Хасанова, Лидия Булатова, Юлия Кирюхина, Лариса Шабанова. Это энтузиасты своего дела, внёсшие большой вклад в развитие хора и поющие в нём до сих пор! А чтобы успешно заниматься академическим пением, нужно многое: знать или учить ноты, иметь очень тонкий слух, постоянно прислушиваться к формированию звука, научиться правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, верно держать корпус… Это целая наука, которой хористы овладевают благодаря упорству и трудолюбию, терпению и мастерству.
Наш хор является неоднократным обладателем Гран-при Межрегионального фестиваля хоров и хоровых ансамблей «Звёзды Белоречья», лауреатом Всероссийского фестиваля хоровых коллективов. В 2015 году нам было присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации».
В 2000 году я возглавила ещё один коллектив — народный вокальный квартет «Элегия». Его талантливые участницы Лариса Шабанова, Татьяна Воробьёва, Юлия Кирюхина и Елена Гневнова неустанно дарят слушателям своё искусство, которое отличается яркостью, глубиной, виртуозным исполнением сольных партий и высокой духовностью! Квартет также не раз добивался призовых мест на межрегиональных и республиканских конкурсах и фестивалях. Каждый концерт «Элегии» — значимое событие в культурной жизни нашего города.
Алиса Терентьевна Гайдаренко может рассказывать о своём хоре, квартете, музыке бесконечно. А что говорят о ней самой те, кем она руководит, с кем вместе находится в непрерывном творческом потоке? Участники хора единодушны во мнении: «Наш руководитель притягивает нас как магнит!». «Алиса — отличный психолог: она умеет выстроить репетицию так, что все произведения заучиваются быстро, мы даже не успеваем понять, насколько они сложны. Так было, например, с концертной программой, которую возили на Всероссийский фестиваль хоровых коллективов в Нижний Новгород. Мы были единственным самодеятельным коллективом и выступили так, что профессионалы были изумлены. Да и сами потом удивлялись: как можно было выучить и исполнить такие сложные произведения! Именно после триумфального выступления на том фестивале решением всероссийского жюри нашему хору присвоили звание «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации».
…Вернемся к тому, с чего начали эти заметки, к юбилейному вечеру в честь хормейстера А. Т. Гайдаренко. Прежде других её поздравил директор ГДК Сергей Борисович Михайлов, он же коллега по цеху, поскольку руководит мужской хоровой капеллой. Он пригласил зрителей «пройти тот жизненный путь, которым шло старшее поколение». Публика встретила предложение бурными овациями. И это действительно было путешествие во времени. Алиса Терентьевна с упоением вспоминала вехи своей жизни, на экране появлялись иллюстрирующие их фотографии, в унисон звучала музыка… Так, песню «Мой ковыль», исполненную академическим хором, когда-то пели родные нашей именинницы. Это произведение мало кому известно, и зрители были удивлены, узнав, что его родина — Белорецкий район. Далее разнообразие музыкальных номеров было подобно яркому калейдоскопу: русская народная песня, духовная музыка, романсы, песни советских композиторов, отрывок из оперетты «Сильва» …Восхищению публики не было предела!