Самые торжественные моменты фестиваля проходили на сцене кигинского Дворца культуры, где среди зрителей находились люди, особенно дорогие и горячо чтимые — ветераны Великой Отечественной войны. Во время концертно-театрализованных представлений словно оживали страницы дневниковых военных записей земляков, ставших свидетелями жестоких событий, на экране мелькали фотографии и фрагменты кинодокументов, рассказывающих о тяжёлых боях, фронтовом быте, о встречах ветеранов в послевоенный мирный период…
Зрители, почётные гости фестиваля и члены жюри познакомились и по достоинству оценили выступления районов и в числе прочих — театрализованный концерт «Созвездие «Победа»» Белокатайского района, который стоит того, чтобы рассказать о нём подробнее.
Действительно, нельзя было не восхититься тщательно продуманной программой, безупречно подобранным и использованным местным фольклорным материалом, столь созвучным военной теме и достойно отразившим героическое прошлое белокатайцев.
Рассказывает начальник отдела культуры администрации Белокатайского района Татьяна Александровна Ковалёва:
— Настойчиво изучая историческое военное прошлое наших земляков периода 1941–1945 гг., мы с работниками культуры — режиссёрами, сценаристами, музыкантами, художниками, творческими коллективами культурно-досуговых учреждений — пришли к мысли о необходимости включения в программу театрализованного концерт «Созвездие «Победа»» традиционных жанров исконно русской народной песни Белокатайского района времён войны. Главный подтекст сценария также был увенчан посылом фольклорных и обрядовых действ тех лет, торжественно завершивших нашу фестивальную программу. Мы приложили немало усилий, чтобы встреча с патриотическим народным искусством Белокатайского края стала праздником как для самих участников концерта, так и многочисленных зрителей, собравшихся в зале ДК, чтобы она прошла в атмосфере соборности, согласия и радости за Великую Победу.
Воскресным солнечным днём 22 июня 1941 года многие жители Белокатайского района были заняты строительством шоссейной дороги, которая одновременно должна была стать плотиной на реке Васелга в селе Новобелокатай. Здесь предполагалось построить Белокатайскую ГЭС. По воспоминаниям очевидцев, в тот день на стройку приехал секретарь райкома ВКП(б) Гребнев, собрал людей и объявил страшную весть о начале войны. Сразу началась мобилизация. И зазвучали на проводах сочинённые жителями первые военные белокатайские частушки: «Сорок первый год не забуду я,/В июне месяце началась война./Собираю я в саду чёрную смородину,/У меня четыре брата защищают Родину». «Милый мой, пойдём домой, пойдём, моя картиночка!/Ты уедешь на войну — останусь сиротиночка». «Проводила я милёночка на фронт фашистов бить,/На прощанье обещала одного его любить./Проводила брата старшего и милку на войну./По обоим буду плакать, кто дороже — не пойму». Как и вся страна, белокатайцы провожали своих будущих героев на фронт. На все лады заливались гармошки и тальянки, повсюду надрывно, по-русски, голосили бабы и слышались отзвуки безудержного не то горя, не то веселья, от отчаянья прозванные в народе «проводы». «Распроклятая Германия затеяла войну,/Увезли мово милого, меня оставили одну./Золото моё колечко укатилось под кровать./Кто завлёк моё сердечко, тот уехал воевать./Дорога моя подруга, наши дроли далеко,/Где советские снаряды роют землю глубоко./Мой милёнок в Ленинграде управляет ротою,/А я тоже не гуляю — на быках работаю».
С «Уральской кадрили» началась программа «Созвездие «Победа»» творческого коллектива нашего района. Многие аутентичные народные танцы, к сожалению, стёрлись из людской памяти и давно не исполняются ни в быту, ни на сценических районных площадках. «Уральская кадриль» — это реставрированная под руководством этнолога, ведущего методиста Центра народной культуры города Екатеринбурга В. Печняка народная хореография, опирающаяся на архивные записи, словесные или изобразительные описания, а также полевой материал, собранный на Урале. Главной задачей при исполнении было сохранить непринуждённость, естественность, не допустить ничего надуманного, не прибегать к методу стилизации фольклора, чтобы не исказить его региональную принадлежность и неповторимость.
Народный хор русской песни «Край берёзовый» и народный фольклорный ансамбль «Берестиночка» представили уникальный обряд «Проводы рекрута». Обрядовый характер проводам придали причитания, в которых отобразились трагические события: «Ох, и мамонька моя, зачем спородила меня,/На ноги поставила да на войну отправила?» «Не от кустика родился — от родимой матушки,/Только на ноги поднялся — повезли в солдатушки». «Во солдаты собирался — голубочком извился./С отцом, с матерью простился — весь слезами улился». Картина, развернувшаяся на сцене, погрузила зрителей в атмосферу тех дней, когда народ, вновь провожая своих мужей и сыновей на войну, в очередной раз извлёк из памяти эти четверостишия-частушки, расцвеченные подлинным диалектом и богатством старинной речи: «Вот она и заиграла двадцать пять на двадцать пять,/Вот она и зарыдала, чернобровая, опять». «Паровозик маленький, голосочек тоненький./Ты куды меня повёз, я ещё молоденький»… И с надрывом голосили матери, жёны, невесты (женская группа хора): «Ой, провожала, жалко стало, у ворот заплакала./Я платочком вытирала, а с платочка капало». «У окошка я стояла, у разбитого окна./Мне сказали — друга взяли, я разбила сразу два!». «Ох, не ходите девки яром, всё равно увалитесь./Не любите рекрутов, всё равно останетесь». «Ой, что-то бело пролетело, на моё окошко село./Белая касаточка — осталась я солдаточка». В исполненном обряде мы отразили местные историко-культурные, художественные и сохранившиеся до наших дней певческие традиции. Необходимо подчеркнуть, что тексты плача рекрута, частушек сложились задолго до июня 1941 года. Позже часть из них была записана нашим краеведом, участником Великой Отечественной войны П. П. Бунаковым и вошла в раздел «Рекрутчина и солдатчина, армия» сборника частушек «В Карлыханово поют, а в Емаше слышно», изданного в Белокатайском районе в 2008 году.
Проходят века, меняются исторические события, люди, и только связь народной песни с жизнью народа остаётся неизменной, обеспечивающей сохранение генетической памяти.
В годы войны из Белокатайского района были призваны 6632 человека, 3242 из них погибли или пропали без вести, умерли от ран и болезней. Навечно вписаны в историю имена героев! Пётр Иванович Поспелов — полный кавалер ордена Славы, артиллерийский разведчик, участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Белоруссию, участвовал во взятии Берлина. Герой Советского Союза Игнатий Семёнович Дятлов закончил войну в Германии, отбил у немцев плацдарм на реке Одр и удерживал его целые сутки. Герой Советского Союза Александр Фёдорович Патраков под огнём противника лично установил более пяти тысяч мин и снял около двух тысяч. Погиб в 1943 году, звание Героя ему присвоено посмертно. Александр Алексеевич Худяков героически проявил себя при форсировании рек Днестр, Прут и штурме города Черновцы, погиб через десять дней после присвоения ему звания Героя Советского Союза. В апреле 1942 года из нашего района были призваны 25 девушек. Воевали они в зенитной части под Сталинградом. Боевое крещение приняли в августе 1942 года. Погибли Анна Пленкова, Нина Чусова, Анна Козлова, Наташа Чиркова, Варя Кислицына, Дина Малухина, Мария Зубарева, Нина Сидорова. Полная драматизма жестокая правда о войне рассказана в миниатюрах «Чемодан конфет», «Одна я вернулась к маме…», «Партизанки» (по страницам документальной повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»).
Пронзительно звенели «Страдания», которые исполнила заслуженный работник культуры РБ Людмила Декало под аккомпанемент балалайки, обычно задорной и лукавой в руках Юрия Теплых и Александра Кузнецова, на сей раз плачущей, рвущей сердце на части: «Я любила сокола, красивого, высокого. Я любила всей душой, а он в солдатушки ушёл./Я не знаю, где убит, я не знаю, где зарыт,/Только знаю, что залёточка за Родину погиб».
Важной художественной составляющей концертной программы стал башкирский обряд усмирения духа войны в исполнении народного фольклорного ансамбля «Ак тирма». Некогда обряд был записан в Белокатайском районе в ходе этнографической экспедиции доктором филологических наук, заслуженным работником культуры Башкирской АССР Розалией Асфандияровной Султангареевой. Сакральный смысл обряда имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков, и построен на традиции обращения за помощью в бедах к силам природы, веровании в магию, материализацию совершаемых ритуальных действий. Результат увеличивался многократно, если их совершали коллективно. В обряде усмирения духа войны девушки и женщины, проводившие на фронт отцов, мужей, сыновей, братьев, идут к подножию священной горы и совершают ритуал для достижения одной-единственной цели — изгнания духа войны! Слова искренней молитвы, их короткие призывы изгнать беду, смерть, голод находят поддержку и отклик в сердцах зрителей. В этих священных действиях сходятся воедино вера, время, пространство и, конечно, они полны стремления и в наше неспокойное время не допустить распространения духа войны.
Театрализованный концерт состоял из следующих тематических блоков: «Эпигаф»; «Пролог», сюда входила танцевальная композиция «Особенные звёзды» в исполнении хореографического ансамбля «Свободное движение»; «Проводы» — «Уральская кадриль»; «Звёзды героев» — композиция «Молитва» в исполнении танцевального коллектива РДК; «Звёзды на обелисках» — инсценировка повести «У войны не женское лицо», «Страдания» в исполнении Л. Декало, Ю. Теплых, А. Кузнецова; «Звезда Давида» — монолог «Путешествие» А. Багаутдинова, танцевальная композиция «Концлагерь» в исполнении хореографического ансамбля «Свободное движение»; «Невспыхнувшие звёзды» — инсценировка повести «У войны не женское лицо», танцевальная композиция «Дети войны» в исполнении ансамбля «Рандеву»; «Ожидание» — обряд «Усмирение духа войны»; «Радость Победы»: «Девушки, ура, ура! На границе тишина./Сорок пятого, девятого, закончилась война./Вот и кончилась война — придут ребята ротами./Я своёго дорогого встречу за воротами! (перепляс исполнили хореографические ансамбли «Забава», «Попурри», «Конфети»). И, наконец, финал «Созвездия «Победа» — ориентир для всех живущих: « Жертвой будь голубой, предрассветной…/В тёмных безднах беззвучно сгори…/ И ты будешь звездою Обетной,/Возвещающей близость зари» (Н. Гумилёв).
Концертная программа, включившая в себя уникальные образцы башкирского и русского фольклора, тематические аутентичные номера, явила собой бесценный материал фольклористики — реконструкции белокатайской обрядовой и песенной традиций. Каждый исполненный номер стал важным штрихом к образу регионального архетипа — белокатайской песни, обряда, свежей народной жанровой зарисовкой: «Запели ладно, стройно, не спеша —/Восходит разум к небу по ступенькам./Внимает радостно крылатая душа/Забытой песне старой деревеньки».