Все новости

«Шăпчăк сасси» собирает молодёжь

Чуваши (самоназвания — чаваш, анатри, виръял, мижерь) – один из многочисленных тюркоязычных народов Башкортостана (по переписи 2002 года их 117 317 человек): больше только в Татарстане и самой Республике Чувашии.

Автор — Людмила Гориченская
Чуваши (самоназвания — чаваш, анатри, виръял, мижерь) – один из многочисленных тюркоязычных народов Башкортостана (по переписи 2002 года их 117 317 человек): больше только в Татарстане и самой Республике Чувашии.
Сильный приток чувашей в наши края наблюдался в XVI–XIX вв. Их появление не было случайным. В то время Южный Урал представлял регион, где крепостничество не было ещё строгой нормой жизненного уклада, в отличие от Поволжья, где крепостное право было закреплено прочно. За четыре века, оторванные от исторической Родины, чуваши Башкирии прибрели ряд особенностей. Так, среди них появились мусульмане (д. Зириклы Бижбулякского района, д. Базгиево Шаранского района, с. Ахатово Бакалинского района). В Поволжье мусульман среди чувашей нет, там подавляющее большинство их исповедует православие, часть называют себя язычниками.
Крупнейший центр изучения чувашского языка в республике — воскресная школа имени П. М. Миронова в Уфе. Чувашский язык входит в булгарскую группу тюркских языков. Литературный язык оформился на основе низового диалекта. Основоположником чувашского литературного языка стал уроженец Башкортостана, классик чувашской литературы К. И. Иванов. Башкортостан — родина многих выдающихся деятелей чувашской культуры, внёсших весомый вклад в отечественную и мировую литературу, науку, искусство.
Более половины чувашей проживает в сельской местности, остальные — в городах Уфе, Стерлитамаке, Белебее, Салавате, Мелеузе, Октябрьском, Кумертау. Сельские живут вперемежку с русскими, башкирами, татарами, мордвой, но большинство чувашских селений — однонациональные. Наиболее крупные из них Бишкаин и Чуваш-Карамалы в Аургазинском районе, Базлык и Кош-Елга в Бижбулякском, Чуваш-Кубово и Кожай-Семёновка в Иглинском, Суук-Чишма в Кармаскалинском, Новые Карамалы в Миякинском районах.
В культурно-досуговых учреждениях республики организованы сотни чувашских фольклорных и вокальных ансамблей, драмколлективов, этнографических, исторических объединений. Чувашские культурные центры работают в Уфе, Стерлитамаке, Ишимбае. Обращение чувашей Башкортостана к своим национальным традициям, фольклору и современным их формам и ритмам, основанным на многовековой преемственности, позволяет развивать устойчивый интерес к родной культуре у чувашской молодёжи. Ярким примером тому является Межрегиональный конкурс молодых исполнителей чувашской эстрадной песни «Шапчак сасси» — «Соловьиный голос».
Рассказывает начальник отдела культуры Администрации Бижбулякского района Елена Павловна Арефьева:
— Традиции, как известно, не рождаются сами по себе. Кто-то должен сделать первый шаг, сказать первое слово. Так было и с конкурсом молодых исполнителей чувашской эстрадной песни «Шапчак сасси», который зародился ещё в далёком 2001 году на благодатной Бижбулякской земле. Однако тогда никто и предположить не мог, что вскоре он приобретёт статус межрегионального, и география его участников будет только расширяться. Инициатива проведения этого конкурса, пропагандирующего богатое самобытное песенное творчество чувашей республики, исходила от отдела культуры Бижбулякского района и в дальнейшем всецело была одобрена и поддержана руководством Республиканского центра народного творчества. Благодаря слаженной организационно-творческой работе специалистов отдела культуры, администрации муниципального района и, конечно же, первых кураторов конкурса — Л. Глухаревой и ныне заместителя главного редактора журнала «Рампа. Культура Башкортостана» Л. Гориченской — «Шапчак сасси» сразу показал высокий уровень и, безусловно, способствовал широкому развитию чувашского эстрадного вокального искусства в республике, воспитанию духовной культуры молодёжи, повышению её национального самосознания.
Молодёжный конкурс чувашской эстрадной песни в Бижбуляке стал традиционным и проводился с периодичностью раз в два года. С годами он стремительно развивался, к нам стали приезжать участники из других регионов, тем самым обостряя дух соперничества и стремления к победе. Последние пять лет, то есть с 2014 по 2019 годы, конкурс проходил в городе Стерлитамаке.
Нынешний, 2020 года конкурс, стал особенным. Он вернулся на свою историческую родину, на прекрасную бижбулякскую сцену, вновь собрав самых ярких, талантливых и темпераментных молодых исполнителей.
Заместитель главы администрации Бижбулякского района Артур Зарипов, приветствуя конкурсантов и гостей праздника, отметил, что «Шапчак сасси» имеет уже 25‑летнюю историю и в четвёртый раз проходит в краю легендарной Нарспи, на родине основоположника чувашской литературы Константина Иванова, музыканта-фольклориста Филиппа Вуколова — Эрлика, видного политического деятеля Антонины Нухрат, актрисы, поэтессы Ираиды Петровой-Нарс и других талантливых личностей, прославивших чувашскую культуры. «Где бы ни проходил этот конкурс, неизменно на пьедестале победителей оказываются участники, представляющие наш богатый талантами Бижбулякский район», — подчеркнул Артур Зарипов.
На этот раз в вокальном состязании приняли участие 28 молодых самодеятельных и профессиональных эстрадных исполнителей в возрасте от 14 до 35 лет из Ермекеевского, Белебеевского, Давлекановского, Шаранского, Миякинского, Фёдоровского, Ишимбайского, Кармаскалинского, Бижбулякского районов и города Стерлитамака Республики Башкортостан. Межрегиональный статус мероприятия подтвердили участники из Татарстана и Чувашской Республики. Выступления участников были самобытными, интересными, все они слаженно пропели и продемонстрировали свои неповторимые голосовые возможности. В отборочных прослушиваниях конкурса у всех была возможность показать себя в разном репертуаре, передохнуть между ними, прийти в себя, взять реванш.
Для грамотной и объективной оценки конкурсантов жюри придерживалось чётких критериев: исполнительское мастерство, эмоциональность, выразительность исполнения, раскрытие музыкального образа, актёрские возможности, соответствие костюма исполняемому произведению. В состав жюри вошли заслуженный артист Чувашской Республики, композитор, певец и актёр Михаил Фёдоров (Чебоксары); лауреат конкурса «Шапчак сасси-2001», певец, композитор, аранжировщик, автор музыки гимна «Шапчак сасси» Павел Яковлев (Самара); лауреат Всечувашского конкурса эстрадной песни «Кемел саса-2015», финалист Всероссийского конкурса молодых исполнителей «И не только балалайка», лауреат I Всероссийского конкурса вокалистов на приз Миляуши Муртазиной Екатерина Емельянова (Уфа); директор автономной некоммерческой организации «Центр развития культуры и спорта «Фаворит» продюсер Алексей Васильев. Выбрать лучших среди ярких задорных «эстрадников» оказалось нелегко, поэтому дипломами и памятными подарками жюри одарило всех.
Кульминацией чувашского эстрадного песенного праздника явилась церемония награждения победителей. Лауреатами межрегионального вокального конкурса «Шапчак сасси‑2020» стали: Ляйсан Фёдорова (Стерлитамак) — лауреат I степени; Игорь Иванов (Чувашская Республика) — лауреат II степени; Ильдар Рахимгулов (Стерлитамак) — лауреат III степени. Дипломантами конкурса названы: Диана Илларионова (Бижбулякский район) — дипломант I степени; Мария Черникова (Республика Татарстан) — дипломант II степени; Вячеслав Григорьев (Бижбулякский район) — дипломант III степени. Гран-при конкурса «Шапчак сасси‑2020» удостоена Анастасия Иванова (Бижбулякский район).
Почётными гостями этого яркого и масштабного мероприятия стали: Людмила Ивановна Мурманская, председатель исполкома Региональной общественной организации «Канаш» Республики Башкортостан; Вера Ивановна Васильева, председатель Канаша чувашей Бижбулякского района; Юрий Анатольевич Петров, исполняющий обязанности председателя исполкома Региональной общественной организации «Национальное культурное объединение чувашей РБ»; Зарипов Артур Мухлисович, заместитель главы администрации Бижбулякского района.
Таким образом, благодаря заботе и особому вниманию организаторов, учредителей конкурса и неиссякаемой любви чувашского народа к родному песенному творчеству, «Шапчак сасси» продолжает пульсировать, словно живое сердце, объединяя людей, неравнодушных к своей истории и культуре.
Читайте нас: