Все новости

Заповедные напевы над Белой рекой

Сегодня более шестидесяти различных народов называют Башкортостан своей малой родиной. Среди них и бывшие переселенцы с берегов Волги – марийцы. Они пришли на башкирские земли в начале XVII века, когда только завершились так называемые черемисские войны, в ходе которых русские войска Ивана Грозного завоевали всё Поволжье. Часть их расселилась по северо-западным районам нашего края. Учёные-этнографы выделяют марийское население Башкортостана, Пермского края и Свердловской области в отдельную группу – лугово‑восточные марийцы. Причина, по которой этот народ оказался в Прибелье, носила сугубо религиозный характер. Московское государство проводило политику насильственной христианизации народов Поволжья. Избегая церковного пресса, марийцы отправились на восточные земли, где его власть была ещё достаточно слабой.

Автор — Людмила Гориченская
Сегодня более шестидесяти различных народов называют Башкортостан своей малой родиной. Среди них и бывшие переселенцы с берегов Волги – марийцы. Они пришли на башкирские земли в начале XVII века, когда только завершились так называемые черемисские войны, в ходе которых русские войска Ивана Грозного завоевали всё Поволжье. Часть их расселилась по северо-западным районам нашего края. Учёные-этнографы выделяют марийское население Башкортостана, Пермского края и Свердловской области в отдельную группу – лугово‑восточные марийцы. Причина, по которой этот народ оказался в Прибелье, носила сугубо религиозный характер. Московское государство проводило политику насильственной христианизации народов Поволжья. Избегая церковного пресса, марийцы отправились на восточные земли, где его власть была ещё достаточно слабой.
В современном Башкортостане марийцев много, по численности они уступают лишь проживающим на своей исторической Родине — Марий Эл. Две трети живут в сельской местности, в основном в Бакалинском, Белебеевском, Бирском, Илишевском, Краснокамском, Калтасинском, Мишкинском, Шаранском районах, треть — в городах Уфа, Нефтекамск, Благовещенск, Салават, Стерлитамак, Туймазы, Янаул. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, марийцев у нас 105 829 человек.
Основными направлениями дея­тельности учреждений культуры с марийскими самодеятельными коллективами являются сохранение и популяризация народных традиций этого древнего этноса. Многие творческие коллективы глубоко погружаются в свой фольклор. Среди них особо выделяется народный марийский фольк­лорно-этнографический ансамбль «Ош виче сем» — «Напевы реки Белой», действующий при Центре культуры и народного творчества Орджоникидзевского района города Уфы. Путь коллектива — исключительно своя собственная локальная традиция. Этот уникальный ансамбль ищет её истоки, корни, поднимает родственные контакты и в соответствии с этим выстраивает концертную деятельность. За годы своего существования он накопил большой этнографический материал и опыт, приобрёл неповторимый исполнительский характер. огромная заслуга в этом принадлежит руководителю ансамбля Лире Сахибовне Фатыховой, удостоенной Знака РФ «За достижения в культуре». Вот как она рассказывает о своём детище:
— Чуть более года назад «Ош виче сем» отметил своё 30‑летие. Ансамбль находится в самом расцвете творческой деятельности. По мере возможности ездит с концертами по районам Башкортостана и не только. В 2017 году нам выпало счастье принять участие в фестивале «Марийская восьмёрка», который проходил в Менделеевском районе Республики Татарстан. Почему «восьмёрка»? Элементарно: рисунок марийского танца напоминает цифру восемь. Ансамбль представлял город Уфу, мы исполнили программу, которую все участники фестиваля встретили весьма тепло. А главный танец, который мы танцевали вместе, растянулся на целый километр. В нашей республике он называется «Ший кандра» («Серебряная верёвочка»).
В ноябре 2018 года ансамблю предстояло подтверждать звание «народный». Вот мы волновались! И это несмотря на то, что у нас за плечами известность, обширный репертуар, достойные костюмы… А дело в том, что нам предстояло показывать народные обряды, чего раньше мы никогда не делали. Мы певческий ансамбль с множеством старинных народных песен в репертуаре, с прекрасными солистами — настоящими соловьями Лидией Янсубаевой и Елизаветой Кочиной, с дуэтами и трио. Кроме народных, исполняем песни современных авторов — М. М. Александрова, С. Н. Макова, В. А. Волкова, А. К. Яшмолкина, М. С. Степанова и других композиторов респуб­лики Марий Эл. С удовольствием поём песни собственных самодеятельных композиторов и участников ансамб­ля — Зинаиды Имановой («Шум корно») и Лидии Ишкуатовой («Эр кинелам», «Саламлыме муро»). А вот обрядов в нашем репертуаре не было. Пришлось работать над этим, перестраиваться, осваивать театрально-сценическую речь, движения, режиссуру и прочее.
Мы подготовили для представления жюри фрагмент старинного свадебного обряда «Одевание невесты». Ансамбль исполнил четыре старинные обрядовые песни: «Суан-вате муро», «Кадыр-кудыр» и другие. Со страхом ждали вердикта комиссии… И вот — победа! Все члены жюри искренне поздравляли нас, желали успехов. Это было настолько неожиданно! Нас признали! Значит отныне мы полноценный фольклорный ансамбль!
Не забыть выступления в Конгресс-холле «Торатау», куда нас пригласили вместе с народными марийскими коллективами республики. Мы, конечно, были о них осведомлены и знакомы друг с другом, но все вместе не собирались ни разу. Наш ансамбль пользовался успехом, и соплеменники всё просили и просили нас петь. Особенно публике нравились такие известные для всех марийцев Башкортостана песни, как «Муралтенат муралтен», «Ай, хай», «Тыние лай», «Уна муро». Потом мы пели все вместе и фотографировались. Это было очень волнующее мероприятие!
Ежегодно в начале января марийцы отмечают старинный зимний праздник «Шорыкйол» («Овечья нога»). Мы тоже не остаёмся в стороне. В этом году устроили настоящий театральный спектакль. Все участники были увлечены подготовкой к нему, старались качественно выполнить всё, что требовалось для его проведения. Вспомнили, как украшались дома, и принесли старинные полотенца, скатерти; вспомнили, какие блюда готовились к столу, и напекли блинов, пирогов, наварили традиционного пива… Гостям и детям приготовили подарки — мешочки с конфетами, печеньем, пряниками. Вспомнили, какие песни пели на этом празднике наши бабушки, мамы — «Пурыза ойлаш влак», «Ой, луй модыш», «Устел гына покшелне» и другие, всего их восемь — и срочно разучили всем ансамблем. Главными действующими лицами нашего театрализованного действа были Васликуза и Васликугуза, перед которыми хозяева держали ответ: как они подготовились к зиме, чему научили детей… 4 января 2020 г. наш праздник «Шорыкйол» был показан в Центре культуры и народного творчества Орджоникидзевского района, что на улице Мира, 12 в Уфе. Собралось около сотни человек зрителей.
Текущий год насыщен событиями. Главное — 75 летие Победы в Великой Отечественной войне1941–1945 гг. И вновь наш ансамбль окунается в новый для него формат деятельности — готовит праздничный концерт в виде музыкально-литературного театрализованного представления. В нём звучали народные марийские песни — о том, как провожали на фронт воинов («Пеш мардежан»), как люди переживали тяжести жизни в тылу («Кудыр вуян кукулан»), как волновались за любимых («Ош куэ»), горевали о погибших («Пытартышкыл»). Всего в концерте нами было исполнено двенадцать таких песен, а также песня М. Блантера «Катюша» на марийском языке.
Конечно, мы не обходим вниманием творчество нашего марийского композитора Андрея Яковлевича Эшпая. На городском семинаре, который проходил в марийской воскресной школе этой весной,15 марта, ансамбль «Ош виче сем» исполнил несколько его песен из кинофильмов «Жажда», «Исправленному верить». А песню «А снег идёт» из фильма «Карьера Димы Горина» ансамбль разучил вместе со слушателями семинара.
Читайте нас: