Все новости

Хорошо быть свободным!

Образцовый коллектив Свободный балет «Без комментариев» при Городском Доме культуры города Октябрьского известен и в республике, и далеко за её пределами. Увенчанный множеством наград, танцевальный ансамбль признаётся профессионалами одним из самых оригинальных и новаторских по форме. И всё это благодаря его руководителю Ивану Анатольевичу Фалькину.

Автор — Элла Молочковецкая

Образцовый коллектив Свободный балет «Без комментариев» при Городском Доме культуры города Октябрьского известен и в республике, и далеко за её пределами. Увенчанный множеством наград, танцевальный ансамбль признаётся профессионалами одним из самых оригинальных и новаторских по форме. И всё это благодаря его руководителю Ивану Анатольевичу Фалькину.
Конечно, так его называют ученики, а для многих он остаётся просто Ваней — молодым чутким педагогом, талантливым балетмейстером. Просматривая информацию о Фалькине в интернете, я поняла, что устных восхищённых отзывов больше, чем напечатанных. Поэтому расспросы начала «с нуля».
— Иван Анатольевич, где вы родились? Имели ли отношение к искусству ваши родители? Когда вы начали заниматься танцами?
— Я родился в закрытом городе Межгорье, там провёл детство и юность. В Уфе часто бывал на концертах, поэтому знал весь столичный «бомонд». В Октябрьском живу одиннадцатый год, переехал сюда по работе.
Мои родители не имеют прямого отношения к искусству, хотя мама работала одно время во Дворце культуры Межгорья, на тот момент он назывался клуб «Юбилейный». Думаю, что именно оттуда «растут ноги» моего увлечения танцами. Я был тамошним «сыном полка», занимался, пожалуй, во всех имеющихся коллективах, был задействован и в театре, и в массовых танцевальных постановках. Без лишней скромности скажу: был мальчиком способным, запоминал всё через пару мгновений, поэтому меня приглашали везде. Помню свой первый танец в три года. С тех пор сцену я не покидаю. Однажды мир покорила ламбада и настолько очаровала меня, что я записался в танцевальный коллектив и нереально полюбил это дело.
— Получили ли вы классическое хореографическое образование? Занимались ли в каких-то танцевальных студиях?
— Помимо танцевальных коллективов Межгорья, я учился в Башкирском республиканском колледже культуры и искусства в городе Стерлитамаке у замечательных педагогов Гузели и Роберта Ишмаковых и Светланы Шарифьяновны Обориной. И ещё — в известном всей республике образцовом хореографическом ансамбле «Солнышко». Также доводилось заниматься с ребятами из Гаскаровского ансамбля, с которыми мы вместе учились. Мой великолепный наставник — Айдар Хизбуллович Зубайдуллин.
— Что послужило источниками вдохновения для дальнейшей деятельности в области балета, музыки, театра?
— Конечно, всё идёт из детства, когда я понял, что сцена и только сцена — моё призвание. Я черпаю идеи повсюду, будь то погода, настроение, фильмы, проходящий мимо по улице человек, то есть из самой жизни во всех её проявлениях.
— Каким был первый танцевальный коллектив, который вы создали?
— Он был создан в 1997 году и до сих пор существует. Это образцовый шоу-балет «Киплинг» на базе ДК «Кристалл» города Межгорье.
— Расскажите, пожалуйста, о Свободном балете «Без комментариев» — когда и как он был сформирован, кто стал его участниками, где вы базировались, какой был репертуар?
— Переехав в Октябрьский, я сразу начал работу над созданием нового коллектива. Это были 2008–2009 годы. Базировались мы, как и сейчас, в ГДК «Геофизик». Первоначально в ансамбль входили заинтересованные люди без какой-либо хореографической подготовки: борцы, боксёры, девочки-парикмахеры, фотографы — те целе­устремленные личности, которые думали, как я, хотели творить, болеть одним делом, вместе работать. И это было замечательно!
Репертуар у нас был очень ярким, временами раздражающим и нервозным. До сих пор нас вспоминают, как «самый эпатажный коллектив» республики. Мы тогда давали жару! Отработав почти год, поехали на первый наш конкурс, очень представительный, и завоевали Гран-при! Правда, вручили его нам скромно, в кулуарах… Но сам факт, что мы за полгода смогли создать сильную программу, сделавшую нам имя, и показаться на конкурсе, много для нас значил. После этого на любом конкурсе ансамбль стали узнавать — у нас был свой почерк. И не было случая, чтобы мы не привозили победные дипломы. В принципе, такая же картина и сейчас, и я рад сказать, что «Без комментариев» — далеко не последний коллектив в городе.
На три-четыре года я отлучался из ансамбля в творческий отпуск. Затем уговорили вернуться. Название коллектива осталось, но сменился состав — мне дали детей из другого кружка. Казалось, они уже были подготовлены хореографически, но не к моему творческому напору, так что часть времени мы потратили на притирку. За год были восстановлены многие номера, и мы объединили всё, чему воспитанники научились, в большой концерт, прошедший очень успешно.
— Какими качествами должен обладать руководитель танцевального коллектива, хореограф? Кем вы являетесь для своих ребят, «отцом родным» или диктатором?
— Руководитель должен быть руководителем. Без ложной скромности могу сказать, что я руководитель, хореограф, балетмейстер, педагог. Дети, вне зависимости от возраста, называют меня «папой». Для меня это тоже «дочки» и «сыночки», я их люблю и обожаю. Мне бывает до слёз жалко расставаться с ними в конце учебного года. И приятно видеть, что многие выбирают ту же дорогу, что когда-то выбрал я. Они возвращаются и становятся педагогами в моём коллективе. Это настоящее счастье!
— Понимаю, как не любят подобные вопросы люди творческие, но все-таки: о чём ваши танцы? Это отдельные номера или концептуальные, связанные друг с другом зарисовки? Были ли за последнее время масштабные постановки?
— Ставлю я обо всём. Раньше это было, скорее, о том мире, что окружает нас. Люблю театрализованные представления, номера с использованием всевозможного реквизита. Мне нравится ставить философские номера, основанные на истории. Важно, чтобы после просмотра каждого номера люди думали. Пусть они до конца не поймут авторского замысла, но уже хорошо, если где-то ощутят параллели со своей личностью, какими-то жизненными историями. Сейчас я всё чаще обращаюсь к классической манере, в танцах появляется всё больше академизма. Девочки надевают балетные туфли и пачки-«шопенки». В своё время я танцевал во всех жанрах и хочу, чтобы мои ученики переняли как можно больше, на практике узнали историю танцевального мира, стали универсальными танцовщиками.
— Расскажите, пожалуйста, о тех больших городских мероприятиях, режиссёром которых вы были за последний год?
— Поскольку я являюсь режиссёром-постановщиком масштабных театрализованных представлений, то меня часто приглашают работать над теми или иными проектами. Езжу по разным городам, областям, республикам, например, в Татарстан. Я люблю глобальность, поэтому мы не раз становились участниками правительственных концертов, различных мероприятий, связанных с большими событиями. Ряд номеров был посвящён башкирскому быту, основан на внимательном изучении его истории. Реквизит был изготовлен в нашей мастерской и использовался в таких больших работах, как «Наследие Хумай» и «Сердце Евразии». Они всегда вызывают аплодисменты на концертах и победы на конкурсах.
Главные даты, которые отмечаются в нашем городе, это День Победы, День города, совпадающий с Днем нефтяника, и, конечно, Республиканский праздник Курая. В минувшем мае должна была состояться юбилейная, 20‑я церемония праздника, но из-за карантина перенесена.
В общем, около десяти лет из двадцати моей творческой биографии я занимаюсь большими проектами. Это всегда интересно, даёт опыт, дарит встречи с коллегами и что-то новое, неизведанное.
— Как вам сидится в самоизоляции? Это огромное препятствие для такого мобильного человека, как вы, или шанс о чём-то хорошо подумать?
— Кому как, а мне самоизоляция пошла на пользу. Вообще, я оптимистичный человек и не люблю педалировать негативные моменты. У нас ежедневно проходили онлайн-занятия. Это было трудно, непривычно и — здорово! За два месяца мы подготовили набросков на три постановки, которые, думаю, скоро удивят не только наш город, но и республику. Было время перелопатить музыкальный материал, который я годами откладывал. Появилось очень много идей и зарисовок. Ещё я доделал дома ремонт, перемыл окна. Единственное, о чем можно пожалеть, — разлука с детьми. Мы реально скучаем без живого общения друг с другом.
— Как будет развиваться жизнь вашего коллектива, когда отменят все ограничения?
— Думаю, всё будет отлично! Работы мы не боимся, нам понадобится всего неделя, чтобы привести в тонус свои мышцы, а дальше — в путь, навстречу прекрасному. Ведь девиз нашего коллектива: «Хорошо быть свободным!».
Читайте нас: