На её уроках дети постигают самый разнообразный тематический материал, связанный с жанрами народного творчества, знакомятся с русскими песнями и манерой их исполнения, осваивают бытовую хореографию, сценическое мастерство, игру на простейших музыкальных инструментах: свистульках, жалейках, ложках, трещотках… А затем они вместе с педагогом готовят интересные сценические программы для ансамбля. Зачастую это комплексные обрядовые действа, в которых есть всё: песни, игры, хореографические картинки и зарисовки… Марина Ивановна постоянно работает над повышением исполнительского, образовательного и профессионального уровня воспитанников.
Башкортостан — полиэтнический регион, народы живут здесь в братском согласии, уважают культуру и традиции друг друга. Поэтому и русский фольклор в исполнении детского ансамбля «Хрустальный родничок» всегда и везде, на каких бы то ни было районных праздниках или республиканских мероприятиях, воспринимается многонациональной публикой как своё, родное, с искренним дружелюбием.
Марина Ивановна про себя рассказывает:
—Я родилась в селе Петровское Ишимбайского района, на древней юрматинской земле, лежащей у отрогов Уральских гор, в пойме рек Белой, Тайрук и Селеук. Моё детство прошло средь широких степных полей и уходящих за горизонт густых лесов, в краю дивно красивой природы, богатых и щедрых недр, трудолюбивых и радушных людей. «И вижу я себя ребёнком, и кругом/Родные всё места: высокий барский дом/И сад с разрушенной теплицей;/Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,/А за прудом село дымится — и встают/Вдали туманы над полями…». Эти лермонтовские строки всегда напоминают мне о Петровском. И вот удивительно: именно они припомнились мне, когда я в первый раз приехала в село Языково! Его пейзаж тоже почти полностью совпал с впечатлениями великого русского поэта.
В нашей семье в Петровском часто бывали гости, устраивались весёлые посиделки с гармошкой, русскими песнями. Бывало, запоёт отец, родня, а я тихонько слушаю… Так и впитывала многогранную культуру своей малой родины. В школе активно участвовала во всех мероприятиях, солировала в хоре. Уроки музыки нам преподавала заслуженный учитель РБ Лидия Кузминична Федонина. Я всегда восхищалась её красивым голосом и педагогическим талантом. А в свободное от учёбы время я стремглав бежала в местный дом культуры, участвовала во всех кружках художественной самодеятельности. Особенно любила театральный, где меня научили искусству артистично держаться на сцене. Азы вокала я получала у мастера своего дела Рамили Минигужевны Рахматуллиной. Она научила меня свободно петь в русской манере и как-то раз, это было уже в старших классах, сказала: «Марина, ты талантливая и трудолюбивая. У тебя хорошие вокальные данные. Я бы тебе посоветовала поступать в Салаватское музыкальное училище на специальность «Хоровое дирижирование», отделение русского народного хора». И я последовала её совету.
Студенческие годы стали годами первых музыкальных открытий, жадного изучения всего нового и интересного, упорного продвижения к обретению любимой профессии. Я очень благодарна преподавателям училища, которые вложили в нас всю свою душу, весь педагогический бесценный опыт. Незабываемы уроки Людмилы Васильевны Наянзиной (постановка голоса), Галины Викторовны Рожковой (хоровые дисциплины), Ольги Юрьевны Тарасовой (Картовенко, расшифровка народной этнической музыки), Ольги Михайловны Конахиной (дирижирование). Это люди большого такта, дисциплины и таланта!
Получив по окончании училища специальность «Руководитель хора и творческого коллектива. Преподаватель, артист хора и ансамбля», я продолжила учёбу в Челябинской государственной академии культуры и искусства. Пошла на отделение фольклористики, на специальность «Народное художественное творчество». Считаю, что и здесь мне очень повезло с преподавателями. Уроки по постановке голоса и ансамблю я брала у профессора кафедры этнокультурного образования Надежды Ивановны Бухариной, заслуженного работника культуры России, лауреата премии губернатора Челябинской области. Моя квалификация после ЧГАКИ — «Руководитель этнокультурного центра».
Полученные обширные и достаточно глубокие знания музыкального русского фольклора и подвигли меня на создание ансамбля «Хрустальный родничок».
В русском фольклоре музыка и тексты, движения в танце и костюмы — всё есть плоть от плоти земли родимой, от нехитрого крестьянского быта. От «… ещё не обмятого сена, возвышающегося душистой горой меж лесинок телеги, из домотканых и разноцветных ситцевых тесёмок, … от густо пахнущей вынутой из печи, утомлённой в борще гусятины, от пробивающегося сквозь полотенце ржаного духа краюхи…». Наши сельские ребятишки черпают фольклор отовсюду: из «сенных перин, из обнесённых берёзовыми жердями околиц; слушают, как в селе тарараркает телега, дышат воздухом, окрашенным в тёмно-васильковые тона… ». Это придаёт вдохновения маленьким фольклористам, желания работать в народно-сценическом направлении.
В репертуаре «Хрустального родничка» есть песни разных областей России, Уральского региона, песни календарные, обрядовые, игровые, плясовые, хороводные. В выступлениях ансамбля, кроме пения, обыгрываются традиционные обряды, праздники, народные гуляния. И всё это нравится и самим участникам, и зрителям, и приносит в копилку коллектива заслуженные награды: лауреатские дипломы и Гран-при районных, межрегиональных и международных конкурсов, фестивалей. Мы были участниками всероссийских фестивалей-конкурсов «Ракета», «На крыльях таланта», международных — «Вrilliant talents», «Цвети, мой край Башкортостан», «Вдохновение»; республиканских — «Мы дети одной планеты», «Алтын Дага» «На дружной планете». В 2018 году детскому фольклорному коллективу было присвоено звание «Образцовый ансамбль русской народной песни».
Программы концертных выступлений ансамбля составляются соответственно возрасту участников. Ансамбль мобилен, активно выступает на летних и зимних площадках, в концертных залах клубов и домов культуры района. Ребята с радостью делятся своим творчеством с публикой.
Сегодня в планах коллектива — приступить к экспедиционной работе по сбору этнографического материала; помимо исполнения песен, игр и обрядов, начать занятия по восстановлению утраченных народных традиций в районе. А ещё поставлена задача — научить детей шить народные костюмы на примере этнографических образцов, чтобы было максимально похоже на оригинал, чтобы даже мальчики смогли самостоятельно изготовить себе порты.
Моя педагогическая цель в работе с детьми, — говорит в заключение Марина Ивановна, — добиться «добровольности» посещения занятий фольклора, видеть радость и интерес в глазах ребёнка на этих занятиях. Ведь сегодня детское фольклорное движение в Башкортостане на особом подъёме. А что нужно детям сейчас, чего им не хватает? Ответ прост: яркого, эмоционального правдивого общения! Как раз этому и учит народная культура на уроках по фольклору и на занятиях в ансамбле «Хрустальный родничок».