Все новости
Народное творчество
28 Сентября 2020, 16:36

С любовью к русскому фольклору

Старинное русское село Охлебинино Иглинского района изначально называлось Новотроицкое. Наверное, потому, что в центре его стояла красивая белая каменная церковь. Расположилось село на высоком правом нагорном берегу красавицы Белой, которая в этих местах поражает особенной своей грациозной изворотливостью. «В предгорьях древнего Урала,/На берегу реки большой/Живёт, цветёт село родное/С красивой светлою душой!» Кроме церкви, в селе имелись земское училище и земские мастерские: столярная, сапожная, кузнечная, а также пять бакалейных лавок, мануфактурная, винная с пивной, еженедельный субботний базар.

Автор – Людмила Гориченская

Старинное русское село Охлебинино Иглинского района изначально называлось Новотроицкое. Наверное, потому, что в центре его стояла красивая белая каменная церковь. Расположилось село на высоком правом нагорном берегу красавицы Белой, которая в этих местах поражает особенной своей грациозной изворотливостью. «В предгорьях древнего Урала,/На берегу реки большой/Живёт, цветёт село родное/С красивой светлою душой!» Кроме церкви, в селе имелись земское училище и земские мастерские: столярная, сапожная, кузнечная, а также пять бакалейных лавок, мануфактурная, винная с пивной, еженедельный субботний базар.
Дворянский род Охлябининых восходил к ярославским князьям, странная фамилия происходила от прозвища Охлябин, которое носил князь Фёдор Васильевич Ухорский. Башкиры, проживавшие на низменном левом берегу Белой в деревне Муксиново запродали около семнадцати тысяч десятин земли артиллерии штабс-капитану и кавалеру-орденоносцу Дмитрию Семёновичу Охлябинину. Поместье было приобретено им совместно с братьями — прапорщиком Николаем и подпоручиком Сергеем. В 1861 году Охлябининым принадлежали земли и крепостные в Новотроицком (Охлебинино), Дмитриевке (Мончазы), Шеланах, Старом Охлебинино, где к 1917 году проживало до полутора тысяч жителей. В течение следующего десятилетия все охлябининские владения разошлись. Что стало с усадьбами в Мончазах и Шеланах — нетрудно догадаться. Охлябинины исчезли из истории села, оставив память о себе лишь на новой географической карте Башкортостана. «Светит солнышко на небе ясное,/Цветут сады, шумят поля./Россия вольная, страна прекрасная,/Иглинский край, моя земля!».
Вот в этом селе, при Охлебининском сельском Доме культуры впервые в 2009 году был создан русский фольклорный ансамбль «Хусточка», что в переводе со старославянского означает «Платочек». А спустя годы, в мае 2018‑го, ему было присвоено почётное звание «Народный фольклорный коллектив». Руководителями ансамбля в разные годы были Людмила Васильевна Савина, Татьяна Александровна Наумова, Ирина Владимировна Абрамова, Владимир Васильевич Кобяков, он же концертмейстер.
Чуткие музыканты сразу приступили к изучению народных исполнительских приёмов, начали собирать и анализировать местный песенный фольклор, знакомиться с региональной исполнительской спецификой, искать новые средства выразительности в подаче фольклорного материала. Из экспедиций по деревням привозили много любопытного: из деревни Мончазы — запись частушек, подслушанных у местного населения; из Кудеевки, где прошла встреча с ансамблем «Старушки-веселушки», — запись старинных песен; из деревни Нагаево и от уфимской исполнительницы А. Ф. Шелухиной — запись песен, частушек, историй. Был найден также подходящий материал для сценариев народных обрядов, песенных композиций, обряд «Дарение свадебной рубахи». Так, канва фольклорно-обрядового праздника «Осенины. Вторая встреча осени» была расцвечена песнями, частушками, поговорками, собранными на территории района: «Как вырастешь с мать — всё будешь знать», «Та же мучка, да не те ручки», «Батюшка-сентябрь не любит баловать», «Гармонист у нас хороший,/Я его приворожу,/На евонную гармошку три ромашки посажу». По обычаю 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, женщины и девушки выходили рано утром к берегам рек, озёр и прудов, чтобы встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём: «Силы небесные, защитите нас от ненависти и напасти, от наговоров, от колдовства, от порчи, от дурных глаз и зависти. От всего защищаем себя широкой рекою. Со всех четырёх сторон. Аминь». Праздник называли по-разному: Малая Пречистая, Госпожинки, Спожинки, Осенины, День луковой слезинки… С 21 сентября считалось, что лету конец. Чем урожайнее оно было, тем продолжительнее праздник. В этот день родные и знакомые ходили в гости друг к другу, навещали новобрачных, чтобы поучить их уму-разуму. Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог и показывала гостям убранство дома, а молодой хозяин — амбар, двор, сарай, сад-огород. «Здравствуйте вам! С Рождеством Пресвятой Богородицы! А ты, Акулька, не бай зазря. Сама чаво разрядилась-то, показаться-покрасоваться? Платье-то как накрахмалила, вся шумишь. На Пасху чисто…». «Да ведь праздник, вот я и расфранчилась глазки повеселить…». «Осень, осень, в гости просим!/Со дождями, ливнями, со хлебами длинными./Лейся, дождик, с неба — больше будет хлеба». Любимой для всех, и поющих, и слушающих, стала старинная русская песня села Охлебинино, где есть такие слова: «Недолго веночику на столе лежать,/Недолго и Марьюшке в девушках бывать, красною бывать./Гордись, батюшка, ты не отдавай,/Когда тебя, батюшка, зять сподарит/Тремя конями воронами./Когда тебя, матушка, зять сподарит/Тремя шалями гаруснами». Этот религиозный праздник совпадает с астрономическим осенним равноденствием. Вторые Осенины как бы соединяют земное и духовное. По своей земной сути это праздник урожая, сопровождающийся тематическими играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе — день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
Рассказывает Татьяна Александровна Наумова: «Когда я вернулась на свою малую родину в село Охлебинино, то вначале при местном доме культуры создала вокальное трио под названием «Сударушка». С приходом концертмейстера В. В. Кобякова в репертуаре ансамбля стали преобладать русские народные песни. Появилась возможность расшифровывать и записывать местный фольклор. В связи с изменением направления своей творческой деятельности, коллектив изменил название на «Хусточку». В настоящее время в репертуаре ансамбля сорок с лишним народных песен и четыре обряда.
Главными целями и задачами коллектива по сей день являются сохранение и возрождение традиционного русского фольклора на территории Республики Башкортостан, его популяризация в современном мире на основе использования богатой истории и культурного наследия села Охлебинино, которому более четырёх веков.
Ежегодно коллектив принимает участие в фестивале русского фольклора «Народный календарь», где пополняет свою копилку знаний и делится приобретённым опытом с другими. При СДК участницы ансамбля ведут активную деятельность по оформлению русской избы, где представлены экспонаты XVIII–XIX веков, проводят различные семинары и мастер-классы. В старые времена каждая русская женщина занималась рукоделием. Вот и участницы ансамбля все большие мастерицы. Они регулярно собираются на вечёрки, а там поют да рукодельничают: шьют народные костюмы, делают куклы-обереги, плетут лапти».
В 2019 году благодаря программе «Культура малой Родины» ансамблю «Хусточка» представилась возможность обзавестись новыми костюмами. Народный костюм шился индивидуально для каждой участницы ансамбля по всем канонам русской культуры XVIII–XIX веков. Учитывались статус и возраст женщины. И не случайно в конкурсе «Гулистан‑2019» ансамбль получил диплом лауреата в номинации «Талир-тәнкә» — за высокое мастерство, развитие и сохранение традиций народного костюма.
В 2019–2020 гг. основной состав участников коллектива вырос до тринадцати человек в возрасте от 42 до 70 лет. В подготовительный состав входят пятнадцать человек, это дети и молодёжь от 6 до 18 лет. В репертуаре ансамбля по-прежнему старинные, начиная с 1800 года, русские народные песни Иглинского района, самобытные обряды, хороводы и игры, фольклорно-обрядовые праздничные композиции, а также уроки мастерства по пошиву старообрядческой одежды.
За годы своего существования коллектив участвовал в различных фестивалях и конкурсах районного, республиканского, межрегионального и международного уровней и не раз становился победителем. Об этом говорят награды, среди которых есть наиболее дорогие и памятные. Это диплом 1 степени за участие в Межрегиональном фестивале-лаборатории русского фольклора «Народный календарь» (2018); диплом 2 степени в Республиканском фольклорном фестивале-конкурсе старинной русской песни «В красном Яре были мы…» (2018); диплом лауреата 1 степени в номинации «Вокал народный» в Международном конкурсе-фестивале «Планета талантов» (2018); диплом лауреата 1 степени в Международном интернет-конкурсе «Творим, расправив крылья» (Москва, 2018); диплом 2 степени в Межрегиональном фестивале-лаборатории русского фольклора «Народный календарь» (2017). Диплом «Лучший руководитель» вручён В. В. Кобякову на Международном конкурсе-фестивале «Планета талантов» (2018).
Ансамбль не останавливается на достигнутом, продолжает собирать фольклорный материал, ездит в экспедиции по республике, изучает традиции русского народа, с большим удовольствием расширяет границы своего репертуара и стремится к новым творческим победам.
Читайте нас: