Все новости
Народное творчество
28 Сентября 2020, 16:26

Самоцвет с берегов Лемезы

Из трёх одноимённых деревень Лемезы Иглинского района, стоящих по одноимённой же речке, Нижние Лемезы — коренное, более раннее по происхождению поселение. Башкир, расселившихся в бассейне реки Лемеза, среди гористой, покрытой лесами местности, до сих пор в простонародье называют «туркмен», что является отголоском тех времён, когда эта земля были вотчиной рода туркмен кудей племени кудей. Прошли века, а старинное наименование в памяти народа сохранилось. Некоторые исторические сведения о деревне содержатся в работе Петра Симона Палласа, естествоиспытателя, географа и путешественника, члена Санкт-Петербургской Академии наук. В мае 1770 года, проезжая через деревню, собирая сведения о минералах Уральских гор, растительном и животном мире, изучая быт и хозяйственные занятия башкир, автор, в частности, отмечал: «Напоследок приехали мы в одну над ручьём в Лемес впадающим лежащую башкирскую того же имени деревню… По причине лежащих на реке Белой и далее оттоль к югу Твердышевских медных заводов дорога проложена по сим горам; дабы медь каждый год можно было возить в Екатеринбург, то для роздыху возчиков выстроены три так называемые казармы…».

Автор – Людмила Гориченская

Из трёх одноимённых деревень Лемезы Иглинского района, стоящих по одноимённой же речке, Нижние Лемезы — коренное, более раннее по происхождению поселение. Башкир, расселившихся в бассейне реки Лемеза, среди гористой, покрытой лесами местности, до сих пор в простонародье называют «туркмен», что является отголоском тех времён, когда эта земля были вотчиной рода туркмен кудей племени кудей. Прошли века, а старинное наименование в памяти народа сохранилось. Некоторые исторические сведения о деревне содержатся в работе Петра Симона Палласа, естествоиспытателя, географа и путешественника, члена Санкт-Петербургской Академии наук. В мае 1770 года, проезжая через деревню, собирая сведения о минералах Уральских гор, растительном и животном мире, изучая быт и хозяйственные занятия башкир, автор, в частности, отмечал: «Напоследок приехали мы в одну над ручьём в Лемес впадающим лежащую башкирскую того же имени деревню… По причине лежащих на реке Белой и далее оттоль к югу Твердышевских медных заводов дорога проложена по сим горам; дабы медь каждый год можно было возить в Екатеринбург, то для роздыху возчиков выстроены три так называемые казармы…».
Село Лемезы славится не только своей историей и уникальными природными красотами, но и трудолюбивыми и талантливыми людьми, которые бережно хранят богатое этническое наследие многогранной башкирской культуры своего края. Отрадно, что интерес к нему год от года растёт, и это можно наблюдать на различных фольклорных фестивалях, в интернет-сообществах, на сайтах. И вот что главное: люди с большим интересом, по душевному зову стремятся строить общение между собой на почве родной культуры, языка, имеют огромное желание расти в избранном направлении творчества, сохранять и популяризировать местные традиции. Одним из ярких примеров такого творческого и патриотического порыва является башкирский фольклорный ансамбль «Эхирэттер» — «Подруги» Лемезинского сельского Дома культуры. Он был образован в 2005 году, а 26 сентября 2012 года коллективу ансамбля было присвоено звание «Народный». Под руководством Гульчачак Сабуровны Зариповой он уверенно смотрит в будущее. Дадим ей слово:
— Со дня основания ансамбля «Эхирэттер» прошло пятнадцать лет, срок немалый. За это время преодолён путь серьёзного осмысления и освоения башкирских народных традиций. В своих творческих поисках участники ансамбля всегда были — и остаются! — активными, проявляют художественный вкус и придерживаются профессионального отношения к делу возрождения башкирских обычаев, народных песен, мелодий, игры на народных инструментах, реставрации народных праздников. Потому что творчество вообще, а в сфере фольклора тем более, требует огромной отдачи, постоянного стремления к знаниям, напряжения сил, чувств, проявления подлинных эмоций!
В репертуаре коллектива пятнадцать разнообразных обрядов. Какие-то из них постоянно обновляются, поскольку ещё идёт процесс поиска и восстановления материала, а какие-то остаются неизменными, потому что достаточно хорошо изучены. В них вкраплены более точные народные мелодии, обработки башкирских наигрышей, обрядовые сюжеты. В 2007 году мы, утолив репертуарный голод и сделав новую программу, выступили с ней на сабантуе в Курганской области. Правильно подобранные концертные номера определили значительную долю нашего успеха.
Постоянно находясь в атмосфере творчества, наш коллектив искренне, без оглядки делится со зрителями самым сокровенным, всегда готов через народное искусство послужить родному краю. Так, с полной отдачей мы участвовали в 2012 году в торжествах по случаю 90‑летия села Тау и на празднике «Шежере байрамы»; в открытии мемориала памяти воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой отечественной войны 1941–1945 гг. Владение башкирской народной манерой пения, техникой традиционных плясок и танцев, игрой на курае и кубызе, а также умение грамотно выстроить концертную программу позволили нашему коллективу достойно выступить в 2013 году на республиканском мероприятии «Башкорт балы» и в зональном туре конкурса исполнителей башкирских песен имени Магафура Хисматуллина. С большой ответственностью и трепетом мы выступаем на наших районных мероприятиях, перед родным зрителем. Нас ценят за простоту и естественность исполнительской манеры, интересную сценическую подачу праздничного материала и бережное отношение к башкирскому народному костюму.
В рамках Года охраны окружающей среды, объявленного в России и Башкортостане, ансамбль «Эхирэттер» участвовал в районном фестивале самодеятельного народного творчества, культуры и спорта, который прошёл на лемезинской земле, и выступил с обменным концертом в Охлебинино. Коллектив стал лауреатом конкурса и поощрён ценным подарком — ноутбуком. С республиканского белорусского фольклорного праздника «Ивана Купала» мы привезли грамоту. В апреле 2013 года были делегатами на съезде рода башкир «Эйле» в Дуванском районе, куда были приглашены также делегаты Сосновского и Аргаяшского районов Челябинской области. И выступали там. В 2014 году стали гостями чувашского праздника «Асамат купере», посвящённого Году культуры, побывали на республиканской ярмарке «Осень‑2014». А сколько раз ансамбль выступал на мероприятиях по случаю разных юбилейных и знаменательных дат! На праздновании 285‑летия села Нижние Лемезы, которое прошло на респуб­ликанском уровне, была отмечена активная деятельность коллектива ансамбля по всестороннему развитию и возрождению башкирской национальной культуры. И, конечно, без нас не обходится ни один календарный праздник в селе. Наши артисты украшают своим искусством новогодние балы-маскарады и утренники, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, майские праздники, День смеха, а также предвыборные агитационные концерты.
В 2017 году на территории Лемезинского сельского поселения Республиканским центром народного творчества был организован симпозиум мастеров художественного вой­лока. Фольклорный коллектив «Эхирэттэр» активно участвовал в нём. Как и в республиканской выставке-ярмарке «Башкирский медовый край России», и в республиканской ярмарке «Осень‑2017». Организовали выставку на районный конкурс цветочной композиции «Цвети, мой край родной, Башкортостан!». В том же году, в августе, выступили на межнациональном этнофоруме «Наследие Урала», а в ноябре — на республиканском семинаре-практикуме «Традиционный народный костюм РБ» в Уфе. В феврале 2018 года в Лемезинском СДК состоялся республиканский семинар «Мастер-класс» по пошиву башкирских женских костюмов и нагрудников, а в марте в Доме творчества в Уфе — «Мастер класс» по пошиву башкирских мужских костюмов. Наш ансамбль был включён в программы обоих мероприятий, поскольку мы имеем определённые наработки в плане исследования башкирского костюма и нам есть, чем поделиться.
Участие ансамбля в многочисленных фольклорных фестивалях, культурных и учебных проектах, праздниках, безусловно, поднимает его популярность, способствует росту творческого и профессионального уровня, и потому они стали неотъемлемой частью жизни коллектива «Эхирэттер».
Читайте нас: