Танцевальный калейдоскоп в стремительном вихре закружил юных танцоров. Словно сама Терпсихора — муза хореографии приветствовала поклонников ансамбля в зрительном зале, которых охватил фейерверк эмоций под долго не смолкающие восхищённые крики «Браво!», «Молодцы!». Большое эмоциональное воздействие на участников ансамбля и гостей произвели поздравления в адрес «Забавы». Тепло и уютно чувствовали себя они на своём юбилейном празднике.
Запоминающимися стали напутственные слова, сказанные в адрес юных юбиляров: «В начале своего творческого пути вы погрузились в мир народной культуры. В свой ответственный период детства в вас пробудился интерес к народной хореографии, и вы стали горячими патриотами национального сценического танца!..».
Заботливые речи педагогов, изумительные и оригинальные по своему звучанию аранжировки концертмейстеров ансамбля «Забава», а также выступления творческих коллективов — гостей торжественного события сделали этот юбилейный концерт прекрасным и незабываемым. Ещё много телеграфированных поздравлений принимали виновники торжества, в которых было сказано главное: «Несмотря на юный возраст участников, коллектив покоряет высоким исполнительским мастерством и профессионализмом!.. ».
Ансамбль «Забава» был создан в 1995 году на базе профсоюзного дворца культуры «Металлург» с целью привлечения внимания юных белоречан к изучению народного хореографического искусства. Сначала это был небольшой танцевальный ансамбль, но с каждым годом желающих заниматься становилось всё больше и больше. Сейчас в нём более ста детей и подростков.
«Забава» сегодня — это три большие группы. Самые юные участники посещают детский сад, самые старшие — студенты ссузов. Основателем ансамбля является балетмейстер и художественный руководитель коллектива, выпускник кафедры народной хореографии Челябинской государственной академии культуры и искусства Артур Рифатович Ибрагимов. Артур Рифатович — один из ведущих специалистов в республике в сфере хореографического жанра. Под его руководством ансамбль уже в 1997 году получил почётное звание «Образцовый коллектив». Две группы — старшая и средняя — занимаются под руководством Артура Рифатовича, занятия в младшей ведёт репетитор ансамбля Анастасия Нафикова. За время творческой работы талантливым руководителем установлены прочные социальные связи коллектива с различными организациями и учреждениями как в родном городе Белорецке, так и за его пределами. «Забава» часто представляет свои творческие программы на престижных фестивалях и конкурсах. Об уровне исполнительского мастерства его участников свидетельствуют многочисленные звания лауреатов первой степени, гран-при, присуждённые коллективу в разные годы. Дипломы лауреата первой степени: Межотраслевого фестиваля народного художественного творчества трудящихся (1997 г.), фестиваля народного творчества, посвящённого 55‑летию Победы в Великой Отечественной войне (2000 г.), фестиваля-конкурса детского творчества «Весенние капели» (2001 г., г. Салават), республиканского фестиваля народного творчества «Соцветие Башкортостана» (2002 г., г. Уфа), республиканского фестиваля детской народной хореографии «Хоровод дружбы» (2007 г., г. Туймазы), всероссийского фестиваля-конкурса с международным участием «Одарённые дети России: в мире танца» (2016 г., г. Уфа), XXX Всероссийского хореографического фестиваля-конкурса «Танцевальная капель – 2016» (г. Магнитогорск), II Международного конкурса-фестиваля детского и молодёжного творчества «Весенняя соната» (2016 г., г. Казань), фестиваля ансамблей народной хореографии «Дыхание весны» — (Гран-при), посвящённого 100‑летию образования Республики Башкортостан (2019 г., г. Уфа), межрегионального фестиваля-конкурса «Созвездие Калкана» (2019 г., г. Учалы), международных фестивалей-конкурсов «Звездопад», «Мир талантов» (2020 г.), межрегионального фестиваля казачьей культуры «Казачий спас-IV» (2020 г., г. Октябрьский) и других.
Каждая поездка, каждое участие в конкурсе — это знакомство с новыми городами и посещение познавательных экскурсий, возможность продемонстрировать своё творчество и познакомиться с разными коллективами. В рамках фестивалей «Забава» принимает участие в открытых показательных мастер-классах, практических семинарах. Так в 2017‑м году Артур Рифатович и сам прошёл обучение на высокопрофессиональном Всероссийском семинаре-практикуме для руководителей коллективов народного танца ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества» в городе Москве.
Накопленный за долгие годы репертуар ансамбля разнообразен и интересен. Молодые танцоры освоили различные хореографические жанры многих областей и регионов не только Башкортостана, но и России. Артуром Рифатовичем осуществлена постановка более сорока сценических танцев и одной хореографической сюиты — по сказке «Как Иван счастье искал».
В первый же год своего образования (в октябре 1995‑го) ансамбль дебютировал на сцене с латвийским танцем «Мугурдансис». В числе лучших постановок числятся и особенно восторженно воспринимаются зрителям на концертах народные танцы: залихватский перепляс «Порушка-Параня», стремительный и одновременно плавный башкирский танец, игривый, с лукавинкой — татарский, ритмичный и бойкий — еврейский, шуточный «Девичий переполох» с демонстрацией четырёх разных девичьих характеров и танцевальный номер «Ноченька», поставленный по мотивам русской народной сказки «Морозко».
С восторгом приняли зрители премьеру русского танца «Барыня», в котором демонстрируются и удаль русского народа, и широта его души, и добродушный юмор. Совместный номер «Яблочко» с участниками театра танца «Вдохновение» привёл зрителей юбилейного концерта в совершенный восторг: бравые моряки покорили всех без исключения. Публика понимала, насколько сложны высокие прыжки и быстрый темп танца, поэтому не жалела ладоней. «В лесу прифронтовом», «Катюша» — эти номера, поставленные участниками «Забавы» вместе с академическим хором и хором русской песни, находят живой отклик в сердцах зрителей. Заключительным аккордом праздничного концерта стал номер «От Волги до Енисея», во время которого перед зрителями предстали народы, населяющие нашу страну.
О факторах успеха ансамбля рассказывает Артур Рифатович Ибрагимов:
— Я ученик известного и всеми любимого в нашем городе хореографа старшего поколения Юрия Викторовича Рыбакова. его активная образовательная, танцевально-просветительская деятельность воспитала в городе не одно поколение горячих патриотов народного танца. К счастью, я оказался в их числе. В последнее время в детской и молодёжной среде Белорецка вновь возник устойчивый интерес к изучению народной культуры, в том числе танцевальной.
Что нужно знать исполнителям народных танцев и их руководителю, чтобы радость творчества и радость признания становились одним целым? Особенно если коллектив является участником конкурсов и у всех есть одно желание — стать призёрами или победителями. Мир танцевального искусства имеет две стороны. одна — это радость, возможность творчества, вдохновение, другая — тяжкий труд, чтобы достичь хороших результатов. Ведь у танцоров, участвующих в конкурсе, часто видны недостатки в исполнении движений танцев по школе. Поэтому руководителю нужно не только знать и уметь показать элемент танца, но и быть дотошным и внимательным на занятиях и концертах, чтобы исполнять элементы танца чисто и технично.
Каждое занятие начинается с экзерсиса — упражнений у станка и в центре танцевального зала. Это способствует разогреву опорно-двигательного аппарата, поддерживает уровень танцевальной техники, позволяет танцорам оставаться в форме. Затем ребята осваивают формы и направления народного танца, разучивают номер, репетируют. Помимо этого, ведём работу с родителями, приглашаем их на открытые уроки, чтобы они видели, как проходят занятия. Некоторые ошибочно полагают, что танцы — нечто несерьёзное, мол, это же не спорт. Однако занятия предполагают приличные физические нагрузки, способствующие развитию всего организма, координации. Мы исполняем танцы народов России. Прежде чем исполнить национальный танец, нужно выучить манеры и характер этого народа. Смотрим в интернете, по видео какой-нибудь известный национальный коллектива, изучаем, как они держат плечи, голову, смотрим ход и манеру. Технику можно выучить, но главное — это правильная подача.
Важно также точно сшить костюмы того народа, танец которого мы исполняем. Думаю, лучше не брать чужие постановки, а ставить свои. я считаю, что это дар Божий. Это или есть, или нет. Много лет учился, уже давно работаю, но до сих пор что-то получается у меня удачно, а что-то не очень. К постановке народного танца я подхожу чётко, стараюсь, чтобы он не проигрывал музыке. Игорь Моисеев говорил, что хорошая постановка — это 50 процентов музыки. Полностью согласен. Создавая танец, надо улавливать каждую грань музыки, она сама подсказывает нюансы. Важно, чтобы и темп не мешал, чтобы не было диссонансов. Одна из особенностей народного танца, украшающих его, придающих настроение, особый колорит, зрелищность, — это импровизация. Импровизация, прежде всего, основывается на техническом багаже — её нет, пока нет лексики, пластики. И талантливые самобытные танцоры, которые плясали когда-то в быту, они же там, в быту, и учились у других, у старших. у них была тренированность, образное мышление, потому что они знали, что танцевали.
Из нашего ансамбля вышли сотни выпускников. Родовые корни, ностальгия не дают им забыть родные пенаты. приезжая в родной город, приходят во дворец, заглядывают на репетиции, отмечают совместно праздники. Есть и те, которые выбрали, как и я, народный танец, хореографию делом своей жизни. Это Анастасия Нафикова, Ксения Сагарда, Алия Абдрахимова, Лия Иштуганова, Аделина Зиганшина, Олеся Шаяхметова, Анастасия Александрова. Я радуюсь, что они окончили вузы по специализации «хореограф». Оперились и вылетели из гнезда, находят себя на новом творческом поприще в других городах. Пусть градус их творчества с каждым конкурсом поднимается выше, это удел каждого молодого хореографа. Я с ними поддерживаю профессиональные связи, делюсь опытом, дружески, по-отечески помогаю.