Все новости
Народное творчество
27 Сентября 2021, 11:04

Конкурс русской песни и частушки

XVI Межрегиональный праздник-конкурс русской песни и частушки жаркими июньскими днями был проведён в режиме онлайн. Сорок восемь коллективов‑участников и солистов на видео представили жюри по два конкурсных произведения в следующих номинациях: «Хоры русской песни», «Ансамбли русской песни», «Фольклорные ансамбли», «Эстрадное исполнение народной песни», «Академическое исполнение народной песни», «Детские коллективы», «Профессиональные коллективы», «Сольные исполнители до 35 лет», «Сольные исполнители от 36 лет», «Профессиональные сольные исполнители». Жюри возглавила Лира Ивановна Шутова — профессор кафедры народного пения Челябинского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Конкурс русской песни и частушки
Конкурс русской песни и частушки

Автор — Людмила Гориченская 

 

XVI Межрегиональный праздник-конкурс русской песни и частушки жаркими июньскими днями был проведён в режиме онлайн. Сорок восемь коллективов‑участников и солистов на видео представили жюри по два конкурсных произведения в следующих номинациях: «Хоры русской песни», «Ансамбли русской песни», «Фольклорные ансамбли», «Эстрадное исполнение народной песни», «Академическое исполнение народной песни», «Детские коллективы», «Профессиональные коллективы», «Сольные исполнители до 35 лет», «Сольные исполнители от 36 лет», «Профессиональные сольные исполнители». Жюри возглавила Лира Ивановна Шутова — профессор кафедры народного пения Челябинского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Впервые проведённый в режиме онлайн, конкурс, тем не менее, предоставил уникальную возможность увидеть и услышать исполнительское музыкально-вокальное своеобразие того или иного регионального пения, прочувствовать первозданность русской народной песенной культуры. Коллективы, исполнившие вокальные произведения в чисто русской манере пения, ближе познакомили слушателей с народными традициями, культурой людей, формирующих высокое народное певческое искусство! 
— При исполнении русской народной песни всё должно быть сбалансировано и оправдано, учтены законы, лишь на первый взгляд, простонародной несложной музыкальной композиции, чтобы в итоге случилось то лёгкое и завораживающее песенное чудо, — подметила член жюри конкурса Фатыхова Лира Сахибовна — кавалер знака «За достижения в области культуры» и отличник образования Российской Федерации.
Редакция журнала предоставляет Лире Сахибовне возможность высказать своё профессиональное мнение, опираясь на факты по итогам исполненных конкурсных программ.
— На великой уральской земле в Республике Башкортостан, было и есть немало известных русских народных певческих коллективов и самобытных песельниц! «Уралочки» всегда при исполнении народной песни отличались чувством стиля и вкуса, доносили песню достойно и без лишнего пафоса, умели и на сцене себя преподнести! За долгие годы проведения Праздника русской песни и частушки в Белокатайском районе на сегодняшний день определилось несколько неоспоримых лидеров в сфере народного исполнительского искусства. Неизменно в празднике принимает участие хор русской песни, заслуженный коллектив народного творчества РБ «Щедрый вечер» Октябрьского музыкального колледжа (руководитель — заслуженный работник культуры РБ Гульнара Хисаева Гран-при в номинации «Профессиональные коллективы»). Сколько бы раз ни слушал этот профессиональный хор, только обогащаешься больше и больше, невольно слившись с певцами, становишься участником истории, в которую тебя втянул молодой энергичный коллектив. На протяжении многих десятилетий, не изменяя традиции, свой белокатайский исполнительский стиль, бережно несёт сквозь годы — народный фольклорный ансамбль «Берестиночка» — Гран-при (руководитель — заслуженный работник культуры РБ Людмила Декало) Белокатайского районного дома культуры.
В конце двадцатого столетия, выступающий на сцене хоровой коллектив можно было бы узнать по наполненности звука, по манере исполнения, только ему присущей вокальной постановке, по владению правильным дыханием, соответствующему репертуару, гибкой фразировке, общему тону звучания хоровых голосов (высокий, низкий регистр). Я до сих пор помню, как пел хор русской песни из села Валентиновка Архангельского района, где руководителем была талантливый хормейстер Алла Голубева и хор русской песни ДК им. Калинина и сегодняшний его руководитель — заслуженный работник культуры РФ РБ Любовь Богатырёва. В настоящее время это, по непонятным причинам, сделать сложнее, а сколько коллективов стали похожи друг на друга. Сегодня мало кто из руководителей работает над сохранением собственной единой вокальной манеры звука, кропотливо добивается произношения слов, мелодического и общего ансамбля между партиями, с начала разучивания произведения до окончания, держит исполнительский план, по которому строится песня. Нечётко продуманный и творчески воплощённый в пении исполнительский план не дал хору «Край берёзовый» Белокатайского РДК (руководитель Людмила Комлева) уверенного хорошего впечатления о хоре. Трудно разобрать текст песни, совершенно отсутствуют окончания фраз и слов, они просто зависают в воздухе, не завершая мысль певцов. В песне «Баллада о солдате», при нарастании звучности в кульминации, невольно замечаются ритмические разночтения, когда вторые голоса запаздывают вступать после ведущей партии. Мягкостью звучания в верхнем регистре отличается народный хор русской песни «Родные напевы » (руководитель Галина Кузьминых) Дуванского сельского дома культуры.
Хотелось бы ещё услышать более уверенное и чёткое пропевание распевов темы, являющееся важным выразительным элементм мелодии. При исполнении песни «Задушевные слова» они не прослушивались, оставаясь без внимания певцов, от чего песня только проигрывала и оставалась менее интересной. Нужно отметить, что некоторые певческие коллективы, которые имеют давнюю историю, с приходом новых руководителей, в корне меняют свои традиционные истоки — как певческую манеру, сценическое воплощение, так и репертуарную политику. Нельзя сказать, что это плохо, но необходимо определиться с исполнительским жанром: фольклорный, эстрадно-фольклорный, эстрадный, академический и прочие направления. Среди удачно исполнивших свою программу, выделяются: ансамбль «Русь» Николаевского дома культуры Уфимского района (руководитель Сергей Катьянов), выполнивший, почти все, элементы вокально-хоровой звучности, с гибкой фразировкой, контрастной динамикой, в исполняемом подголосочном пении. Народный ансамбль русской песни «Сударушка» Челябинской области Сосновского района Томинского СДК (руководитель Людмила Адимова) с профессиональным баянистом Юрием Адимовым, ансамбль-квартет «Виват» Кармаскалинской ДШИ (руководитель Елена Хабибуллина) продемонстрировали высокий исполнительский уровень. С завидной любовью ансамбль «Виват» с лёгкостью исполнил русскую народную песню «Завивайся, берёзка» в обработке С. Миловского, сохраняя строй и ансамбль в сложной четырёхголосной песне.
Народному эстрадно-фольклорному ансамблю «Шкатулка» Белокатайского РДК (руководитель Людмила Комлева) стоит подумать о жанровой принадлежности. В выступлении ансамбля ярко прослеживается линия «академизма», с вытеснением фольклора. Очень не хотелось потерять в эстрадно-фольклорных рядах такой яркий коллектив.
Стабильно из раза в раз представляют своё творчество ансамбли «Ивица», «Синегорье» из города Верхний Уфалей Челябинской области, «Поверье» из Удмуртии, впервые — «Калинушка» из Бирска. Нужно учиться работе с фольклорными песнями и над произношением каждого слова у ансамблей «Рябинушка» Куюргазинского РДК (руководитель Любовь Бокова) и «Надежда» из г. Салавата, КДЦ «Агидель» (руководитель Надежда Ханнанова). Впервые на фестивале из города Октябрьского был представлен образцовый фольклорный ансамбль «Реченьки» детской школы искусств (руководитель Елена Егорова). Звонкие детские голоса всегда вносят в душу радостное настроение, восторг и счастье, а в сочетании с замечательным исполнением вдвойне испытываешь восторг!
Впервые на нашем празднике я услышала первые «шаги» Образцового фольклорного ансамбля «Родничок» из Мечетлинского РДК (руководитель Валентина Созова). хорошее впечатление оставили Самат Абдрахманов из Уфы, Рината Минигалеева из Кармаскалинского района, Ирина Гуц из деревни Красный Яр Уфимского района.
В целом для подготовки к конкурсу было целых два года, чтобы совершенствовать свои программы, которыми не все коллективы воспользовались. Новым взглядом не посмотрели на свои сценические костюмы солисты из Белебея и из села Кусеево Бирского района. Не уделили внимание на произношение литературного текста, на чистоту интонации и прозрачность строя ансамбль русской песни «Бабье лето» Нагаевского СДК Уфимского района (руководитель Алина Иксанова), вокальная группа «Ромашка» Озёрского СДК Дуванского района. Можно было бы не допустить смешение жанров в исполняемых песнях ансамблей «Родники» (Белокатайский район), «Калинушка» (город Бирск), «Кудёрышки» (Жуковский СДК, Уфимский район). Надо было увидеть разницу между двумя разнохарактерными песнями не только в темпе, но и в звуке, хору «Прибельские зори» Кармаскалинского РДК. Руководителем выстроен строй и ансамбль в трёхголосной партитуре народной песни, певцы хорошо удерживают ладовые тяготения. Желательно было бы выработать чёткое произношение текста. Кроме того, исполнение хороводных песен в быту отличается от выступлений на сцене, что требует иного подхода при выстраивании исполнительского плана. Обычно руководители не задумываются, как во время выступления выглядит из зрительного зала его коллектив. Прежде всего обращается пристальное внимание на чистоту интонации и на костюмы, но не вспоминают о культуре сценического поведения, из-за чего впечатление о хоре во многом снижается. «Прибельские зори» исполнили произведение А. Пахмутовой на слова В. Бокова «Песню-сказ о Мамаевом кургане», именно в исполнении этого сочинения выявилось недостаточное владение хором ровным звуковедением. Звук очень пёстрый, нестройный и не выверен между партиями. Поэтому не было целостного, плотного звучания на хорошем дыхании, хотя певцы вкладывали в пение все свои мысли и чувства.
В целом конкурсная программа порадовала почитателей старинной русской песни, вдохновила на занятия народной музыкой и пением поклонников традиционной культуры и фольклора в Уральском регионе. В Башкортостане русские народные певческие коллективы высоко несут знамя родной культуры, по-прежнему заряжают слушателей любовью к малой родине.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в