Все новости
Народное творчество
24 Ноября 2021, 00:07

Узоры столетий

Декоративные традиции, народные ремёсла и их символика могут многое рассказать не только об истории, но и о ходе этногенеза любого народа. Ещё дальше, в глубь веков, позволяет заглянуть изучение конструктивных приёмов народных промыслов, менее подверженных влиянию времени. В культурную политику Башкортостана и в его социокультурное пространство удачно вписался нынешний фестиваль народного творчества «Радуга ремёсел – 2021», состоявшийся в последние дни жаркого лета в селе Якшимбетово Куюргазинского района. Целью фестиваля стало сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел народов, населяющих Юго-Восточный регион республики, повышение престижа мастера народного искусства, презентация района как центра ремесленной культуры.

Узоры столетий
Узоры столетий

Автор — Людмила Гориченская 

 

Декоративные традиции, народные ремёсла и их символика могут многое рассказать не только об истории, но и о ходе этногенеза любого народа. Ещё дальше, в глубь веков, позволяет заглянуть изучение конструктивных приёмов народных промыслов, менее подверженных влиянию времени. В культурную политику Башкортостана и в его социокультурное пространство удачно вписался нынешний фестиваль народного творчества «Радуга ремёсел – 2021», состоявшийся в последние дни жаркого лета в селе Якшимбетово Куюргазинского района. Целью фестиваля стало сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел народов, населяющих Юго-Восточный регион республики, повышение престижа мастера народного искусства, презентация района как центра ремесленной культуры.

Фестиваль стал уникален тем, что под своим крылом собрал самодеятельных талантливых мастеров и мастериц из Якшимбетовского, Мурапталовского и Свободинского сельских поселений. Это лишь прибавило событию неформальное и поистине народное настроение и послужило основой для сотрудничества между представителями самых различных национальных культур. Организатором фестиваля выступили Администрация МР Куюргазинский район РБ, Районный дом культуры «Йэшлек».
Фестиваль стал прекрасной площадкой для реализации и демонстрации разнообразия, богатства и красоты народных промыслов и ремёсел древней куюргазинской земли! Зародился он в минувшем 2020 году в колоритном селе Бахмут под девизом «Радуга талантов», в нём приняли участие мастера из Бахмутовского, Отрадинского и Ленинского сельских поселений. На нынешний фестиваль приехало двадцать девять мастеров и мастериц. Почётными гостями праздничного представления стали заместитель главы района Акилов Д. З., директор филиала РЦНТ Грязнова А. Х., председатель Совета Куюргазинского района, член президиума Всемирного курултая башкир Муратбакиев Ф. Н. Гостей праздника встретил образцовый хореографический ансамбль «Звёздочки» (руководитель заслуженный работник культуры РБ Гульшат Хайбуллина) башкирским танцем «Кыпчак кызлары» и ансамбль кураистов «Самрау» народной мелодией «Куюргазы».
По режиссёрскому замыслу к собравшимся на площади перед филиалом Районного дома культуры «Йэшлек» у Якшимбетового сельского дома культуры обратился национальный башкирский герой Каракузяк Бий Мешавали — предводитель башкирского племени кыпсак. Он возглавил борьбу кыпсаков против Ногайской Орды. Согласно шежере и другим историческим источникам, вместе с Бикбаем-бием, Иске-бием, Шагали Шакман-бием вёл переговоры об условиях вхождения юго-восточных башкир в состав Московского государства. После заключения договора получил жалованную грамоту, подтверждающую принятие российского подданства. Ему был пожалован титул тархана (И. Г. Акманов. Источник — Каракузяк Бий Мешавали). Представитель Бахмутовского сельсовета передал переходящую «Ветвь ремёсел» главе Якшимбетовского сельсовета Юниру Сынбулатову. приветствуя гостей, он отметил: «В каждой работе наших мастеров — частичка их жизни, творчество лучше всего передаёт дух, традиции и культуру родной земли».
Тысячелетиями человечество обустраивало свой быт, часто создавая при этом неповторимое рукотворное чудо. В свои творения он привносил мудрость веков, опыт предков и красоту животворящей души. Так и зарождалось великое дерево ремёсел, где каждое неповторимое дело и каждый листик — ремесленных дел мастер. Разноцветные ленты, символизирующие различные ремёсла, вплели в «ветвь ремёсел» артисты районного дома культуры — ремесленных дел мастера. На многочисленных ярко оформленных площадках около сельского дома культуры были представлены конкурсные работы.
Мастера по условиям фестиваля изготавливали свои изделия из металла, глины, бересты, дерева, меха, кожи, кости, ткани, шерстяных и льняных ниток, шерсти, растительного материала методом литья, ковки, чеканки, резьбы, лепки, вышивания, вязания, валяния из шерсти, плетения из растительных материалов, ткачества, лоскутного шитья, в виде куклы в традиционном костюме, декорирования ручной росписью, а также изделий национальной кухни в соответствии с традициями данных промыслов. К фестивалю были допущены все желающие мастера и ремесленники вне зависимости от уровня мастерства, проживающие на территории этих поселений в целях формирования полного банка данных о мастерах и народных художественных промыслов коренных народов Куюргазинского района. Организаторы фестиваля каждому участнику предоставили столы согласно брендовому оформлению. Во время проведения мастер-классов при изготовлении изделий по выбранным направлениям по условиям конкурса использовались только традиционные материалы: дерево, береста, мех, кожа, прут, краски для росписи тканей, дополнительные предметы для декора, продукты растительного и животного происхождения.
В перечень технологических операций по традиционным технологиям вошло: гончарное ремесло, где мастера сами подготавливали глину и гончарное оборудование. работали на гончарном круге и методом лепки руками, декорировали характерным локальным способом этнической группы. Мастера по художественной обработке дерева вырубали из чурки дерева общие формы и затем декорировали. Здесь же кроилась текстильная кукла по лекалам традиционного костюма, бойко шла работа по художественной обработке бересты, изделий из сосны и кедра, красками производили художественную роспись по дереву и металлу. Зрителей покорили народные традиционные костюмы, выполненные в миниатюре, пленила своей красотой и художественная вышивка со сложнейшими композициями.
Никого не оставило равнодушным валяние из шерсти с использованием больших ёмкостей с водой и ткачество на старинных станках и современном оборудовании. Тут же концы поясов и половиков декорировались локальными особенностями башкирской, русской, чувашской, татарской, мордовской этнических групп. Лихо сшивались детали лоскутного одеяла, свивальника, насундучника. Демонстрировались работы из бисера — традиционного пояса, нагрудного украшения, накосника, серёг, комплекта традиционных элементов костюма. Гости отведали приготовленные блюда национальной кухни на основе уникальных правил и технологий, накопленных не только профессиональными специалистами по кулинарии, но и опытными хозяйками. Чак-чак, приготовленный хозяюшками из села Новомурапталово в качестве гостинца, был доставлен в турецкую столицу Стамбул.
Организаторы фестиваля провели сложную кропотливую работу и после тщательного отбора кандидатов создали о каждом ремесленнике презентационный ролик. Оригинальным стал и формат праздника, при котором с каждым из двадцати девяти умельцев мастер-класса с рассказом нюансов и секретов своего дела, ответами на возникающие вопросы и демонстрации готового изделия. В ходе мастер-класса молодой и искусный мастер из села Якшимбетово Азамат Мирасов, который всерьёз занимается такой древней и непростой работой, как художественная чеканка по меди, поделился о тонкостях и секретах своего мастерства. 
—Я продолжаю дело своего отца. Он научил меня работать с чеканками. Мне нравится это дело, стараюсь передать с его помощью традиции башкирского народа. Инструменты мои довольно просты и почти не отличаются от тех, которыми пользовались ремесленники в Средние века. С помощью этих инструментов изготавливаю разные художественные изделия, придаю им всевозможную интересную форму, украшаю тонкими рисунками.
Юлай Халитов из села Якшимбетово двенадцать лет занимается резьбой по дереву. Резные окна сделает на загляденье — прямо как на картинке, и колыбельку для ребёнка смастерит, и кованые сундуки с башкирскими орнаментами как на подбор. 
— Я с детства интересовался резьбой по дереву, многому научился от отца, со временем набирался опыта, что-то подсказывали односельчане. Конечно, я занимался и другой работой, но всё же в итоге вернулся к любимому делу. — рассказал Юлай. — Делаю на заказ журнальные столики, шкафы, кухонные уголки, шкатулки, сундуки и многое другое, мои дети помогают мне в мастерской.
Изготовлением традиционных женских украшений, ручным вышиванием, плетением бисером, оригами занимаются мастерицы из сёл Якупово, Новомурапталово, деревень Кинья-Абызово и Куюргазы. На выставке, мастер-классах демонстрировались различные приёмы работы низания из бисера, были выполнены реплики по изделиям традиционных бус, гайтанов с применением восстановленных традиционных технологий. Узоры на бисерных работах называются примерно так же, как в ткачестве и вышивке: цепочки, кресты, лапы, зубчики, ёлки, самоварчики, техники «волна» и «круг». Мастерицы комбинируют бисер, стеклярус, блёстки, пуговицы, тесьму, ленты и другие материалы. Используют различные технологические приёмы вышивки, шитья в «прикреп», создавая большое разнообразие форм.
Наследие наших бабушек продолжает в современности свою жизнь. Широкий и яркий показ ручного вязания и вышивания вызвал всеобщее восхищение мастерицами. Ручная вышивка известна с глубокой древности. Она была самым распространённым видом народного искусства, навыком, которым владели женщины всех сословий, богатые, бедные. Огромное значение она имеет в народном быту и многих современных деревень Куюргазинского района. Всё, что окружает жителей сёл в жизни, заботливо украшается трудолюбивыми женскими руками. Мастерицы объясняют, что вышивка имеет и эстетическую, и охранительную функцию, а в её архаических, многократно повторяющихся элементах орнамента просматриваются элементы молитв, заговоров, заклинаний./На дубовой новой лавочке/Тут сидела красна девица./Во левой руке держала пяличко./Во правой руке — иголочку./Она шила, красна девица,/И по плису, и по бархату,/по белому коленкорочку,/По атласной алой ленточке,/Шила девица приданое/.
В старину был жив обряд чтения вышитых узоров: девушки собирались на него в своих лучших нарядах, а парни для пояснения смысла вышитых девушками узоров выбирали в провожатые взрослых женщин. В вышивке предстаёт перед нами народное осознание мира и природы, своего рода народная поэтическая мифология. Узоры вышивок находятся вне времени и пространства, схематизированы и обобщены, очищены от случайных деталей. Смысловую нагрузку несут в народной вышивке не только элементы узорочья. В языке народной символики едва ли не главная роль принадлежит цвету. Наиболее распространёнными были белый (связывался с представлением о свете и небе, о красоте, счастье и изобилии) и красный (ассоциировался с плодородием, солнцем, сиянием небесного огня). Сегодня мало кто даже из мастериц может поделиться знанием приёмов и мотивов вышивок, характерных для своего региона. Вышивальщицы не всегда могут дать правильное понимание исполненных ими же украс, зная лишь, что в них заключена сила добра, и передают уже своё толкование древнего орнамента. Азы вышивки с восьми-девяти лет девочки изучали под руководством своих матерей и уже с детства готовили себе приданое к свадьбе. Занятие это было праздничное. Если во время ткачества работали молча, то за вышиванием принято было и посмеяться, и пошутить, и песню спеть. Гармоничный образ девушки с рукоделием запечатлён на полотнах многих художников, в народном музыкально-поэтическом творчестве.
Каждый вид рукоделия, представленный на фестивале народного творчества «Радуга ремёсел», будь то резное изделие, вышивка, оригинальные куклы, национальные украшения, кулинарные шедевры, всё было уникально и прекрасно! А организаторы проекта в лице работников культуры Куюргазинского района будут и дальше осуществлять поиск места народных промыслов и ремёсел, народной культуры в современной жизни своих односельчан — использовать опыт предков в повседневности, адаптируя традиции к современному укладу жизни!

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в