Все новости
Народное творчество
18 Января 2022, 15:41

Как птице, мне ответит эхо

Народный театр танца «Вдохновение» городского дворца культуры города Белорецка отметил свой 40‑летний юбилей отчётным концертом с поэтичным названием «Нас учили быть птицами»./«Имя моё – Птица Радость, потому что я живому радость дарю – одну навек./Куда я прилечу, там и радость будет – перемены не будет, я даю радость на всю жизнь./Смеётся Птица Радость радостным смехом, будто серебряные колокольчики звенят, взмахнёт крылами и хвостом – озарит всё вокруг, светом чудесным засверкает, заговорит – словно струны на звонких гуслях заиграют»/. (А. П. Анисимова, народная сказительница Сурского края Пензенской области)

Как птице, мне ответит эхо
Как птице, мне ответит эхо

Автор — Людмила Гориченская 

 

Народный театр танца «Вдохновение» городского дворца культуры города Белорецка отметил свой 40‑летний юбилей отчётным концертом с поэтичным названием «Нас учили быть птицами»./«Имя моё – Птица Радость, потому что я живому радость дарю – одну навек./Куда я прилечу, там и радость будет – перемены не будет, я даю радость на всю жизнь./Смеётся Птица Радость радостным смехом, будто серебряные колокольчики звенят, взмахнёт крылами и хвостом – озарит всё вокруг, светом чудесным засверкает, заговорит – словно струны на звонких гуслях заиграют»/. (А. П. Анисимова, народная сказительница Сурского края Пензенской области)

На праздничный юбилейный концерт участники театра танца взяли вместе с концертными номерами задорное хорошее настроение, чтобы поделиться им со своими старыми и новыми друзьями в зрительном зале. Основной формой показа своих творческих достижений и определения их высоких результатов всегда становится большой хореографический отчёт в виде сольных и коллективных танцевальных номеров. И самой сложной его частью является составление такой концертной программы, которая легко доносит до зрителей яркие лучшие сольные и массовые танцы, где участники демонстрируют своё мастерство, становясь единым целом с восторженным залом! Неоднократно признанные критерии их показательных выступлений зрителями — это всегда свежее музыкальное сопровождение праздничного торжества и удачно составленные концертные номера. Словом, «Мал золотник, да дорог», «Не числом, а умением».
Летописная история эстрадно-хореографического коллектива исчисляется с октября 1981 года, когда в Белорецк приехали выпускники Куйбышевского государственного института культуры Ирина Даниловна и Сергей Борисович Михайловы по приглашению Юрия Викторовича Рыбакова — в ту пору директора дворца культуры «Металлург». В начале своего первого творческого сезона в Белорецке Ирина Даниловна пригласила в коллектив двадцать пять девочек шестых — восьмых классов, незамедлительно приступив к ежедневным репетициям. И к великому празднику Октября — 7 ноября молодой коллектив с большим успехом дебютировал на красочной праздничной сцене дворца. Немного времени спустя у коллектива появляется и его название — «Вдохновение», а чуть позже он становится театром танца. Ведь каждый танец, поставленный молодым хореографом Ириной Даниловной, нёс смысловую нагрузку, имел сюжетную линию, передаваемую средствами хореографического языка — пластикой, движениями, мимикой. Любая постановка в её творческих руках становится маленьким спектаклем, задевающим внутренние струны души, заставляющим думать, сопереживать и надолго оставаться в памяти зрителей. Яркий и очень зажигательный танец «Современные ритмы» стал одной из первых постановок. Чуть позже появляются большие хореографические зарисовки философского плана с более сложной смысловой нагрузкой — «Марс и Меркурий», «Борьба добра со злом», «Человек в стае волков» — на тему расовой дискриминации; «Это не должно повториться», где на первый план выносится патриотическая линия торжества жизни над смертью. А в 1987 году наконец был поставлен первый красочный хореографический спектакль для детей «Приключения Буратино» — яркая получасовая постановка с удивительными сказочными персонажами, которая восхитила не только молодого неискушённого зрителя, но и привлекла на выступления театра новых взрослых поклонников. Появилось и первое сотрудничество с популярным театром-студией «Дефицит» под руководством Андрея Жерякова и головокружительные совместные новогодние спектакли. Испытав творческие возможности коллектива и свои собственные силы на детских постановках, в 1989 году Ирина Даниловна ставит хореографические драматические мини-спектакли «Кармен-сюита» по новелле Проспера Мериме. Спектакль с большим успехом демонстрировался на сцене городского дома культуры и дворца культуры «Металлург». Выездной спектакль в Уфе привёл в восторг столичного зрителя и заслужил шквал аплодисментов. За достигнутые успехи в 1991 году коллектив удостаивается почётного звания «Народный».
С 1992 по 20002 годы театр танца базировался в школе-гимназии № 14, где совместными усилиями с руководством учебного заведения и руководителем Ириной Михайловой успешно организуется очень востребованный эстетический центр с хорео­графическими и вокальными классами. В это же время окрепший популярный молодой коллектив становится постоянным участником всех массовых городских мероприятий, проводит благотворительные концерты в детских домах и дошкольных учреждениях. С 1995 года принимает активное участие в престижных республиканских, межрегиональных и всероссийских конкурсах, приглашается на столичные правительственные концерты. На одном из них выступает с новой хореографической композицией «Огненная Симфония», на другом — с темой, посвящённой Дню Победы. С 2005 года он многократный лауреат и дипломант конкурсов: современной и эстрадной хореографии «Ветер перемен» (2005 г.), популярной музыки и танца «Крещенские морозы» (2002–2005 гг, 2010 г.). В 2008 году театр танца «Вдохновение» был награждён почётным дипломом ЮНЕСКО. За высокий профессионализм в 2012 году руководитель коллектива Ирина Даниловна, к тому времени заслуженный работник культуры РБ, была отмечена Благодарностью министра культуры России. В 2016 году коллектив стал лауреатом II степени открытого регионального конкурса детского и юношеского творчества «Паруса надежды» в номинации «Современный танец» и лауреатом первой и второй степеней XXX Всероссийского фестиваля-конкурса «Танцевальная капель‑2016» — в номинациях «Народно-стилизованный танец» и «Эстрадный танец». В копилке «Вдохновения» — награды, завоёванные и на международных конкурсах: Диплом I степени интернет-конкурса «Озорная весна», Диплом лауреата II степени и Благодарственное письмо фестиваля-конкурса «Мир талантов», Диплом лауреата I степени конкурса творчества «Звездопад». На VI межрегиональном фестивале-конкурсе казачьей культуры «Казачий спас» в городе Октябрьском театр танца стал лауреатом II степени. За годы творческой деятельности «Вдохновения» сменилось несколько составов, среди них более тысячи детей, смогли приобрести не просто танцевальные навыки, но и получили универсальную танцевальную подготовку, освоили различные направления хореографического искусства. Многие воспитанники «Вдохновения» продолжают дело Ирины Михайловой и с успехом продвигают к новым вершинам театрально- эстрадный танцевальный жанр, работая хореографами молодых творческих коллективов. Среди них лидируют Марина Локоцкова, Татьяна Визгалова, Марина Точилкина, Ольга Родионова, Наталия Мокрушина, Татьяна Куликова, Вадим Валеев, Роман Мустафин и многие другие. Марина Точилкина, проработав многие годы репетиром театра танца, создала свою студию эстрадного танца «Веснушки». А на должность репетитора в 2015 году пришла выпускница Башкирского респуб­ликанского колледжа культуры и искусства Анна Горбатова. Занимаясь с воспитанниками, она уже сама воплощает на сцене свои интересные художественные идеи. Анна заслуженно приобрела статус — балетмейстер театра танца «Вдохновение».
В репертуаре театра танца более двухсот разноплановых и многожанровых постановок. Коллектив состоит из четырёх возрастных групп с общей численностью участников более ста человек. В первый год обучения делается акцент на развитие чувства ритма и пластики, ребята играют и учатся перевоплощаться в различные образы. В средней группе уже больше внимания уделяется технике исполнения движений, их чёткости и красоте.
И, наконец, к старшей группе предъявляются более высокие требования профессионального уровня — синхронность, чувственность в передаче художественного образа. Сегодня коллектив по-прежнему живёт полнокровной насыщенной жизнью, осуществляя всё новые и новые хореографические мини-спектакли, очаровывая зрителя неожиданными подарками в виде эксклюзивных необычных танцев. Пусть и дальше Птица Радости приносит ему удачу, делая мир детей вместе с их руководителем счастливее и насыщеннее, а жизнь театра танца «Вдохновение» яркой и плодотворной.
Полёт её души
Больше двух часов длился юбилейный концерт театра танца «Вдохновение». Публика, выпускники Ирины Даниловны поздравляли её с заслуженным юбилеем, ведь она на протяжении многих лет продолжает обучать своих учеников хореографическому искусству.
— Жанр эстрадного танца необычен и интересен, именно поэтому мне и хотелось им заниматься, — рассказала Ирина Даниловна. — Виделись номера с сюжетной линией, смысловой нагрузкой, этакие мини-спектакли, которые могли бы увлечь зрителя, затронуть все чувства, подтолкнуть к сопереживанию… Мне было десять лет, когда я начала танцевать. Хорошо помню, как в нашу старенькую одноэтажную школу № 3 на перемену пришла молодая красивая женщина — Надежда Александровна Оглы. Она поставила учеников в круг, показала несколько движений. Потом отобрала тех, у кого получалось лучше (в их числе оказалась и я), и сказала, что приглашает всех в танцевальный кружок. Мы, девчонки, с большой радостью решили посещать занятия, которые проходили в Доме пионеров. Нам выделили небольшое помещение, где собиралось на репетиции человек двадцать. Надежда Александровна обучала движениям, ставила небольшие танцы. Зимой там было жутко холодно — комната отапливалась только голландкой, поэтому часто приходилось заниматься и в пальто, и в шубах. Но нашего желания танцевать ничто отбить не могло! Параллельно я ещё училась в музыкальной школе по классу баяна, куда поступила «за компанию» с подругой. Знания и умения, полученные в «музыкалке», безусловно, пригодились в будущей профессии, а вот хореография стала любовью всей моей жизни. первые педагоги (и в их числе мой лучший наставник Юрий Викторович Рыбаков) не просто учили танцевать — им удалось заразить нас хореографией, проникнуться ею, прочувствовать её так, что мы себя уже не мыслили без танца. И я благодарна судьбе, что эти люди, Учителя с большой буквы, были в моей жизни и в жизни моего города. После школы я твёрдо решила поступать на хореографическое отделение Куйбышевского государственного института культуры. В институте я была одной из самых младших: туда люди поступали после училищ уже взрослые, а мне всего шестнадцать лет. Приняли меня кандидатом: очень я руководителю танцевального коллектива народного танца понравилась. Подготовка у меня, благодаря нашим преподавателям, была хорошей, вот он и решил пригласить меня в ансамбль. Через полгода я стала полноправным студентом. Студенческая жизнь была насыщенной: учёба, экзамены, постановки танцев, выступления, поездки, встречи. После окончания института я вместе с мужем Сергеем Михайловым вернулась в родной город, и мы оба пришли работать во Дворец культуры «Металлург».
Когда мы некоторое время работали в Куйбышеве, направления эстрадного танца практически не существовало. Были только народные и бальные танцы. И вот директор куйбышевского дворца металлургов говорит мне как руководителю танцевального коллектива, что хочет видеть нечто иное. Так я начала новую для себя деятельность: продумывала движения, ставила эстрадные танцы. У меня уже тогда была мечта создать театр танца, но не складывалось. Всё сложилось, когда мы приехали в Белорецк. Особенно я горжусь первым составом: девушки уже давно стали взрослыми, но до сих пор танцуют. Вспоминая их и глядя на сегодняшних, понимаешь: хореография — это и есть жизнь, молодость. Приятно и радостно осознавать, что есть ученики-последователи, которые, я надеюсь, будут помнить мои наставления, как я помню их от своих учителей.

Как птице, мне ответит эхо
Как птице, мне ответит эхо
Как птице, мне ответит эхо
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в