Все новости
Народное творчество
14 Февраля 2022, 12:58

Ансамбль танца «Калкан»

Учалинский район расположен в северной части Башкирского Зауралья и находится в пределах двух частей света – Европы и Азии. Город Учалы назван по имени близлежащих озёр. Про происхождение названия есть несколько версий. Башкирские геологи полагают, что название Учалы произошло от слова «юшалы», а «юша» – обобщённое башкирское название цветной гаммы горных песчано-глинистых отложений. Но вполне возможно, что «юшалы» – видоизменённое звучание «юша» (яшма, яшмовая). Это вполне исторически обосновано, так как через Учалинский район проходит яшмовый пояс Урала. Также в качестве источника названия озера приводится башкирское слово «ачулы» – гневный.

Ансамбль танца «Калкан»
Ансамбль танца «Калкан»

Автор — Людмила Гориченская 

 

Учалинский район расположен в северной части Башкирского Зауралья и находится в пределах двух частей света – Европы и Азии. Город Учалы назван по имени близлежащих озёр. Про происхождение названия есть несколько версий. Башкирские геологи полагают, что название Учалы произошло от слова «юшалы», а «юша» – обобщённое башкирское название цветной гаммы горных песчано-глинистых отложений. Но вполне возможно, что «юшалы» – видоизменённое звучание «юша» (яшма, яшмовая). Это вполне исторически обосновано, так как через Учалинский район проходит яшмовый пояс Урала. Также в качестве источника названия озера приводится башкирское слово «ачулы» – гневный.

Культурно-досуговый комплекс Учалинского района проводит большую работу по распространению и укреплению исторических национальных традиций. Для поднятия патриотического духа, народного единства активно задействуется молодёжное движение, ведётся отлаженная деятельность по клубным формированиям. Народные коллективы художественной самодеятельности активно участвуют в подготовке массовых мероприятий, шьют костюмы в народном стиле, воссоздают народные элементы в одежде и текстиле. Встраивание хореографического жанра в работу по сохранению и изучению этнической культуры района означает, что национальное башкирское искусство находит отклик в сердцах жителей этого региона Башкортостана. Известные всей республике народные ансамбли танца «Ляйсан», «Койон», «Урал-тау», «Калкан», «Иремель», фольклорные «Хазина», «Йэгор», народный ансамбль кураистов «Яйык» и многие другие являются искусными проводниками народного творчества и традиций башкирского рода «Табын» в современном пространстве. Этноним «табын» восходит, по мнению одних исследователей, к слову «табыну» — служить, поклоняться, по мнению других — к монгольскому «пять» (табун), числительные часто используются в тюрко-монгольской этнонимике.
Родные корни, нахлынувшая ностальгия по старинным башкирским танцам, народные хореографические орнаменты, которые он видел в детстве в родном Уральском сельском клубе, и побудило молодого искромётного танцора, балетмейстера, хореографа Фаниса Каримова создать на базе учалинского районного Дома культуры ансамбль народного танца с гордым символическим названием «Калкан» (с башкирского — щит воина, батыра). Это название символизировало для молодого коллектива защиту, оберег с надеждой на долгую и успешную творческую жизнь.
Фанис Фасихович родился и прожил в своём детстве в непосредственной близости к природе в старинном башкирском селе Уральск Учалинского района. Здесь же учился в средней образовательной школе, где и начал танцевать с третьего класса. Любовь к народным танцам передалась по отцовской линии. Грамотный, почти профессиональный танцор Фасих Катипович был солистом гремевшего на всю республику ансамбля народного танца «Ляйсан». Ансамбль был создан в далёком 1964 году Шарафутдиновым Адгамом Ганеевичем. Он нередко приглашал на постановки башкирских танцев легендарного Файзи Адгамовича Гаскорова, который также приложил немало усилий для его становления. А когда исполнял гаскаровские постановки отец Фасих Катипович, то весь зрительный зал замирал от восхищения! Он учил танцевать и своего сына, который стал для Фаниса кумиром, а позже и ориентиром в выборе будущей профессии. Талантливейший танцор, Фасих до последнего дыхания отдавал себя исполнению башкирских народных танцев. Так по отцовскому наставлению, следуя семейной традиции, молодой танцор Фанис в 1994 году пришёл танцевать в образцовый ансамбль народного танца «Иремель», где его первым профессиональным наставником стал руководитель Раис Жавдатович Незаметдинов. В 1999 году молодой танцор становится студентом отделения «Хореографическое творчество» Учалинского музыкального училища искусства и культуры. Достигая лучших результатов в учёбе, тем не менее, новоиспечённый ученик уже с первого же курса отличился самостоятельной требовательностью к себе, своим занятиям, творческим поискам. За что и был принят в училищный народный ансамбль народного танца «Койон». После окончания учёбы в 2000 году молодой выпускник приглашается в качестве артиста балета в ансамбль танца Учалинской муниципальной филармонии, где он сформировался как сольный исполнитель и в составе коллектива гастролировал по европейским странам. Позже его приглашают танцевать в Академический государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова.
В 2004 году он призывается на срочную службу в армию, где по 2006 год, пройдя проверку, отбирается и танцует в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа в городе Санкт-Петербурге. После службы Фанис Фасихович возвращается в родной Учалинский район и приступает к руководству образцовым ансамблем танца «Иремель» и становится в это же время балетмейстером ансамбля народного танца «Ляйсан». В эти годы под его руководство ансамбли живут насыщенной и активной творческой жизнью, участвуют в многочисленных фестивалях различных уровней и завоёвывают призовые места различных степеней.
С 2017 года Фанис Фасихович с головой окунается в работу над своим новым детищем ансамблем танца «Калкан». Установкой для взятия коллективом лучших хореографических высот становится девиз — «Молодому ансамблю быть!». По своему замыслу он объединил танцоров, которые отучились на хореографических отделениях, но лишь волею судеб стали работать на других должностях. Так и объединились в составе коллектива люди самых разных профессий: водители, шахтёры, воспитатели, продавцы и другие. И теперь они занимаются лишь в вечернее время по три раза в неделю. Но как гласит народная пословица, «Быка за рога» — то бишь, с «места в карьер». так, уже в 2018 году на республиканском телевизионном конкурсе «Баик» ансамбль завоёвывает своё первое Гран-при, а в 2020 — второе. В 2018 он также становится участником сорок шестого Международного фестиваля культуры и искусства в турецком городе Архави под эгидой Международного совета организации фольклорных фестивалей и традиционных искусств (СИОФФ). В минувшем году он стал участником VI Всемирной фольклориады CIOFF и IX Межрегионального фестиваля ансамблей народного танца на приз имени Файзи Гаскарова, где занял третье место. Многообразие фестивалей и конкурсов любительского хореографического искусства, которое присутствует в послужном списке молодого коллектива «Калкан», позволяет понять, насколько творчески развиваются его исполнители, какие позитивные или негативные факторы влияют на развитие их репертуарной политики. Сложнейший репертуар состоит из танцев в постанове Файзи Адгамовича Гаскарова: «Гульназира», «Укротители», «Наш праздник», «Башкорт казактары», татарский танец «Шима бас», башкирские «Озон сэс» — «Длинная коса», «Семь девушек», дуэтный танец «Дуслык» Дружба (постановка Ф. Каримова), «Батырзар» — «Батыры», «Салават», «Йэйэуле Мэхмут», «Ложкари», «хай, ситегем-ситегем», «Кем узмак» (постановка Гулии Каримовой), татарский танец с платками (постановка Гульнары Гариповой), «Азамат» (постановка Хашима Мустаева), «Мордовский танец», «Марийский танец», «Белорусский танец», «На побывку» (постановка Рима Абдульманова), калмыцкий танец «Горные орлы», аварский танец (постановка Аиды Каримовой).
Ансамбль танца «Калкан» сегодня — бесспорно коллектив-лидер в области современной хореографии.

Ансамбль танца «Калкан»
Ансамбль танца «Калкан»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в