Все новости
Народное творчество
28 Февраля 2022, 01:12

«Югдон» – духовный ориентир

Культура народов Башкортостана прочно установила между собой тесные связи, она подпитывается и взаимообогащается от общих древних корней. Ведущие творческие коллективы Северо-Западного региона республики ратуют за развитие и процветание традиций родного языка и за вклад в развитие этнокультурного достояния народов уральской языковой семьи. Обширную многостороннюю работу ведёт удмуртский фольклорный коллектив «Югдон» – «Рассвет» Янаульского района, представляя собой богатое этнокультурное наследие финно-угорских народов.

«Югдон» – духовный ориентир
«Югдон» – духовный ориентир

Автор — Людмила Гориченская 

 

«По представлениям удмуртов, человек, умеющий говорить, должен петь!»
В. Е. Владыкин, доктор исторических наук, профессор

«В народном искусстве – глубинная связь с наследием предков и духовный ориентир в будущее».
Т. Пуртова, профессор, директор ГРДНТ им. В. Поленова

Культура народов Башкортостана прочно установила между собой тесные связи, она подпитывается и взаимообогащается от общих древних корней. Ведущие творческие коллективы Северо-Западного региона республики ратуют за развитие и процветание традиций родного языка и за вклад в развитие этнокультурного достояния народов уральской языковой семьи. Обширную многостороннюю работу ведёт удмуртский фольклорный коллектив «Югдон» – «Рассвет» Янаульского района, представляя собой богатое этнокультурное наследие финно-угорских народов.

Удмурты проживают в Удмуртской Рес­публике, в республиках Башкортостан, Татарстан, Пермской и Кировской областях, Казахстане и Украине. Среди них выделяют несколько локальных групп: ватка (северные) и калмез (южные), слободские и унинские — в Кировской области, карлыганские — в Марий Эл, кукморские, балтасинские и бавлинские в — Татарстане, янаульские и татышлинские — в Башкортостане, куединские — в Пермской, красноуфимские — в Свердловской областях, бирилюсинские — в Красноярском крае, тигинские — в Томской области. В русских источниках удмурты под названием аряне, арские люди упоминаются лишь в XIV веке. Само название «удмурт», «удморт» встречается в литературе с XVIII века. Первая часть уд, по мнению одних исследователей, восходит к марийскому одо — «всходы на лугах, зелёные побеги». Другие учёные связывают этноним удмурт с названием реки Вятка (по-удмуртски — Ватка): ватмурт — «человек с реки Вятки».
Развитие северных и южных удмуртов протекало в отрыве друг от друга, что определило их своеобразие: в культуре северных удмуртов прослеживается русское влияние, южных — тюркское. Большая часть верующих удмуртов — православные. Первые акты крещения зафиксированы в XVI веке. Массовая христианизация происходит в XVIII веке. Сегодня выделяют северный, южный и бесермянский диалекты удмуртского языка. Некоторые исследователи считают, что бесермяне — это группа южных удмуртов, испытавшая сильное тюркское влияние. В Волжской Булгарии часть южно-удмуртского населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса. В 2000 году бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. По вероисповедание сегодня все бесермяне — православные.
Народный удмуртский фольклорный ансамбль «Югдон» — «Рассвет» Староваряшского сельского дома культуры бережно и трепетно сохраняет многоликость, самобытность и яркость культуры удмуртского народа для будущих поколений.
Прежде деревню Старый-Варяш называли Большим Варяшем, где многие крестьянские хозяйства имели по два-три дома в два этажа. Деревня была облагорожена посадками черёмух, по весне от которой становилось кругом белым-бело, и долго пьянил её пряный запах. Жители Старого Варяша до сей поры помнят и бережно сохраняют древнейшие хозяйственные отрасли предков‑удмуртов: собирательство, охоту, рыболовство, бортничество, позднее — земледелие и животноводство. Расположение деревни в лесной полосе, наличие подручного материала обусловили развитие деревообрабатывающих ремёсел. Население деревни с давних времён изготавливает из дерева домашнюю утварь, средства передвижения, сельскохозяйственные орудия. Мужчины и сегодня занимаются художественной обработкой дерева: резьбой, выпиливанием, плетением, тиснением, росписью. Женская половина сохраняет свои основные традиционные занятия — прядение, ткачество, изготовление праздничной национальной одежды. Художественная вышивка в Старом Варяше у удмурток считается обязательным и традиционным занятием. Ею украшают платки, полотенца, ритуальные пояса, рубахи. Вышивают без канвы по счёту нитей холста. Характерно преобладание тёмных насыщенных тонов, сочетание контрастирующих цветов: красного с чёрным, белым или синим, синего с коричневым, чёрного с серебром.
Дополняет краски природы своими разноцветными нарядами и фольклорный ансамбль «Югдон»: под особым семейно-родственным надзором здесь находится обрядовая одежда, и надевают её в момент иллюстрации свершения обрядовой церемонии. Традиционный женский костюм состоит из туники — обрезной рубахи с оборками, передника, узорных вязаных чулок и носков. Девушки надевают яркие лиловые, синие, голубые камзолы, у кромок отороченные позументом. На голове шапочка — с открытым верхом колпак, украшенный монетами и бусами. По виску от полочки опускаются несколько рядов мелких монет до середины уха, переходя в один ряд, обхватывают подбородок и симметрично прикрепляются у другого уха. Девичьи головные уборы — платок, праздничная налобная повязка — укотуг, шапочка-такья. В украшениях вышивка, бисер, уксётирлык из серебряных монет, которые нашиваются на холщёвую ткань. Нагрудное украшение выполняет функцию талисмана оберега, защищающее от «дурного сглаза». Мужской костюм состоит из пестрядинных штанов и рубахи косоворотки, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы и шапки с меховыми отворотами, лаптей с онучами. Обувь — лапти, башмаки, кожаные сапоги, валенки.
В период установления в районе советской власти в деревне Старый Варяш ещё не было ни клуба, ни избы-читальни. Но жители чтили свои обрядовые посиделки, на которых девушки рукодельничали, куда к ним приходили парни. Первый клуб был построен лишь в 1934 году, где ставились первые спектакли и концерты, музыкальные народные инструменты приносили из дома. В шестидесятые годы в домах деревенских жителей загорелись первые электрические лампочки, а в 1962 году был построен новый клуб на 250 мест. На его открытии выступала первая художественная самодеятельность колхоза «Восток», молодёжь стала принимать участие в районных смотрах. К 50‑летию образования Башкирской АССР в 1969 году была поставлена первая сценическая танцевальная сюита «Дружба», были приобретены первые профессиональные музыкальные инструменты, клуб переименовали в сельский дом культуры. В 1971 году танцевальный коллектив уже был в отличной творческой форме и выступал по Башкирскому телевидению. В 1973 году в клубе открылась и сельская библиотека, и сразу же заметно оживилась совместная работа: стали проводиться тематические вечера, устные журналы, вечера вопросов и ответов, новые обряды и праздники, чествование передовиков производства.
В 1976 году был создан первый ансамбль народных инструментов «Ложкари» и танцевальный ансамбль «Италмас» — «Купальница», которые в мае завоевали дипломы первых степеней на республиканском смотре Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. По итогам смотров клубной деятельности в 1975 году клуб был признан «Клубом отличной работы». Фольклорный танцевальный ансамбль «Италмас» — «Купальница» познакомил зрителей с новой аутентичной программой — «Удмуртская свадьба в деревне». Свадьба — самый большой семейный праздник удмуртского народа с различными обрядами (сватовство, сговор, смотрины женихова хозяйства, подметание пола, принесение молодушкой воды, осмотр приданого, продажа сундука, пиры в доме жениха и невесты, взаимное вручение подарков, утро свадебного дня, венчание или позже — роспись в сельском совете, трудовые испытания молодых, послесвадебные визиты и т. п.).
Отсутствие близкого мегаполиса поспособствовало наибольшему сохранению в селе песенного жанра. В 1975 году, в период Всероссийского смотра работы клубных учреждений, приуроченного к 30‑летию Победы, в клубе был создан мужской вокальный ансамбль, в репертуаре которого было двадцать народных песен. Под руководством заслуженного работника культуры РБ Шаритдиновой Миншикары Шаисламовны ансамблем исполнялись в разных локальных традициях свадебные, рекрутские, сиротские песни. В 2000 году к ансамблю присоединили хореографический коллектив «Италмас» — «Купальница» и переименовали в народный удмуртский фольклорный коллектив «Югдон». Состав коллектива поделили на две группы: основной и подготовительный, возраст участников — от шести до семидесяти лет. В нём участвуют работники культуры и образования, сельхозпредприятий, нефтяники и учащиеся.
В репертуаре ансамбля множество народных обрядов, которые не утратили своей цельности, их подробности до сих пор сохранились в памяти певцов, отдельных исполнителей. Незначительно упростилась и почти не сократилась наполненность обрядово‑ритуальных основ народных празднеств. Из разрозненных рассказов старожилов деревни Старый Варяш по крупицам записанных в ходе экспедиций, сохранённые столетиями бытуют на сцене и в жизни исконные черты удмуртских обрядов. Наиболее часто исполняемые из них: «Быдзым нунал» (Пасха), «Чожи» (Рождение телёнка), «Вой келян» (Масленица), «Армие килян» (Проводы в армию), «Корка пырон» (Новоселье), «Вось» (Моление), «Эленвось» (Моление Богу), «Ули урам — выли урам» (Вдоль по улице), «Лымы тодьы» (Белый снег), «Шудо улон» (Счастливая жизнь), «Шулдыр жыт» (Весёлый вечер), «Ширъяса поръяса» (Кружась порхая), «Ми кизим» (Посевная), «Тыпыртон» (Притоптывая), «Пукон корка» (Посиделки), «Италмас» (Купальница), «Вылькенак пылатон» (Купание невесты), «Тол вось» (Осеннее прошение), «Яратон» (Любимой), «Шежере» (Родословный праздник), «Кырзаса лэзем али» (Споёмте, друзья).
В 2009 году коллективу «Югдон» присвоили почётное звание  «Народный». С 2018 года руководство фольклорным ансамблем возглавил Радик Минтимирович Нигиев. С тех пор каждое выступление ансамбля отличается новизной, разнообразием репертуарного материала, отточенностью виртуозных движений в танце и красивым сглаженным пением его участников.
Радик Минтимирович поясняет: «При выведении этнографического фольклора на сцену мы не отходим от традиций народа, для нас существенно введение в оборот такого нового понятия, как сценические формы фольклора. У нас сценический фольклор незначительно отличается от этнографического материала; песни старинные аутентичные, как правило, длинные, а обрядовые могут звучать до двадцати минут. Мы их сокращаем, оставляя только главное, чтобы из содержания можно было понять, что за действие. Далее следует исполнение выбранного номера: песня сольная или песня, которая заканчивается танцем. Возможно пение сопровождаемое речитативом, пение с разыгрыванием ролей, песен-диалогов».
— Самое главное для нас — это то, что жители деревни Старый Варяш чувствуют свою сопричастность к общенациональному культурному наследию и гордятся своей историей, — сказал руководитель ансамбля. За долгие годы своего существования коллектив заслужил большое количество наград на фестивалях и конкурсах самого разного уровня: республиканском «Драгоценные росписи» (2009, 2010), международном «Самоцветы Прикамья» (2010), всероссийском «Салют Победы» (2010), национальном празднике «Гербер» (2016 г. Москва, 2018 г. Санкт-Петербург), межрегиональном «Играй и пой, удмуртская гармонь» (2017–2018 г. Ижевск), межрегиональном этнофестивале «Мост дружбы» (2017 г. Уфа), межрегиональном «Древние напевы удмуртов «Чакара»» (2018 г. Вятские поляны, 2019–2020 г. Ижевск), международном «Финно-угорский мир» (2018 г. Тюмень), межрегиональном «Тол вось» — «Осеннее прошение» (2018 г. с. Большой Гондыр, Пермский край). Дипломы министерства культуры РТ, за участие в «Ассамблее народов Татарстана» (2021), диплом за участие в VI Всемирной фольклориаде (2021) и другие.
У фольклорного коллектива «Югдон» впереди ещё много ярких и интересных проектов, которые помогут лучше узнать удмуртскую культуру с её историческими преданиями о возникновении селений, о древних семейно-родовых культах, об обрядах святочного цикла, возделывании родных полей, рек и родников… и о многом другом.

«Югдон» – духовный ориентир
«Югдон» – духовный ориентир
«Югдон» – духовный ориентир
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в