Автор — Людмила Гориченская
Синтез использования нематериального культурного наследия с традиционной народной культурой в Чекмагушевском районе предоставил обоим направлениям новые векторы развития в деятельности культурно-досуговых учреждений. Многочисленные сельские дома культуры и клубы достойно представляют сегодня опыт подобной работы. Фестивали, праздники, конкурсы, выставки, творческие мастерские и мастер-классы, народные фольклорные представления под открытым небом – всё это в сочетании с умело выстроенной деятельностью работников культуры делает район одним из самых ярких центров по организации досуга населения в республике.
Старинное село Тузлукушево Чекмагушевского района, расположенное на красивейшем берегу реки Тузлукуш, которое находится в двенадцати километрах от райцентра, было основано по договору о припуске на вотчинных землях башкир Дуванейской волости Казанской дороги ясачными татарами. С 1730 года известно, что впоследствии они перешли в сословие типтярей. На самом деле селение существовало уже к 1712 году, когда упоминается «татарин деревни Тозлокош» Мавлей Кошаев. Переселенцы в основном занимались земледелием и скотоводством. А свои жилища строили из бересты, отсюда, по одной из версий, название деревни «туезлы куыш», что в переводе на русский язык означает «жилище из бересты». Сегодня в селе проживает, в основном, татарское население, в центре его расположился современный модельный Дом культуры.
Сегодня много всего организуется и проходит по инициативе учреждений культуры, и большинство проектов, которые реализуются работниками культуры района сейчас, возникли не на пустом месте. Во главе с районным домом культуры сельские клубные фольклорные формирования расширили сферу своей деятельности. знаменательно, что эта работа активизировалась в Год народного искусства и нематериального культурного наследия.
Старший методист по народному творчеству Ишмуратова Луиза Фритовна:
— При модельном доме культуры нашего района действуют тринадцать формирований, два из которых носят высокое звание «народный», среди которых татарский фольклорный ансамбль «Ахирәтләр» — «Подружки». Он был создан в 1985 году по инициативе директора Тузлукушевского СДК Мифтаховой Танзили Ахматдиновны, которая стала первым руководителем. У истоков создания творческой группы стояли: Афида Латыпова, Ракия Давлетова, Флюра Салимова, Разина Латыпова, Фарагия Мусина, Фания Амирханова, Зиля Зиязыва, Фагия Латыпова, Фатима Хамидуллина, Флюра Сагибгареева, Хаят Бадретдинова, Шамсия Шамсутдинова.
С первых же дней целью творчества участников фольклорного коллектива «Ахирәтләр» стало возрождение старинных обрядов и передача народных жемчужин татарской национальной культуры молодому поколению. В их репертуаре были мунаджаты, где затрагивались вопросы чести, ума, воспитанности и терпения, нравственной чистоты татарских женщин, редко исполняемые татарские народные, плясовые песни, частушки. Фольклорный коллектив стал для них творческой колыбелью и духовным приютом.
С 1992 года ансамблем руководила учитель татарского языка и литературы Тузлукушевской средней школы Латыпова Афида Гиниятовна. С тех пор исполнялись не только песни, но и ставились фольклорные композиции: «Кич утыру», «Тула басу өмәсе», «Нардуган», «Каз өмәсе», «Кәккүк чәе» и другие. Особую красочность выступлениям добавляли тальянисты Рамазан Гайсин, Венер Тукматов, Риф Закиров, Раис Кадраев, скрипач Наиль Газизов, исполнительница мунаджатов и народных песен Сажида Мухаметдинова.
С приходом в 1997 году нового руководителя, заслуженного работника культуры РБ Даутовой Фанили Фаткулгалиевны, численность ансамбля возросла до 25 человек и расширилась география выступлений. По приглашению исполкома Всемирного Конгресса татар ансамбль трижды выступал (2000, 2006, 2015,) в столице Республики Татарстан. И каждый раз взыскательная казанская публика рукоплескала стоя. Ансамбль также выступал в Илишевском, Кушнаренковском, Ермекеевском районах, в городах Уфа, Белебей.
Сегодня ансамбль имеет в основе своего репертуара сценический вариант и через праздничную культуру пропагандирует традиции татарского народа, в результате сбора местных фольклорных материалов воссоздает устно-поэтическое, музыкальное, песенное наследие, обряды, костюмы такими, какими они были раньше. Большую помощь в этом оказывают Фарагия и Риф Мусины. Несмотря на преклонный возраст, они и сами сегодня являются самыми активными и яркими участниками коллектива.
С 2016 года ансамблем руководит Салихова Алина Талгатовна. Большую помощь ей оказывает директор Тузлукушевского МДК Потапова Гульфия Радифовна.
На протяжении своего существования ансамбль накопил богатый репертуар, это: «Бәби туе», «Кыш озату», «Кич утыру», «Көлтә бәйрәме», «Печән өмәсе», «Тула басу өмәсе», «Ак калфак», «Сөлгем-күңел көзгем», «Уракчы кыз», «Яулыкларда — күңел җылысы», «Каз өмәсе», «Карга боткасы», «Чәкчәк бәйрәме», «Зәңгәр күл ачу бәйрәме», «Нәүрүз», «Аулак өй»,«Аклы татар сөлгесе — керсез җанның көзгесе», свадебные торжества с использованием всех обрядов: «Кыз димләү», «Су юлы», «Сандык ачу», «Туй ашы».
Отрадно то, что в селе до нынешних дней сохраняются традиции помочей — өмә. Их организовывают во время всех крупных работ: «каз өмәсе», «мал өмәсе», при закладке и строительстве нового дома, мечети. В таких мероприятиях участвуют все односельчане. Совместная работа завершается обрядовой трапезой и гуляниями. Конечно же, в центре внимания «Ахирәтләр».
У ансамбля есть спутник — детский коллектив «Чишмәкәй» («Родничок»). Любимыми праздниками подрастающего поколения являются «Боз озату» («Праздник ледохода»), где дети обращаются к природе с просьбой о скорой весне, хорошем урожае и мире на земле. Любовь к малой родине, уважение к труду хлебороба воспитывает обрядовый праздник «Беренче буразна» («Первая борозда»). Дети с удовольствием принимают участие в народных играх во время проведения «Каргатуй» — грачиного праздника. Сколько радости приносит угощение грачиной кашей птиц с приговорами! Групповой обход детьми дворов в дни праздника нардуган сопровождается колядованиями — «науруз әйтүләр». Колядующие обращаются к хозяевам с пожеланиями богатства и здоровья, а затем просят вознаграждение.
Ансамбль — лауреат фольклорного фестиваля (г. Казань, 2000 г.), Республиканского форума народного творчества «Башкортостан — жемчужина Урала» (2005), Республиканского фестиваля фольклора «Кушнаренковские зори» (с. Кушнаренково, 2018 г.), акции «Татар табыны», организованной республиканской газетой «Өмет». Награждён дипломом районного фольклорного праздника «Дуҫлыҡ тирмәһе» («Юрта дружбы», с.Чекмагуш), Благодарственным письмом Всемирного конгресса татар. Ансамбль с большим успехом выступил на Гала-концерте Республиканского фестиваля народных коллективов самодеятельного художественного творчества «Соцветие Дружбы», посвящённого 100‑летию Государственного российского Дома народного творчества (г. Уфа, 2015 г.). высшая награда ансамбля — звание «Народный», которое он получил в 2003 году.
Формирование личности напрямую связано с состоянием культуры общества, а национальная традиция формируется и шлифуется веками, выбрасывается все лишнее, некачественное, оставляя потомкам самый ценный художественный продукт. И это понимают участники ансамбля «Ахирәтләр», а еще они знают — в душе каждого человека должен быть маленький островок старины, ведь без культурного наследия, без традиций, без исторической памяти человечество остается в пустоте.