Все новости

Веков связующая нить

Башкирское народное искусство, многообразное и яркое, жизнерадостно в своей основе. Красочные узорные ковры, резные раскрашенные сундуки, многоцветные фризы тканых полос на куполе юрты гармонично сливаются в единую симфонию красок, лишённую «крикливой» пестроты. Белая юрта на фоне голубого неба как бы плывёт в бескрайнюю даль степного ковыля, органически вписываясь в пейзаж, сливаясь с ним в единое целое. Всегда кочевавший народ, живя одной жизнью с природой, из поколения в поколение выработал удивительно тонкое восприятие окружающего мира, выразившееся в самобытном национальном искусстве башкир.

Веков связующая нить
Веков связующая нить

Автор — Людмила Гориченская 

 

«Помню наш дом с нарами, покрытыми паласом и войлочным ковром, сундук, вышитые подушки. Кошага с редкими цветами, шаршау, деревянная посуда — всё это и многое другое — неотъемлемая часть моей жизни ».
Адия Ситдикова, народный художник РБ и РТ.

Башкирское народное искусство, многообразное и яркое, жизнерадостно в своей основе. Красочные узорные ковры, резные раскрашенные сундуки, многоцветные фризы тканых полос на куполе юрты гармонично сливаются в единую симфонию красок, лишённую «крикливой» пестроты. Белая юрта на фоне голубого неба как бы плывёт в бескрайнюю даль степного ковыля, органически вписываясь в пейзаж, сливаясь с ним в единое целое. Всегда кочевавший народ, живя одной жизнью с природой, из поколения в поколение выработал удивительно тонкое восприятие окружающего мира, выразившееся в самобытном национальном искусстве башкир.

Традиции народного искусства живы в настоящее время. По-прежнему женщины прядут шерсть, вышивают ковры и ткут паласы. Меняются только орнаментальные мотивы, но всегда радостно переливаются яркие краски этих узоров. Древний национальный башкирский орнамент оживает вновь на ворсовых коврах, паласах. Башкирские мастерицы сохраняют форму этих ковров, вышивают специальным крючком сплошную тамбурную цепочку, вьющуюся по контуру узора разноцветными нитками…
Над проблемой внедрения традиций народного искусства в современный быт работают художники и искусствоведы Республики Башкортостан. В этой связи в Альшеевском районе с 2010 года раз в два года проводится Республиканский фестиваль-конкурс башкирского паласа «Веков связующая нить». Организаторами нынешнего пятого фестиваля, состоявшегося в середине весны, выступили Министерство культуры РБ, РЦНТ, Администрация муниципального района Альшеевский район. на него поспешили приехать мастера со всей республики. Шестьдесят ведущих мастериц из двадцати пяти районов и городов Башкортостана представили на конкурс более сотни паласов из Абзелиловского, Альшеевского, Архангельского, Белебеевского, Гафурийского, Давлекановского, Зилаирского, Зианчуринского, Ишимбайского, Кармаскалинского, Мелеузовского, Миякинского, Стерлитамакского, Хайбуллинского, Уфимского районов, городов — Уфы, Белебея, Бирска, Давлеканово, Салавата, Сибая, Стерлитамака, Октябрьского, Учалы.
По сложившейся традиции самая богатая коллекция паласов была представлена альшеевскими мастерицами. благодаря их стараниям традиционное искусство региона — ковроделие дошло до наших дней. Хотя паласы с узорами встречаются сегодня везде, где бы ни жили башкиры, особо развит этот промысел у минских башкир, которые живут у рек Дёма и Уршак, в Альшеевском, Бижбулякском, Давлекановском, Миякинском районах. На протяжении многих веков у них ведущим хозяйственным занятием было полукочевое скотоводство, которое давало, помимо продуктов питания, шерсть и кожу. Шерсть из-за мягкости и эластичности, способности сохранять тепло, была универсальным сырьём для изготовления войлока и ковров, без которых невозможно представить жизнь скотовода в степи. Изготовление безворсовых ковров является ведущим видом народного искусства башкир. «С переходом к оседлости на первый план выдвинулось ковроделие», — пишет С. Н. Шитова. Гладкие ковры — традиционные предметы кочевого и полукочевого башкирского быта вплоть до XX века. Современное ковроткачество альшеевских мастериц органично сочетает в себе все черты старинного интерьера. Глядя на новые изделия, зрители воспринимают старый деревенский быт не как музейную реконструкцию. Непременное качество ковровщиц — колористическая интенсивность современных изделий. Чаще эмоционально-живописный строй тканых полотен «возгорается» от красного. Это особое пристрастие всех мастериц без исключения. Малиновый, вишнёвый, «цвет багров» и карминно-розовый, и «цвет рудожёлт» — оранжевый, червлёный и другие в сочетании и взаимодействии с чистыми тонами, без тёмных, землистых примесей, создают изысканное цветовое звучание. Ковровые изделия народных мастериц с присущим им художественным темпераментом нарядны, но не пестры, ярки, но не упрощены, звучны, но не резки… Они влекут к себе ярким эффектом, приводят в восторг смелыми цветовыми отношениями. Угадываемый по полотнам их взгляд на мир — светлый, лишённый мнимой сложности. Своим трудоёмким ремеслом они выказывают откровенное и чистосердечное отношение к башкирскому народному искусству. Их источником вдохновения во все времена служат родная природа Урала и быт башкирского народа./В башкирском узоре — цвет мёда, пшеницы/Бескрайних лугов и степей красота/Цвет синего неба, земли плодородной/Цвет красных цветов, родников чистота./Мы слышим протяжную песню курая/В сплетении цвета природы холста./В башкирском узоре сэсэна сказанье/И щедрость народа, его доброта/.
Рассказывает начальник отдела культуры Миргасим Факилович Акимбетов:
— Праздник башкирского паласа зародился на альшеевской земле по инициативе нашей именитой землячки, доктора филологических наук, кавалера ордена Салавата Юлаева сэсэнии Розалии Султангареевой при поддержке администрации района. Проект был удостоен гранта Главы Башкортостана, а два года назад и почётного диплома всероссийского конкурса актуальных национально-культурных проектов «Россия: этнический комфорт» — за сохранение и развитие народных традиций. За эти годы фестиваль крепко прижился на альшеевской земле и раз в два года становится местом паломничества мастеров ткачества со всех уголков Башкортостана. Самая большая делегация в этот раз была из города Бирска, возглавила её наша землячка, кандидат филологических наук, руководитель народного центра ткачества «Шёлковый путь» Разиля Гарифуллина.
Наше торжество началось с красивейшего обряда, который исполнили работники культуры и фольклорные коллективы района. Нарядные, в белых платьях с звенящими монистами альшеевские агинэйзэр призвали участниц и гостей обратиться к духу творчества. Подобно молодым невесткам, оставляющим монеты на неиссякаемый источник вдохновения — башкирский асалы палас. Внеся и свой вклад с пожеланиями, чтобы веков связующая нить никогда не обрывалась, Розалия Асфандияровна завязала полотно с монетами в узел, и его, как святыню, бережно положила в сундук, где ковёр будет храниться до следующего конкурса.
Фестиваль продолжался в течение двух дней. Многообразие ковровых изделий выставки и высокий уровень мастерства ткачих впечатлили почётных гостей, коих было немало. Самые достойные работы отметило жюри конкурса, щедро распределив различные номинации — «За мастерство», «За сохранение народных традиций», «За оригинальность композиции», «За инновационное решение народных орнаментов», «За верность традиции». Каждая участница выставки была отмечена специальным призом организаторов. По её итогам компетентным решением жюри в номинации «За сохранение классических традиций в паласном ткачестве» было присуждено Гран-при — Закире Воронцовой (Альшеевский район) и Гузель Валитовой (Миякинский район) в номинации «За инновационное решение народных орнаментов».
Лауреатами фестиваля-конкурса стали: Гульсира Давлетова (Ишимбайский район), Райля Алламуратова (Уфимский район), Валентина Индиенко (г. Салават), Асия Лутфрахманова (Альшеевский район), Альбина Нафикова (г. Бирск). За весомый вклад и сохранение народных традиций в ткачестве паласа, за внедрение инновационных методов и возрождение техники закладного ткачества остальные участницы были отмечены специальными призами в различных номинациях». В номинации «За художественную выразительность паласа» была награждена Хариса Кадырова (Давлекановский район), Гузель Мустафина (г. Уфа) в номинации «Тонкое ткачество», Разиля Шафикова (Альшеевский район) — «За верность народным традициям в ткачестве», Миляуша Муратова (Зилаирский район) «За вклад в возрождение народного ткачества», Залия Самигуллина (Альшеевский район) «За верность народным традициям в ткачестве», Фагима Халилова (Архангельский район), Люция Хузиахметова (Миякинский район) «За вклад в возрождении техники закладного ткачества», Аниса Хажиева (г. Учалы) «За инновационные решения в ткачестве».
В рамках выставки мастерицы демонстрировали работы, сопровождая рассказами о том, какую идею они заложили в своё искусно созданное полотно. Красноречивые рассказчицы на мастер классе охотно делились своими знаниями, кто и какие орнаменты использовал — «Йндоз — звезда», «Базыян», «Айсык луна», «Ете алма — семь яблок», «Батмус —поднос», «Елэк сэскэхэ — земляничный цветок», «Самауыр тояфы — ножка самовара», «Эзрэс», «Кенбафыш сэскэхе — цветок подсолнуха», «Сулпы», «Каз тэпэйе лапа гуся». Палас обычно кому то посвящается. Выбор орнамента- аса — тоже всегда зависит, кому предназначается изделие. Аса — это состоящий из нескольких геометрических фигур уникальный орнамент, он знак рода, письмо, секретное послание, программа. Аса не меняют, хранят, просто переводят из одного паласа в другой. «Если придумаешь или поменяешь что-то, то у паласа не будет души, это неправильно», говорит мастер паласов из Миякинского района Зайтуна Валиуллина. Каждую мастерицу, представляя на мастер-классе, повязали фартуками с эмблемой фестиваля. Ведущие мастера ковроткачества в течение двух дней проводили обучающие семинары-практикумы по темам: «Традиции и тенденции ткачества в Башкортостане. Карта мастеров», «Гармония цвета. Башкирский колорит», «Башкирское ткачество. Опыт изучения и обучения», «Из опыта создания и становления народного клуба ткачества «Мозаика» Архангельского района», «Традиции ковроделия в Миякинском районе Башкортостана». Среди почётных именитых гостей на праздник были приглашены легенды башкирского ковроделия Назия Фазыловна Ахметвалеева — многократный обладатель Гран-при республиканских конкурсов ковроделия, руководители народных коллективов ковроделия республики Разиля Гарифуллина, Таслима Калимуллина — обладатель Гран-при республиканского фестиваля ткачества, Фаниса Гольцева — руководитель народного клуба «Мозаика» (Архангельский район, Орловский СДК). Народный фольклорный ансамбль «Замана», образцовый ансамбль танца «Узоры» в театральной композиции «Встреча гостей» исполнили песню альшеевского композитора Альфреда Якшимбетова на слова самобытной поэтессы Венеры Басыровой «Альшеевские паласы».
Цель фестиваля «Веков связующая нить — исследование башкирских паласов, изучение их истории, методов сбора материалов, анализа практической работы — была в полной мере реализована. Также использовались информативные источники в беседах с мастерицами. Поразило удивительное понимание народными мастерицами связи характера изделия и его декора, тонкое чувство материала и высокая техника изготовления, доведённая до виртуозности. Господствующий принцип целесообразности, присущий всякому народному искусству, засвидетельствовал о навыках многих поколений, передаваемых по традиции и позволяющих использовать фактуру и цвет основного сырья, каким является шерсть. В башкирских коврах воплощён многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее, сохранены художественные традиции, отражающие самобытность культуры башкирского народа.

Веков связующая нить
Веков связующая нить
Веков связующая нить
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в