Все новости
Народное творчество
16 Сентября 2022, 13:06

Моление на меже

Межрегиональный мордовский фольклорный праздник «Межань ознома» – «Моление на меже» – совместный проект Благотворительного фонда поддержки социального развития Бижбулякского района РБ, Бижбулякского Дворца культуры и общественной организации «Собрание – Промкс мордвы Бижбулякского района» победитель первого конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий – прошёл в жаркие июньские дни в старинном мордовском селе Каменка Бижбулякского района. Партнёрами проекта выступили Министерство культуры РБ, Региональная общественная организация «Мордовский национально-культурный центр РБ» и Администрация района.

Моление на меже
Моление на меже

Автор — Людмила Гориченская 

 

«Можно ошибиться в различии чувашей, черемисов, вотяков, но мордвина тотчас узнаешь – стоит только взглянуть на его лапти, которые по форме совершенно не похожи на все другие лапти, посмотреть на рубашку, испещрённую по всем направлениям разного рода вышивками, и достаточно».
В.М. Черемшанский.

Межрегиональный мордовский фольклорный праздник «Межань ознома» – «Моление на меже» – совместный проект Благотворительного фонда поддержки социального развития Бижбулякского района РБ, Бижбулякского Дворца культуры и общественной организации «Собрание – Промкс мордвы Бижбулякского района» победитель первого конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий – прошёл в жаркие июньские дни в старинном мордовском селе Каменка Бижбулякского района. Партнёрами проекта выступили Министерство культуры РБ, Региональная общественная организация «Мордовский национально-культурный центр РБ» и Администрация района.

Одной из главных задач Межрегионального мордовского фольклорного праздника «Межань ознома» — «Моление на меже» стало представление наших современников — носителей живой традиции, людей — носителей мордовского культурного опыта, а также возвращение и популяризация нематериального культурного наследия. Один из древнейших мордовских праздников отмечался в следующее после Троицы воскресенье. В этот день мордовское население села Каменка проводило народные гуляния, древние обрядовые игрища, возили детей на ярмарку и покупали диковинные игрушки и сладости. Мордва молила богов о сохранении урожая, о здоровье людей и животных.
Село Каменка — центр мордовской культуры района — основано в 1740 году переселенцами из деревни Больше-Каменка Елховеской волости Самарской губернии. В шести километрах от него находился Владимирский женский монастырь, который был закрыт в период раскулачивания, но память о нём сохранил Святой Сергиевский источник. С XIX века мордва считались христианами. Однако вплоть до начала XX века официально существовавшее православие сочеталось с язычеством. Традиционная народная культура села сегодня богата своим колоритом и издавна привлекает внимание фольклористов, в нём сохранились практически все жанры мордовской традиции: зимние колядки с которыми молодёжь, дети обходят дворы под старый Новый год, старинный свадебный обряд, инструментальные наигрыши, часть которых нигде больше не встречается. На престольные праздники под вечер все селяне собираются вместе в самых лучших нарядах. Люди играют и танцуют — и пожилые, и молодёжь. Каждый старается показать своё умение, свой талант. Парни выбирают себе суженых …
Помогает сохранять в селе народные мордовские традиции и детский фольклорный ансамбль «Ашо килейне». Дети с большим мастерством и удовольствием спели на фестивале народные песни «Эрзянь Полюне» и «Сюк-сюк ковава». В настоящее время художественным руководителем ансамбля является Любовь Анатольевна Левашова, любимая детьми и односельчанами. Её неравнодушие и энергичность придают уверенность молодым неопытным певцам. Мордовский фольклорный ансамбль «Эрзя» Каменского сельского дома культуры проникновенно и душевно исполнил песни «Виленем» — «Деревенька» и «Эрзятне сех мазыйнет» — «Мордва самые красивые». Сельские труженики поют под руководством Оксаны Геннадьевны Кашаповой. Опытные песельницы являются родоначальницами местной мордовской культуры, определяющей самобытный колорит старинного пения. Но самоё главное, живут с настроением понимания своего предназначения и верой в мордовское народное искусство. За многие годы состав коллектива меняется, но в его ряды вновь вливаются самобытные певуньи, и ансамбль, по-прежнему радует почитателей старины, вдохновляет на занятия народным пением поклонников традиционной культуры и фольклора. В целом народная мордовская певческая основа села Каменка специфична и индивидуальна: все песни можно классифицировать как лирические, свадебные, обрядовые, шуточные, посиделочные. В основном они многоголосные и преобладают лады с малообъёмным звукорядом. Это свидетельствует о раннем происхождении мордовских напевов. Каждая эпоха с её новыми историческими и экономическими условиями накладывала свой отпечаток на народно-песенную культуру села Каменка.
В конкурсной части фестиваля приняли участие коллективы из Башкортостана, Оренбургской области, Мордовии. Среди них народные фольклорные ансамбли мордовской песни «Ялгат» (Ермекеевсий район), «Калинушка», «Килейне», «Пизёлнэ», «Семейный ансамбль Мажаевых», «Лейне» (Оренбургская область), «Килейне» (Аургазинский район), «Олячи», «Эрзя», «Ашо килейне» (Бижбулякский район), «Килейне» (Фёдоровский район), «Умарина» (Чишминский район), «Зорине» (Кармаскалинский район). В их исполнении прозвучали мордовские старинные и рекрутские народные песни: «Тусь авинесь», «Тиринь веле», «Кодамо моро минь моратано» — «Рекрутская», «Нурька морот» — «Эрзянские частушки под гармонь», «Каигонь полк» — «Журавлиная стая», «Самсон лейля» — «Брат Самсон», «Чиявтызе сескинье» — «Комар муху сватал», «Дирьнь велем» — «Родное село», «Ков пурнат, сэрнят» — «Куда собираешься, красавица девушка», «Эрзянь велесэ минь эрятано» — «В мордовском селе мы дружно живём», «Мадинь, удынь урякай» — «Спала и видела сон», «Ашо килейне» — «Белая берёза», «Семань ульця», «Пейделька», «Кува чуди Сэняж лейнесь» — «Куда течёт речка Сенеж», «Моро тиринь веледе» — «Песня о родном селе», «Велинем» — «Деревенька», «Эрзятне сех мазыйнет» — «Мордва самые красивые». Были исполнены старинные фольклорные обряды — «Кизень вастома» — «Встреча лета», «Одерьвань рамаме», «Покш Чи» — «Большой день» празднуется в день святой Троицы, «Тундонь ильтямо чи». Обрядовый фольклор продемонстрировал свои особенности, связанные с историей заселения. Сёла, участвующие в фестивале, полностью состоят из мордвы, что и отразилось на их укладе жизни — материальной культуре, говоре и на особенностях отправления календарных и семейных обрядов. Обрядовый календарный репертуар этих сёл, к сожалению, утратил своё практическое назначение, за исключением текстов песен и семейных обрядов.
В номинации «Ансамбли народного танца» были исполнены танцевальные постановки оригинальных мордовских танцев и хореографические миниатюры. Отточенность форм, где каждый шаг, каждый взмах имеет определённое значение и отражает историю народа, достойно показали Фидалия Фаррахова, Есения Гриднева и Азалия Фаррахова — солистки танцевальных ансамблей «Конфетти», «Родник» Дворца детского и юношеского творчества города Туймазы и образцовый хореографический ансамбль «Школа умных танцев» Бижбулякского Дворца культуры.
Жюри возглавила председатель Екатерина Олеговна Модина — директор Поволжского центра культур финно-угорского народа, руководитель этнографической фольклорной студии MEREMA, город Саранск, Республика Мордовия. Лауреатами первых степеней были удостоены в разных номинациях: народный ансамбль мордовской песни «Ялгат» (Ермекеевский район, руководитель Надежда Головина), народный фольклорный ансамбль «Умарина» (Чишминский район, руководитель Геннадий Никитин), семейный ансамбль Вячеслава и Валентины Мажаевых (Оренбургская область)
Настоящим народным духом и мордовским колоритом была пропитана торжественная яркая и красочная церемония открытия — обрядовая часть межрегионального мордовского фольклорного праздника «Межань ознома». Она позволила всем присутствующим по-настоящему проникнуться духом прошлого, мысленно вернуться мордовскому народу к своим истокам. Ведь издревле мордва молили богов о сохранности урожая, о здоровье всех живущих и животных. Ярким проникновенным и массовым получилось шествие участников моления и всех гостей к месту проведения обряда. Шествие сопровождалось мордовскими народными песнями с пожеланиями о благополучии родного края и его земле, о кормилице матушке-природе.
Кульминационной частью ритуального действа стал большой хоровод вокруг ритуальной свечи, где жрец обратился к божественному покровителю Инешкипазу с молитвенным возгласом:/Дай миру единение!/Каждому человеку любовь,//Как колодцы, дай всем добра,/Пусть добро льётся рекой,/Пусть зайдёт оно над дверью,/Пусть зайдёт оно под дверью,/Инешкипаз, Инешкипаз, Верховный Бог!/ — обратился уважаемый жрец. Именно этот исполненный канонизированный ритуал помог зрителю воочию почувствовать себя участником возвышенного величественного моления.
Местом проведения была выбрана центральная улица села Каменка. Заместитель главы района Алексей Данилов в приветственной речи отметил, что фестиваль «Межань озноме» стал одним из самых ожидаемых мероприятий в районе, и нашей общей задачей и впредь остаётся сохранение культурного этнического своеобразия Бижбулякского района. Министр культуры РБ Амина Шафикова направила приветствие организаторам, участникам и гостям праздника: «Отмечая данный праздник, мы отдаём дань народной традиции, в то же время стремимся наполнить её новым содержанием. Мирный, упорный, трудолюбивый мордовский народ стал частью России, являя собой умение жить в дружбе и согласии. Нет сомнения в необходимости и своевременности проведения данного праздника, который способствует как расширению международного сотрудничества, так и углублению знаний о народах разных национальностей, населяющих нашу республику… Искренне желаю всем добра, радости, благополучия! Пусть развиваются лучшие народные традиции и обычаи, пробуждаются чувства дружбы, мира, согласия и гордости за нашу многонациональную Россию и родной Башкортостан!»
Народные традиции мордвы живы и живут в их музыке и словах, в их старинных обрядах, лирических песнях и искромётных танцах. А народный праздник «Межань озноме» показал, что в современном обществе обрядовая составляющая мордовских уникальных образцов не потеряла своё значение. Их сохранность на территории целого ряда мордовских сёл можно объяснить большим количеством в них населения, массовыми праздниками, широким распространением праздничной обрядовой культуры в целом, а также существованием фольклорных ансамблей.
В рамках праздника состоялся фестиваль мордовской национальной кухни «Цемара-фест», к которому были привлечены знатоки и исследователи мордовской национальной кухни.

Моление на меже
Моление на меже
Моление на меже
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: