Все новости
Народное творчество
1 Октября 2022, 14:15

«Наза»

Фольклорные традиции Бураевского района сегодня рассматриваются и осмысливаются известными исследователями и учёными с позиций, накопленных фактов музыкальной этнографии. Значимым компонентом бураевского обрядового комплекса являются фольклорные музыкальные тексты, относящиеся по своей природе к наиболее раннему пласту народной культуры.

«Наза»
«Наза»

Автор — Людмила Гориченская 

 

Фольклорные традиции Бураевского района сегодня рассматриваются и осмысливаются известными исследователями и учёными с позиций, накопленных фактов музыкальной этнографии. Значимым компонентом бураевского обрядового комплекса являются фольклорные музыкальные тексты, относящиеся по своей природе к наиболее раннему пласту народной культуры.

Бураевский район расположен в северо-западной части Башкортостана, в бассейне рек Агидель и Быстрый Танып, между городами Бирск и Янаул. В районе проживают представители 24 национальностей (башкиры составляют — 69,5% населения, татары — 21,8%, удмурты — 4,3%, русские — 2,1%, мари — 1,8%). Формирование современного населения района приходится на XIV — XVI века. В те времена на этих землях жили племена ельдяк, таз, уваныш, елан, уран и другие. В конце XVI века русское правительство начало переселять на территорию Башкортостана татар и мещеряков, позже и другие народности — мари, удмуртов. Таким образом была положена основа татарских, марийских, удмуртских населённых пунктов. В целях установления правления из центра, были основаны русские населённые пункты и укрепления, объединившие вокруг себя русских переселенцев. Коренные жители башкиры не оттолкнули новоприбывших, дали им приют, землю. По поводу основания районного центра и его названия бытуют разные мнения. По историческим сведениям, относящимся к 1714 году, основоположник села Бураево Борай Ергозин жил в этих краях в XVI веке.
По мнению большинства этнографов, татары Среднего Поволжья и Приуралья «образуют этническую основу татарской нации». Начало оформления группы татар Башкирии можно отнести ко второй половине XVI века, когда начинается возрастающей приток населения в Приуралье, на Южный Урал, в Зауралье. С этого момента истории, вплоть до современности, этнокультурное развитие татар, расселившихся в Башкирии, протекает под влиянием двух главных, с точки зрения этнического взаимодействия, факторов. С одной стороны, сохраняется неразрывное культурное единство с материнским этносом (казанско-татарским), с другой — происходит интенсивное взаимодействие культур татарского, башкирского, финно-угоских (мари, удмурты, мордва) и славянских (главным образом русских) народов. Поэтому и сегодня местная татарская культура не является моностильной, а народно-певческая традиция единообразной. Татары крайнего северо-запада Башкортостана практически не отличаются по традициям и языку от своих соседей в Татарстане, здесь более сильным было влияние языка и культуры татар на соседствующие народы. В XV — первой половине XVI века северо-западная часть Башкирии входила в Казанское ханство. В Башкортостане сегодня живут более 20% от общего числа татар. В республике они занимают второе место по численности.
С каждым годом, к сожалению, всё меньше остаётся в деревнях и сёлах республики той прежней самобытной культуры, которая отражала повседневный быт татарской глубинки. В этих условиях всё более актуальным становится исследование и сохранение песенного и устного фольклора, обрядовой жизни и вековых устоев татарского села. В традиционном укладе села Бураево и в репертуаре татарского фольклорного ансамбля «Наза» Районного дома культуры просматривается народная татарская культура северо-западной части Башкортостана. Прежде в селе были богатые бытовые и фольклорные традиции, много самобытных талантливых исполнителей песен, танцев. Жители Бураево по сравнению с соседними сёлами выделяются по сей день своей более культурной (татарской) речью. В 2018 году создаётся самобытный фольклорный коллектив «Наза», средний возраст его участников от 55 до 75 лет, поэтому в основном они помнят национальные традиции послевоенного периода. В довоенные годы культурная жизнь села была на низком уровне. Зданий, предназначенных для массовых гуляний, не было. Молодёжь снимала дом для игрищ. Сегодня в районе прекрасный районный дом культуры, 21 сельский дом культуры и 19 сельских клубов, детская школа искусств, централизованная библиотечная система с 25 сельскими библиотеками.
В творчестве коллектива «Наза» прослеживаются и более ранние пласты традиционной культуры, которые сохранились в народной памяти односельчан в меньшей степени. Ансамбль активно участвует в жизни села и района, в работе РДК, выступая на различных мероприятиях, сохраняя традиции и старинные песни своего села, занимается культурно-просветительной работой. Художественный руководитель ансамбля Эльмира Мазитовна Аитова свыше 35 лет проработала в сфере культуры. Не много найдётся в наше время людей, которые были всегда верны однажды выбранной профессии культработника. В 1973 году окончила Стерлитамакское культурно-просветительское училище — хореографическое отделение, после чего по направлению отработала в Чекмагушевском районе методистом- инспектором. В 1976 году вернулась в родной район и с успехом заведовала методическим кабинетом, а параллельно при Доме пионеров вела танцевальный кружок. За достигнутые успехи в области культуры и искусства была награждена Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации. Является ветераном России. Созданный ею ансамбль «Наза» тоже неоднократно отмечался почётными грамотами, благодарственными письмами, дипломами по результатам участия в фольклорных татарских и не только конкурсах, фестивалях за высокое исполнительское мастерство, сохранение и пропаганду народных традиций, большой вклад в развитие народного искусства и культуры досуга. О своей профессии Эльмира Мазитовна говорит так: «Работники культуры — это люди, без которых «скучала» бы планета и счастье у людей было неполным. Быть работником культуры — значит стараться всегда находить что-то новое, чтобы в очередной раз дарить людям бурю положительных эмоций, впечатлений и радовать односельчан». Скорее всего именно эти составляющие профессии отвечают душевной потребности Эльмиры Мазитовны.
Традиционная татарская культура в своей хрестоматийной полноте существует и сегодня в аграрном обществе, для которого характерны принципы самообеспечения и простого воспроизводства, а большинство населения занято ручным трудом. В летний период в татарских деревнях прежде организовывали жыен (досл. встречи, сборы), и это был общинный праздник. Его также считали праздником «невест», так как это было одним из немногих массовых гуляний. Юноши и девушки беспрепятственно общались друг с другом в совместных играх, хороводах, выбирали себе невест и женихов. Праздничный обряд «Яшьлегем тугае» — «На лугу моей молодости» в исполнении ансамбля «Наза» полностью транслирует культурный опыт при посредстве татарских народных традиций. Выступление фольклорного коллектива — это яркое зрелищное представление, в их исполнении звучат народные песни, звучавшие в былые времена на майданах. «Гармунчыгыз ойдэме» — «Милый мой, гармонист» обряд, на котором пели задушевные песни в каждой татарской деревне, в каждом селе, когда молодёжь устраивала свои посиделки, где главным гостем был гармонист. Роднило их общее веселье — собирались, как говорится «себя показать, на других посмотреть», переброситься частушками, посостязаться в потехах и забавах. На протяжении вечера гармонист создавал атмосферу праздника, под его аккомпанемент звучат и сегодня народные песни в исполнении ансамбля: «Борай кое» («Бураевский напев»), «Урам кое» (Уличный напев), «Наза», «Сагыну» («Тоска»), «Танып буе» («У реи Танып») и другие. В обряде «Туган як чишмэлэре» — «Родники моего края» предоставляется возможность после тяжёлых трудовых будней отдохнуть всей душой присутствующим на празднике веселья и с пользой для себя провести досуг. Совместные игры парней и девушек — явление достаточно недавнее в татарской культуре. Они появились лишь в начале XX века.
На главном народном празднике бураевцев Сабантуе фольклорный ансамбль «Наза» самый желанный гость. Сабантуй — один из немногих массовых праздников, сохранившийся до нынешнего времени. Обряды его хорошо популяризируются и общеизвестны. Вплоть до 20‑х годов XX века в некоторых регионах Башкирии татары называли его сука жыены, или сука бэйрэме — праздник сохи. В северо-западных регионах (в их числе и Бураевский район) бытовал обряд сабан сызу — ритуальное очерчивание плугом (сабан) место проведения праздника.
Праздничная, обрядовая культура Бураевского района живая, творческая, она не является исключительно музейным достоянием. И всё новые её инновации демонстрируют современные носители, в числе которых являет достойный пример — фольклорный ансамбль «Наза» Бураевского районного дома культуры.

«Наза»
«Наза»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в