Все новости
Народное творчество
9 Октября 2023, 16:21

Семык

В селе Арлан – центре Арлановского сельсовета Краснокамского района, расположенного в двадцати пяти километрах от районного центра Николо-Берёзовка, в начале лета состоялся марийский национальный традиционный праздник «Семык». (Се мык – от русского Семик – «седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы») – марийский традиционный праздник, знаменующий собой наступление лета. Марийцы – пятая по величине этническая общность в составе многонациональной Республики Башкортостан. Большая часть (почти 2/3) марийцев Башкортостана – жители сельской местности. Значительными группами марийцы проживают в поселениях городского типа на севере республики, в том числе в селе Николо-Берёзовка.

Семык
Семык

Автор — Людмила Гориченская 

 

Древнее село Арлан основано по договору 1687 года о припуске ясачным марийцам на вотчинных землях башкир Гарейской волости Осинской дороги. Было также известно под названием Арлян (м), Орлян (м) — Круглое поле. В 1795 в селе проживало всего 63 человека, в 1865 в 113 дворах 610 человек. Занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством. В 1906 году зафиксированы мужская и женская инородческие школы, водяная и три ветряные мельницы, хлебозапасный магазин, две бакалейные лавки и пять крупорушек. С 2010 года в селе проживают 755 человек. В нём есть Дом культуры, библиотека, школа-интернат, детский сад и фельдшерско-акушерский пункт.
Как и у других финно-угорских народов, у марийцев большие праздники связаны с земледельческим циклом работ. Угощением служили домашнее пиво (пура) и мучные блюда: хлебцы (эгерче), блины (мелна), лепёшки (тай-иемек), пирожки с ягодами, ватрушки, сырки (таура), печенье. Магическое значение имели яйца (муно) — символ плодородия: их бросали вместе с зерном в первую борозду с пожеланием богатого урожая. В местах проживания марийцев с башкирами и татарами агапайрем слился с сабантуем, переняв его увеселительную часть с состязаниями, конными скачками, играми. В отдельных деревнях республики, где население прошло через обряд крещения, справляются христианские праздники Пасха, Семык, Троица.
Начальник отдела культуры Юлия Сергеевна Кулагина:
— Марийский традиционный праздник «Семык» очень популярен ещё с XVII века. Отмечали его в конце весенне-полевых работ. В этот день поминали усопших родственников, молодые девушки проводили специальные обряды. В нашем Краснокамском районе праздник «Семык» проводится с 2000 года и поочерёдно проходит в деревнях компактного проживания марийцев. В проведении праздника на новом уровне на первом плане сочетаются радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков.
По сложившейся традиции и в этот раз он начался через семь недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе и закончился в воскресенье в день Троицы. Праздник является одним из самых значимых и любимых среди марийского населения района, способствует сохранению и развитию традиционной культуры народов мари. Само село Арлан издревле было богато народными традициями; марийский народ в нём — истинный хранитель старины и особенно марийских обрядов. Все без исключения марийские коллективы района не просто исполняют народные песни на родном языке, а обыгрывают их в танцах, в обрядах, театрализованных фрагментах народных праздников. Народные же песенные и танцевальные ансамбли используют в своих репертуарах местный фольклор и обычаи, семейно-бытовые песни и забавы сёл и деревень Краснокамского района. В аутентичных коллективах чётко прослеживаются древние традиции — дни семейного отдыха, когда все собираются семьями и поют народные песни от самых маленьких — внуков, до самых старших — бабушек и прадедов. Местные культработники тоже используют богатый обрядово‑песенный материал. Многие их творческие находки получают высокую оценку жюри на многочисленных республиканских фестивалях и марийских праздниках. Новые поиски марийской старины-старинушки — это для них всегда заряд на новый творческий сезон.
Фольклорная картинка праздника «Семык» началась с яркого шествия нарядных сельчан в национальных марийских костюмах с марийскими частушками под гармошку и тумыр. Праздничное шествие жителей села и гостей, приехавших из девяти поселений района, где проживают представители марийской национальности, из других районов республики, а также респуб­лик Татарстан и Марий Эл, двигалось по центральной улице Ленина, останавливаясь в каждом подворье, где были организованы праздничные столы с угощениями. От изобилия национальных яств у присутствующих на празднике гостей разбегались глаза. Приехавший на праздник люд восторженно произносил на народный лад «благодарственную молитву» — современные благопожелания; угощаясь мясной лапшой, блинами, кашами, пирогами со всевозможными традиционными начинками: ягодами, грибами, картошкой, капустой, варениками. Помимо праздничных столов, во всех дворах были устроены выставки прикладного искусства мастеров‑умельцев: вышитые полотенца, домотканые покрывала, ковры. Шествие представляло собой ярко обставленное множеством обрядов и обычаев действо, сопровождавшееся музыкой, песнями и старинными плясками. Все участники были одеты в праздничную традиционную одежду, женщины достали из сундуков все украшения, подарки, сделанные руками марийских девушек-невест. Нашлись и музыканты — умельцы поиграть на старинных инструментах: шувыре из бычьего пузыря (волынке), тумбыре (барабане), пуче (деревянных трубах), на самодельных гуслях, скрипках, гармонях. Так в празднике слились старые и новые обычаи. А активное участие в них людей всех возрастов обеспечило сохранение и дальнейшее развитие народных марийских традиций.
Праздник по традиции начался с вознесения молитвы, посвященной Кугу Юмо (богу всей земли) — главному языческому божеству марийского народа. Он был наиболее влиятельным божеством, наделявшим человека при рождении душой. Марийцев считают одними из последних язычников — чи-марий в Европе, и они особо чтят древние обряды и традиции. Религиозными предписаниями, ставшими обычаями, раньше регламентировалась вся жизнь сельского общества./Погода в Семык будет ясной — будет урожай/,/Пока не пройдёт Семык, нельзя ходить с непокрытой головой — голова будет болеть./, В Семык и в поминальный день нельзя подбирать еду, упавшую со стола: это дойдёт до предков/После Семыка нельзя сажать никакие растения, поскольку они не станут расти/,/Если после Семыка будешь красить нитки, будет град/…
Для прочтения молитвы на праздничную сцену вышли онаены религиозных организаций города Нефтекамска, Краснокамского, Калтасинского, Янаульского и Дюртюлинского районов. Гостей и участников праздника приветствовал глава района Алексей Горбачёв. Со словами приветствия выступили руководитель национального конгресса Владимир Матвеев, руководитель марийской национальной культурной автономии «Эрвел мари» Краснокамского района Раиса Сатаева, которая передала эстафетный альбом и эмблему праздника «Семык» главе сельского поселения Никольский сельсовет Кларе Зайнакаевой. В праздничном заключительном концерте приняли участие самые яркие марийские фольклорные и народные коллективы сельских домов культуры района. Вместе со зрителями праздник завершился традиционным совместным исполнением национального танца «Ший кандыра» — «Верёвочка». Каждый «Семык» — это настоящий праздник национальной культуры марийского народа Башкортостана.

Семык
Семык
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: