Все новости
Народное творчество
11 Декабря 2023, 00:53

Драгоценные россыпи

Межрегиональный фестиваль удмуртских фольклорных коллективов «Дуно марзансъёс» – «Драгоценные россыпи» состоялся в жаркие июльские дни в Татышлинском районе. Впервые фестиваль получил статус ключевого (брендового) мероприятия Республики Башкортостан, что позволило провести его на новом, более масштабном уровне. Свыше трёхсот конкурсантов состязались в фольклорном, вокальном и семейном творчестве.

Драгоценные россыпи
Драгоценные россыпи

Автор  — Людмила Гориченская 

 

Удмурты — один из древних народов северо-западного Приуралья. Они называли и называют себя удмуртами (удморт, укморт, у, морт). Исследователи по-разному объясняют значение этнонима. Чаще всего переводят как «луговой человек» (уд — всходы, росток, поросль, побег; мурт, морт — человек, мужчина, чужой человек, посторонний). Этноним удмурт связывают также с названием реки Вятки, по-удмуртски Ватка (ватмурт — человек с Вятки).
Этнографическую группу удмуртов, расселяющихся в Башкортостане, называют закамской. Их самоназвание — укморт. Удмурты в России расселены довольно компактно: в Удмуртии, Татарстане, Башкортостане, Свердловской, Вятской, Тюменской областях, в Сибири, Красноярском крае, Казахстане, Украине. Общая их численность составляет 747 тысяч человек, в Башкортостане проживает около 23 тысяч. Удмуртские населённые пункты в республике в основном однонациональные и расселены примущественно в татаро-башкирском окружении.
Удмуртский язык вместе с коми и коми-пермяцким составляет пермскую ветвь финно-угорских (уральских) языков. Большинство закамских удмуртов разговаривают на трёх языках — удмуртском, русском, татарском. Многие понимают башкирский, а некоторые — и марийский языки. Владеющих башкирским и татарским языками и признающих их родными среди удмуртов больше, чем среди марийцев и мордвы, численность которых в республике намного превышает численность удмуртов. Письменность создана на основе русской графики. Первая грамматика («Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка») издана в Санкт-Петербурге в 1775 году.
Большинство удмуртов живут в лесных местах. Удмуртские пословицы гласят:/Нет ничего щедрее леса/,/Лес зовёт, лукошко в руки подаёт/. Лес, таёжно-лесная природа, видимо, повлияли на формирование национального характера. Его типичными чертами, по наблюдениям исследователей, являются миролюбие и приветливость, в то же время немногословие и сдержанность в проявлении чувств, чрезвычайная стеснительность и скромность. массовое насильственное крещение удмуртов относится к 30–50 годам XVIII века. Но и после крещения они в массе своей продолжали соблюдать свои дохристианские обряды. Часть их позже вообще отошла от христианской религии и вернулась к традиционным верованиям.
Заведующая организационно-методическим отделом Анастасия Семёновна Бадретдинова:
— Татышлинский район — это духовно-культурный центр удмуртского народа Башкортостана. В ряде удмуртских сёл и деревень (Бигинеево, Нижнебалтачево, Новые Татышлы, Уразгильды, Вязовка, Калмияр) народные праздники включают в себя всё многообразие народного творчества: музыкальное, танцевальное, изобразительно-прикладное, игровое и другие. Но особенно богато песенное искусство. Удмурты поют песни в любой праздник, многие из которых приурочиваются к определённым обрядам: свадебным, рекрутским, похоронным. Песенность, гостеприимство удмуртов, их склонность «более к веселию, нежели к печали» заметил ещё А. Радищев, когда останавливался в удмуртских деревнях по пути в сибирскую ссылку. Традиционные верования удмуртов группируются вокруг семейно-родовых и аграрных культов. Каждый удмурт знает о своей принадлежности к определённому божеству — воршуду (абстрактное божество — покровитель рода или семьи и совокупность идей, связанных с ним). Воршуды носят женские имена (Бигра, Дурга, Пельга, Чабья, Эгра и другие, всего зафиксировано около 70 имён). Уникальность этой этнографической группы представляет большую ценность для финно-угорского населения России. В рамках визита в район Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова было принято решение о проведении в районе национального удмуртского праздника и открытии полилингвальной гимназии.
В адрес фестиваля было зачитано обращение Главы Респуб­лики Башкортостан Радия Фаритовича: Хабирова:
«Уважаемые друзья! Сердечно приветствую участников и гостей межрегионального фестиваля фольклорных коллективов «Дуно марзанъёс». Традиции, родной язык и духовный мир удмуртов — неотъемлемая часть многонациональной культуры республики. Сегодня мы вместе трудимся на благо России, гордимся именами уроженцев Башкортостана, героя Советского Союза Ульмаса Шакирова, известного писателя Романа Валишина, других достойных сынов и дочерей удмуртского народа. Важное дело — сохранение самобытных культур и укрепление дружбы народов Башкортостана. Достойный вклад вносит республиканский Национально-культурный центр удмуртов Башкортостана. Активная работа центра, творческая деятельность фольклорных коллективов, выпуск газеты «Ошмес» (Родник), проведение праздников «Гербер» (сабантуй), «Выль» (новый урожай), фестивалей, профильных смен, олимпиад для школьников, помогают сохранять родной язык и яркую палитру народной культуры. Уверен, что замечательный этнокультурный праздник вдохновит его участников и гостей на новые добрые дела, послужит процветанию нашего общества. Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и успехов!»
Межрегиональный фестиваль удмуртских фольклорных коллективов «Дуно марзанъёс» — «Драгоценные россыпи» стал местом объединения представителей удмуртского народа, где можно увидеть разнообразие традиций и обрядов, песен и танцев удмуртов. Приветствуя гостей и участников на открытии праздника, глава района Фанур Шайхисламов отметил, что на празднике представлены удмуртские коллективы из соседних регионов России: из республик Удмуртия, Татарстан, Марий Эл, Свердловской и Челябинской областей и Пермского края. Он особо поблагодарил приехавших на фестиваль гостей и коллективы за их активную гражданскую позицию, за развитие удмуртской культуры и языка.
Впервые фестиваль состоялся в 2007 году (по сложившейся традиции проходит один раз в два года). Традиционно он проходит на татышлинской земле, лишь дважды его отмечали в селе Шудек Янаульского района — в 2010 и в 2011 г. гостей и участников фестиваля принял у себя  Бураевский район.
Нынешний фестиваль встречал гостей и участников в районном дворце культуры в селе Верхние Татышлы — более трёхсот конкурсантов. На площади перед дворцом культуры создалось настоящее удмуртское народное праздничное гуляние. Колоритные старинные удмуртские наряды участников, созданные по мотивам традиционных удмуртских костюмов, легко определяли регион, представленный народными коллективами. В отличие от клетчатых рубах южных удмурток в Закамье шьют из ярких тканей красно-лиловых, жёлтых тонов, украшают браным геометрическим орнаментом. У рубахи появилась вторая широкая оборка (сёзы). Верхний безрукавный кафтан стали называть камзолом (как и у тюркоязычных народов), теперь шьют из яркого цветного бархата и украшают позументными лентами. В вышивке передников (ашшет) наряду с геометрическим большое место занимает и растительный орнамент, широко распространённый у башкир и татар. Женскими украшениями служат накосные ленты с серебряными монетами (быдэс) и с аппликациями и кистями; нагрудные подвески (сырга, танкя), подбородочные подвязки (чылбыр, сакал), шапочка с двумя рядами серебряных монет (манлай). Женские костюмы на празднике выглядели яркими, живописными и звонкими. Мужской костюм по традиции был не столь торжественный. Он и сегодня состоит из клетчатой посконной рубахи и полосатых штанов. Рубаха внапуск и подпоясана плетёными опоясками и ремнями. На голове — традиционные валяные шляпы, а также тюбетейки.
Конкурсная часть фестиваля прошла в следующих номинациях: Межрегиональный конкурс молодых исполнителей удмуртской песни «Жужась кизилиос» — «Восходящая звезда», традиционный конкурс «Данъяськымон удмурт семья» — «Образцовая удмуртская семья» и национальные виды спортивных состязаний «Удмурт батыръёс» — «Удмуртские батыры». У каждого выступающего коллектива были своя изюминка и своеобразие в конкурсных номерах. Украшением фестиваля стал старинный танец карлыганских удмуртов в исполнении фольклорного коллектива «Марзан» из единственной удмуртской деревни Карлыган из республики Марий Эл и выступление удмуртского дуэта из города Копейска Челябинской области. Настоящим подарком для зрителей стало выступление звёзд удмуртской эстрады — ансамбля «Шулдыр жыт» им. А. А. Ушакова из столицы Удмуртии города Ижевска. По итогам конкурсной программы жюри удостоило Гран-при народный удмуртский фольклорный коллектив «Учы ныл» села Вязовка Татышлинского района РБ.
Праздничный гала-концерт состоялся на площади проведения районного сабантуя. на нём присутствовали почётные гости и общественные деятели Башкортостана и соседних с ней регионов.
Ярким украшением праздника стала национальная улица и улица ремесленников, где каждый дворик отражал историю и быт удмуртского народа. В представленных на выставках экспозициях костюмов слились дух старины и современности. В Республике Башкортостан существует отдельное направление среди мастеров по народному костюму, связанное с традиционной народной одеждой. Фестиваль в очередной раз продемонстрировал это движение самобытных мастеров, творческих объединений, носителей ремёсел, школ, вдохновенно собирающих, изучающих восстанавливающих, развивающих в том числе и народные удмуртские традиции в одежде. Запас их творческой энергии неистощим, и как следствие — они фонтанируют идеями, черпая их из чистого родника народного удмуртского художественного искусства. Золотыми буквами вписал в свои картины традиции удмуртской отечественной школы народный художник УР, заслуженный художник России, уроженец Татышлинского района Менсадык Гарипов. Его выставка с восторгом была принята гостями и жителями района.
Фестиваль состоялся как большой национальный проект, как всенародный праздник удмуртского народа: интересный своими событиями, составом участников и гостей; максимальным подходом к удмуртской традиции во всех жанрах народного творчества, вдохновивший участников новыми идеями, энергией молодости, чистым восприятием мира.

Драгоценные россыпи
Драгоценные россыпи
Драгоценные россыпи
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в