Автор — Людмила Гориченская
Хор создавался в исключительных обстоятельствах тяжёлого военного лихолетья в декабре 1943 года. В Уфу были эвакуированы: Рыбинский завод по производству авиационных двигателей, два ленинградских завода-дублёра, 219‑й московский, воронежское КБ им. В. Добрынина. Слившись с уфимскими предприятиями, они образовали с ними единое целое. Возглавил новое объединение генерал-майор инженерно-авиационной службы, один из организаторов авиационной промышленности СССР, Герой Социалистического Труда Василий Баландин. Тот самый знаменитый замнарком авиапромышленности страны Баландин, на чьём московском доме на Набережной висит мемориальная доска. Казалось бы, до искусства ли было в ту пору тыловой Уфе? Однако уже 14 декабря 1943 года народный хор русой песни Дома культуры им. И. Калинина дал свой первый концерт! Эта дата и стала днём рождения коллектива. Для его руководства был приглашён в ту пору молодой, подающий надежды музыкант Александр Быстров (впоследствии выдающийся педагог и общественный деятель, профессор кафедры академического пения Саратовской государственной консерватории им. Собинова, воспитавший знаменитых певцов — Леонида Сметанникова, мариинских бас-баритонов Сергея Алексашкина, Виктора Черноморцева).
Существование хора, несущего дух коллективизма, силы, мощи и красоты, было в военные сороковые вопросом стратегическим, и это прекрасно понимало заводское начальство. Требования к хоровым руководителям были крайне высокими, и на должность назначались большие профессиональные музыканты. В 1945 году хор возглавил дирижёр и общественный деятель Анатолий Тихомиров, работавший также и с профессиональными хорами Башгосфилармонии, оперного театра и Радиокомитета БАССР. Под его руководством коллектив выступил во Всесоюзном смотре художественного творчества рабочих и служащих в Москве. В конце 40‑х годов новый руководитель Михаил Федотов пополнил его ряды талантливой молодёжью, обновил и расширил репертуар. По воспоминаниям ветеранов хора со стажем (с 1958 года Е. Катковой и Н. Маркеловой) коллектив блистательно исполнял целое отделение академической музыки и завершал своё выступление многоголосными хоровыми обработками народных песен. Руководство завода ценило работу хора безмерно, отпускало коллектив на двухнедельные гастроли по деревням и сёлам республики и с почётом встречало с фестивалей-смотров самодеятельного искусства, хоровых декад, конкурсов. Заметные успехи хора в 1961 году принесли ему звание «Народный».
В 1964 году руководить хором стала выпускница Ярославского музыкального училища Людмила Марасанова, с которой коллектив продолжил своё восхождение к новым берегам. Хор в ту пору был многолюдным, по-настоящему массовым, одна мужская группа — более полутора десятков человек. Стояли амфитеатром в три ряда. Репертуар — необъятный: от классики, песен советских композиторов до сложнейших хоровых обработок народной музыки. Звучал хор чисто, крепко, с хорошей дикцией и чувством ансамбля внутри групп и между ними в целом. За что и был отмечен в 1968 году Почётной грамотой Всероссийского хорового общества. И по сей день он остаётся единственным в республике коллективом, имеющим столь высокую российскую награду.
Исконно-русское название «Раздолье» пришло к коллективу в 1981 году вместе с его новым руководителем заслуженным работником культуры РФ и РБ Любовью Ивановной Богатырёвой. Чем же не раздолье, если коллектив может петь шесть часов подряд, ни разу не повторившись. Чем и удивили на одном из межрегиональных праздников русской песни и частушки в Белокатае.
Сегодня народный хор русской песни «Раздолье» продолжает традицию своих выступлений на городских и районных праздниках в городе и в республике. Его репертуар по-прежнему состоит из русских народных и авторских песен, которые при пении благостно ложатся на сердца исполнителям и слушателям. При хоре Любовь Ивановна создала ещё один коллектив малой формы — женский вокальный ансамбль, поющий лирические и авторские песни, городской романс. Ещё все участники любят исполнять песни российских регионов, особенно средней полосы России, и энергичные казачьи. Исполнение хора восхищает энергетикой, многоголосьем женских голосов; их вокальные украшения, скромные лиричные сольные вступления всегда трогают сердце.
Руководитель хора Любовь Богатырёва:
— Многие хотели бы петь в нашем хоре. Конечно, проводится отбор. Главный критерий такой: человек должен не просто этого хотеть или обладать талантом, но ещё и соответствовать коллективу по характеру, мышлению. Все в нём должны стать одной семьёй. Сегодня нас учат тому, что, занимаясь творчеством, ты должен реализоваться сам, показать свою личность. Но в хоровом коллективе главное, чтобы каждый смог раствориться в ансамбле, смог вместе с другими прожить, ощутить и радость, и горе. Надо уважать и любить друг друга, тогда всё получится. И мне как руководителю надо сделать всё необходимое, чтобы это открытие любви — к песне, музыке, репетиции, концерту — в итоге состоялось. Я считаю, что народный хор сегодня может быть представлен и как искусство массовое, и как народное, даже как элитарное. мы с нашим хоровым коллективом стараемся показать как раз элитарное исполнение. Мы поём шедевры золотого фонда из репертуара профессиональных народных хоров, самостоятельно осваиваем много новых, мало известных и редко исполняемых народных песен, также авторские песни. И смею заверить, что времени на работу с репертуаром, репетиции всегда не хватает. Разнохарактерный, глубокий и осмысленный репертуар, обязательное пение а капелла — вот главный критерий в моей работе с народным хором «Раздолье». И в творческой работе с ним я загораюсь, когда вижу отдачу.
Я счастливый человек, люблю свою профессию, свою работу. Восхищаюсь и умиляюсь многими народными исполнителями. Они же меня и вдохновляют жить и творить. Какой невероятный восторг я испытала, когда в детстве услышала русскую народную песню «Утушка», которую во весь голос пропела простая техничка в Средней специальной школе музыкальных воспитанников, которую я успешно окончила по классу скрипки. И в школьные годы посещала много концертов и мероприятий, я оказалась, как говорят, «слухачкой» и очень хорошо пела в народной манере. После школы поступила и окончила Уфимское училище искусств — отделение «Хоровое академическое дирижирование», затем Челябинский государственный институт культуры — отделение «Народное хоровое пение». Уже в студенческие годы очень увлеклась и гордилась профессией хормейстера. Моя должность как руководителя народного хора обязывает меня не только тонко чувствовать, но и виртуозно интерпретировать народную песню. Как профессионал я должна в себе слышать идеальную модель исполнения и стремиться в работе над произведением с хором именно к ней! И потому в репертуаре нашего хора представлено лучшее песенное и жанровое разнообразие русской песенной культуры. Мы идём по пути развития и создания сценических программ. Это комплексное действие, в котором и зарисовки, и картинки, и песни, и игры. Всё время работаем над повышением исполнительского, образовательного и профессионального уровня.
Наш юбилейный концерт, посвящённый 80‑летию народного хора русской песни «Раздолье» состоял из нескольких десятков номеров разных жанров, а в составе его участников и гостей были музыканты, хоровые коллективы регионального уровня. Все вместе сотворили яркое динамичное зрелище в двух отделениях, на котором и пели, и говорили, и плясали, и водили хороводы и играли на инструментах. В целом был представлен музыкальный спектакль, программа которого отличалась большой массовостью, слаженностью, и потребовала работы больших профессионалов. И если вокально-хоровую и инструментальную работу мы вели вместе с баянистами хора Владимиром Кобяковым и Анатолием Шебалиным, то танцевальную программу поставили наши специалисты-хореографы. Балетмейстеры-постановщики создали увлекательные яркие танцевальные номера к нашим произведениям и авторским песням. творческий коллектив дворца с большой профессиональной и режиссёрской практикой работы подготовил уникальную концертную программу на тему родины, народных праздников, лирики, ведь песня неотделима от танца, устного творчества, быта. Воссоздавая картинки народной жизни, надо учитывать, что в быту люди пели, танцевали, говорили и играли одновременно, это сегодня в концертных программах называют театром. На концерт пришли жители Калининского района Уфы, зал был заполнен до отказа. Хочется верить, что после концерта изменилось сознание нашего преданного зрителя, и они поняли, как прекрасен мир народной песенной культуры и что его нужно пропагандировать как можно больше, чтобы и современные молодые люди открыли для себя русскую культуру.
Сегодня участники хора «Раздолье» все вместе чувствуют гордость и радость от того, что занимаются любимым делом и достигли в нём высоких результатов. Об этом свидетельствуют многочисленные победы и награды на престижных международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских, региональных фестивалях и конкурсах разного уровня и рангов. Перечислю лишь значимые для нас за последний период: Всероссийский конкурс «Поднимаем Россию на крыло» г. Киров (2012 г.), международный конкурс «Северное Бельканто» г. Санкт- Петербург (2014 г.), международный конкурс «Возрождение России» г. Москва (2015 г.) — лауреаты первой степени; всероссийский конкурс имени Людмилы Зыкиной г. Новосибирск (2017 г.) — лауреаты первой степени; всероссийский конкурс народных коллективов «Поёт село родное» г. Смоленск (2018 г.); всероссийский конкурс «Величие России» г. Москва (2023 г) — лауреаты первой степени; всероссийский конкурс «Страна Побед» г. Москва (2023 г.) — лауреаты первой степени.