Одно из ярчайших направлений народного искусства — ручное ковроткачество, которое ещё до недавнего времени было широко распространено в марийских деревнях Калтасинского района. У марийских женщин ковроткачество и вышивка были самым распространённым видом творчества, они до сих пор поражают разнообразием форм, изобретательностью и фантазией. Наиболее ранние образцы марийской вышивки и ковроткачества датируются концом XVIII — началом XIX века, но в силу устойчивости традиций носят явные признаки искусства предшествующих веков. В современной марийской деревне этот вид творчества, как и прежде, тесно связан с укладом жизни: обработкой шерсти, прядением ниток и окрашиванием пряжи. Предпочтение отдаётся до сих пор красителям природного происхождения.
Сегодня старинное ремесло вновь оживает в марийской деревне Кокуш Калтасинского района. В сельском доме культуры началась активная работа по возрождению старинного промысла. Проект Межпоселенческого культурно-досугового центра, поданный совместно АНО ЦСОН «Вера», получил грантовую поддержку Фонда президентских грантов на создание ремесленной мастерской на базе Кокушевского Сельского дома культуры. Автор проекта и PR-менеджер Снежана Кутлубаева пояснила: «Деревня Кокуш для реализации проекта выбрана не случайно, здесь расположен светлый, тёплый, просторный и уютный дом культуры. Но главным было ещё и то, что в деревне по сию пору проживают уникальные мастерицы, именитые ковровщицы — Надежда Сатаева и Анастасия Кугубаева.
Снежана Геннадиевна Кутлубаева — методист организационно-методического отдела Межпоселенческого культурно-досугового центра, куратор проекта:
— Каждому человеку с детских лет важно знать историю и культуру своего родного народа, пытаться сохранить его традиции и обычаи, уважать то наследие, которое оставили нам далёкие предки. как известно, дороги назад в прошлое не существует. И единственная возможность сохранить национальные традиции в современном мире — осуществить их трансляцию новыми средствами. Таким главным вспомогательным средством и стал наш проект «Шортньо кид» «Золотые ручки». Меня как работника сферы культуры давно волнует вопрос — во что мы будем одевать фольклорные коллективы через пару тройку десятков лет? Те, что имеются сейчас в наличии — ветшают от времени.
А аутентичную оригинальную ткань для народного фольклорного марийского костюма можно изготовить только на ткацком ручном станке, промышленное производство таких тканей давно не выпускает. И эта идея по изготовлению тканей для подлинного искусного марийского народного костюма и легла в основу нашего проекта. Для начала мы хотели организовать ремесленную мастерскую, освоить ткацкий станок и соткать на нём простые вещи — домотканые половики, дорожки. Создание мастерской — дело затратное и хлопотное. Написали проект, не с первого раза, но всё же удача нам улыбнулась. При поддержке Фонда президентских грантов на создание мастерской нам было выделено 498 190 рублей. Этих средств хватило на оснащение мастерской тремя ткацкими станками, необходимой мебелью и расходными материалами. Мы решили, что будем ещё параллельно осваивать вышивку — ручную и машинную. Поэтому дополнительно приобрели швейно-вышивальные машины, нитки, мулине и прочие изделия.
Немаловажный вопрос — найти мастериц. Благо, таковые у нас имеются. Давненько проживают в деревне Кокуш уникальные мастера по ковроткачеству — Надежда Сатаева и Анастасия Кугубаева, или баба Настя, как все её ласково называют. Баба Настя и стала той «песчинкой», из которой мы начали создавать жемчуг. Именно Надежду Кугубаевну можно часто увидеть на народных марийских праздниках, фестивалях за ткацким станом. Сызмальства занимается она старинным марийским ремеслом. На своём ткацком стане, который, кстати, она собрала самостоятельно по памяти, изготавливает домотканые ковры, дорожки, паласы. Ветеран труда Анастасия Кугубаева также возрождает старинное ремесло своей прабабушки — узорное ткачество, вышивку. Зарубежные исследователи-этнографы, побывав в наших краях, знакомясь с предметами материальной культуры, каждый раз поражались трудолюбием и мастерством ковровщиц.
— На простейшем деревянном ткацком станке женщины совершают чудо, — так писал об этом финский учёный Ю. Вихман ещё в 1913 году. — Ткацкие изделия, выполненные ими, — отметил он, — поражают буйством красок, неожиданностью цветовых сочетаний, разнообразием, изобретательностью в отделке. Различные вышивки, изделия ручной работы и в настоящее время вызывают большой интерес учёных-этнографов, специалистов в области культуры. Так, в 1987 году в нашем районе побывала сотрудник музейной службы Финляндии, доктор философии, доцент, ведущий специалист по национальным костюмам финно-угорских народов Ильдико Лехтинен. По результатам экспедиции в финском журнале «Элиас» она опубликовала полноценную научную статью, а по приобретённым экспонатам в Национальном музее города Хельсинки организовала серию выставок по теме «Народное искусство, материальная культура восточных мари. Национальные костюмы, вышивка, украшение». Подобно финскому учёному, под куполом фойе Башгосфилармонии мини-выставку организовала и мастер-рукодельница Анастасия Сатаева во время презентации района на фестивале-марафоне «Страницы Башкортостана». Здесь же были продемонстрированы женские костюмы, украшения, накопленные несколькими поколениями рода Сатаевых, передававшиеся по наследству от матери к дочке. Каждый комплект костюма вместе с украшениями весит тридцать килограммов! Поэтому ничего не было удивительного, когда в фойе заносили сундук четверо здоровых мужчин, еле-еле поднимая его! Затем Анастасия Кугубаевна на деле показала, как её прабабушки, бабушки сто — триста лет тому назад «совершали чудо» на простом деревянном стане.
— Женщины были весьма искусны в ткацком деле, на одном и том же станке могли выткать до двенадцати сортов холста. Вся одежда делалась из конопляного, реже, льняного холста, — поясняла она. — Когда девушка выходила замуж, она в качестве приданого получала полосу поля, засеянного коноплёй. Из конопли первого начёса ткали грубые холсты, которые шли на изготовление мешковины, пологов, портянок. Из второго начёса ткали холсты для мужской, детской одежды, кафтанов, штанов. Самый лучший остаток пучка шёл на изготовление холстов для головных уборов женской и праздничной одежды. Ткать и вышивать должна была уметь каждая марийская девушка. Неумение работать на ткацких станках считалось большим недостатком молодушки. Парни таких невест старались избегать…
С 1 февраля была открыта мастерская, которая работает два раза в неделю: вторник и четверг. Так началась реализация проекта. На сегодняшний день работа у мастериц кипит и спорится. Каждый желающий может прийти сюда, старшие ткачихи-наставницы всему обучат: ткать, вышивать, мастерить аксессуары, обереги для марийского традиционного костюма. Женщины здесь ткут не только паласы, дорожки, но и вышивают. Первый орнамент и оберег, с которым познакомила Олеся Васильевна Кугубаева, — это Сурт орол (Сторож дома). Весь узор вышивается на швейно-вышивальной машинке.
Женщины после работы спешат в клуб к станкам. «Ткачество — занимательное и даже «залипательное» дело», — вторят они, смеясь в один голос! Управляет ткацкой мастерской Олеся Васильевна — культорганизатор Кокушевского дома культуры. Несмотря на свой молодой возраст, умеет красочно вышивать марийские обереги, украшения к народному марийскому мужскому, женскому и детскому костюму. В 2021 году она принимала участие в окружном этапе Всероссийского конкурса «Туристический сувенир — 2021». Привезла диплом «За продвижение женского национального костюма», став победителем в номинации «Этнографический сувенир».
Проект, помимо сохранения традиционных национальных марийских ремёсел, направлен на профилактику дефицита социальной активности населения района в целом, компенсацию ограничений их жизнедеятельности, создание благоприятных условий для социализации категории граждан 50+, формирование активного здорового образа жизни, сохранение вовлечённости представителей «серебряного возраста» в общественно-полезное творчество. Добавлю, что ткацкое ремесло — это отличный способ привлечь детей с ограниченными возможностями к творческой деятельности, для них уже по всей стране создана не одна ремесленная мастерская! Сегодня ремесло это — большое творчество, чем вынужденный труд. Но тот, кто однажды прикоснулся к нему, кто «заразился» ткачеством, уже никогда от него не сможет отказаться. Ткачество отпускает тёмные мысли, это как арт-терапия: ты перебираешь нити или из вороха тряпичного хаоса создаёшь что-то системное, стройное. Как тут не поверить в чудо? Каждое изделие — уникально. Среди марийцев бытовало поверье, что изделие во время работы нужно беречь от сглаза. Для этого станок вместе с незаконченной работой накрывали тканью.
Итоговым аккордом в реализации проекта стала выставка изготовленных мастерской «Шортньо кид» — «Золотые ручки» изделий в районном краеведческом музее, которая экспонировалась в мае в течение десяти дней. К выставке с вдохновением и волнением все готовились. Станок нам привезли из города Кирова. С первыми учениками провели ознакомительную беседу, изучили, как устроен сам ткацкий станок, из чего состоит, какие детали для чего предназначены. Заправили основу для дальнейшей работы. Наши мастерицы-любительницы не привыкли оставлять работу незаконченной. Заправили ещё один ткацкий станок, и дружно принялись пробовать ткать. Боязно, а вдруг что не так… Но ведь начинает получаться! Во время работы за душевными беседами очень часто можно было услышать: «А вот у моей бабушки был вооот такой большооооой станок…». Потом выясняется, что станок был нормальный, а это мы были маленькими. Вспоминали, как детьми помогали бабушкам в ткачестве — резали и скручивали тряпочки. Позже узнавали в застланных половичках, сотканных из старой одежды, в какой-нибудь полоске свою старую рубашку или даже платье. У многих до сих пор хранится «приданое» от бабушек в виде рулонов половиков.
В мастерской работают замечательные женщины. Они и на сцене мастера, и за ткацким станком. Это Елена Канданова, Наталья Шаяхметова, Лилия Шакирова, Снежана Биктимирова, Листия Минилбаева, Людмила Тосаева. Двенадцать мастеров в мастерской преклонного возраста, из них двое мужчин. Евгений Иликбаев с самого начала помогал собирать станки. Как человек, в совершенстве владеющий столярным ремеслом, пообещал изготовить дополнительно ещё станки по старинным образцам. За три месяца работы были подготовлены: небольшая коллекция из домотканых дорожек, паласа, марийских оберегов, аксессуаров для марийского костюма. Здесь же в музее была оформлена марийская изба. Подлинные предметы домашнего обихода, старинный ткацкий станок соседствовали с изделиями в этническом стиле, но выполненными уже на современном оборудовании. Нашу выставку посетило более пятисот человек; взрослые и дети «бонусом» смогли принять участие в мастер-классах по ткачеству. Особый интерес это вызвало, конечно, у юных гостей. Пробовали ткать из ниток, тканевых полос и даже из трав.
Сегодня в районе наблюдается запрос нашего населения на изделия в этническом стиле. Открытие мастерской «Золотые ручки» для нас не дань моде. Во главу угла поставлен вопрос сохранения и популяризации данного ремесла. И пока живы ещё мастера, нужно использовать их потенциал. Наш проект при поддержке Фонда завершён. Но это только часть большого пути. В последующем мы планируем привлечь в мастерскую большее количество детей. «программа максимум», главная цель нашей команды — изготавливать экспериментальные комплекты женского и мужского марийского аутентичного костюма из домотканого полотна.
P. S. В рамках проекта с большим успехом прошла ещё одна незапланированная выставка в районном доме культуры — в период проведения отчётно-выборного собрания исполкома Курултай башкир Калтасинского района, которую посетили почётные гости. В фойе были оформлены национальные подворья: башкирское, марийское, русское, татарское, удмуртское. Марийское подворье «Марий оралте» было оформлено из изделий нашей творческой мастерской «Шортньо кид» — «Золотые ручки».