Все новости
Персона
23 Мая 2018, 16:55

И ОПЕРЕ, И ПЕСНЕ ЖИЗНЬ ОТДАНА СПОЛНА

Хабир Галимов… К этому имени невольно напрашиваются эпитеты — великий, первый, уникальный, неповторимый. Он один из зачинателей оперного искусства в республике, выпускник первого, альмухаметовского, набора башкирской оперной студии при Московской государственной консерватории. Первый среди башкир профессиональный оперный певец.

Хабир Галимов пел на сцене только что рождённого Башкирского театра оперы и балета в день его открытия. В первом оперном спектакле, представленном публике, исполнил партию Барона в опере Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Ему одному из первых в республике и первому в театре присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР».
Хабир Галимов был первым, а порой и единственным исполнителем героических ролей в первых операх башкирских композиторов, вдохновителем и первым создателем образа Салавата Юлаева в опере Загира Исмагилова, ставшей эмблемой национального музыкального искусства. В течение многих лет был первым тенором театра.
Хабир Галимов обладал лирико-драматическим тенором на редкость красивого, мягкого тембра, большого диапазона, был удивительно душевным, неповторимым исполнителем народных песен. Его многогранное творчество связано и с Башкирским театром оперы и балета, и с Башкирской государственной филармонией. И вообще украсило историю всей культуры республики. Не случайно Хабира Галимова называют НАРОДНЫМ певцом. В его искусстве нашла подлинное отражение душа башкирского народа.
Хабир Латыпович был непревзойдённым исполнителем ведущих партий в операх башкирских композиторов. В первой национальной опере «Хакмар» Масалима Валеева Галимов пел Юлая. Затем были партии в операх «Мэргэн» Эйхенвальда, «Карлугас» Чемберджи, «Акбузат» Заимова и Спадавеккиа, «Азат» Муртазина. Блестяще пел и играл Аскера — главного героя музыкальной комедии азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Здесь особенно подходил характерный тембр его голоса, выигрышно смотрелись богатые внешние данные — высокий, статный, красивый, магически обаятельный. Хабир Галимов стал кумиром публики. А сердечной добротой, мягкостью характера, непритязательностью в жизненно-бытовых ситуациях артист покорил коллег, он был хорошим парт­нёром на сцене.
С Загиром Исмагиловым их связала поначалу концертная работа. Молодой кураист аккомпанировал певцу при исполнении народных песен. (Сохранились пластинки с пением Галимова под аккомпанемент Исмагилова). Они сами не заметили, как стали необходимы друг другу.
Когда Исмагилов уже учился на композиторском отделении Московской консерватории и начал работать над оперой «Салават Юлаев», он часто гостил у Галимовых. Земфира Хабировна, дочь певца, рассказывает: «Помню даже, на каком диванчике он спал — маленьком, узеньком. Да и сам Загир-агай был тогда худеньким… Вместе ездили в Салаватский район, в деревню Лагерево, откуда родом мой отец. Их встречали с огромным уважением и почестями, приглашали в гости. Загир Гарипович играл на курае, а сельчане пели песни, плясали. Старики напевали старинные песни, баллады. По преданию, в этих местах стоял лагерь Салавата Юлаева, отсюда и название деревни. Здесь всё дышало духом славного батыра. Молодой композитор писал музыку к опере, впитывая самые истоки. Хабир Галимов, которого природа одарила красотой, богатырским телосложением, чудесным голосом, вдохновлял композитора, был свое­образной натурой, с которой легче было лепить образ легендарного сына башкирского народа. К нему так подходили строчки, которые звучали потом в одной из арий: «Кто батыром был рождён, верен дружбе, сердцем смел».
В 1955 году работа над оперой «Салават Юлаев» была завершена. Перед Декадой башкирской литературы и искусства в Москве во второй состав на роль Салавата Юлаева был включен Магафур Хисматуллин. В декадных спектаклях, сменяя другу друга, певцы исполняли партию героя-батыра. На искушенную столичную публику опера произвела сильное впечатление. Почти все артисты были награждены, а Хабир Галимов удостоен второго ордена «Знак Почёта». (Первый он получил во время Великой Отечественной войны за выступления во фронтовых концертных бригадах.)
В августе 1955 года Хабиров осуществил свою мечту — свободно реализовать богатый песенный репертуар, петь для тысяч слушателей во всех уголках страны, не ограничиваясь аудиторией оперного театра. В Башгосфилармонии он возглавил концертную бригаду.
Почему так трогали, волновали песни в исполнении Хабира Галимова? Да потому, наверное, что он вкладывал в них всю свою любовь к родному краю, к близким людям доброту и сердечность. Когда он пел, перед его мысленным взором проходили картины нелёгкого детства, юности. Рано потерявший отца, он работал пастухом, лесоразработчиком. В редкие минуты отдыха песня отвлекала от мрачных дум, давала надежду на лучшее. Пел он и во время службы в армии. Тогда его услышал Газиз Салихович Альмухаметов и направил учиться в Москву.
Все, кто знал Хабира Латыповича, вспоминают его как очень мягкого и доброго человека. У него была замечательная семья. Галия-апа вышла замуж за Хабира, когда ей было всего восемнадцать. Тогда же она вырезала из газеты первую заметку о выступлении своего супруга в театре. Всю жизнь Галия Шакирзяновна создавала, можно сказать, летопись жизни и творчества Хабира Латыповича. В семье Галимовых хранятся эти бесценные реликвии — газетные и журнальные публикации, фотографии, программки, афиши… Дочь певца Земфира Валиева унаследовала его музыкальность, стала пианисткой. Она очень трепетно относится к памяти отца, может вспоминать и рассказывать о нём бесконечно.
Помню, как торжественно и красиво коллектив театра отметил столетие со дня рождения певца. Юбилейный вечер в Большом зале, музыкальная гостиная в Греческом зале, юбилейные выставки, публикации в прессе…
Все эти годы дочь певца не оставляла мысль о том, как бы весомо и зримо увековечить память о знаменательном этапе башкирской истории — создании музыкального театра, о важной роли отца в становлении оперного искусства в республике.
— Меня всегда беспокоило, — делится Земфира Хабировна, — что материалы нашего домашнего архива не являются общим достоянием. Молодое поколение оторвано от истории, не знает, кто создавал театр, кто такой Хабир Галимов. А мне как человеку искусства, как дочери, хочется, чтобы все знали, что именно он стал первым из башкир профессиональным оперным певцом. И я подумала, что надо обобщить, обнародовать богатейшие материалы, передать новому поколению. Так родилась идея сделать книгу о Хабире Галимове. А его жизнь, творчество, по сути, и есть история театра, филармонии, вообще вокального искусства республики. Когда я окунулась в документы, реликвии, ещё раз восхитилась своими родителями. У нас дома постоянными гостями были известные композиторы, артисты, писатели, общественные деятели. Они не только отдыхали, но и пели, и обсуждали спектакли, книги, в тех беседах и спорах рождались новые замыслы. Отец дорожил этим общением. Сам был скромным, деликатным, не гонялся за званиями, титулами. Для него счастьем было петь и приносить своим искусством радость людям. Эту ауру высокой духовности мне хотелось передать в книге.
И вот свершилось! В издательстве «Китап» вышел эстетично оформленный фолиант. Листать его — одно удовольствие. Оживают голоса известных композиторов, певцов, писателей, поэтов, художников, педагогов, музыковедов, общественных деятелей, земляков… Мустай Карим, Загир Исмагилов, Бану Валеева, Магафура Салигаскарова, Салих Хуснияров, Нажия Аллаярова, Сафуан Алибай, Фарзана Сагитова, Райса Галимуллина, Газим Шафиков, Суюндук Саитов, Эльмира Давыдова, Наиль Голов, Магфира Галева, Роза Сахаутдинова… Всех невозможно назвать, но каждое имя говорит само за себя, комментарии излишни. Все с любовью вспоминают о своём друге, великом певце. В книге размещены редкие, порой уникальные фотографии, удостоверения о наградах, почётные грамоты, афиши, приветственные телеграммы, письма и пр.
Одна статья особенно трогает пронзительной нежностью, любовью, благодарностью. Это рассказ Земфиры Хабировны «Наш любимый папа», где оживает творческая, душевная, гостеприимная атмосфера семьи Галимовых. Когда читаешь, охватывает чувство, что ты сам находишься в этом тёплом, уютном доме, среди талантливых и обаятельных людей. Слышишь их голоса, участвуешь в беседах, спорах…
Книга красноречивее, доходчивее иного учебника. Прочитав её, читатель с гордостью осознает: навсегда останется в истории вокального искусства имя Хабира Галимова — зачинателя башкирской оперы, непревзойдённого исполнителя народных песен, с преданной любовью воспевшего милую землю и родной народ.
Читайте нас: