Все новости
Персона
5 Декабря 2020, 00:51

ТРУДНО ЛИ БЫТЬ УСПЕШНЫМ?

Что такое успех? Талант, умноженный на счастливое стечение обстоятельств? Умение оказаться в нужное время в нужном месте? Или это каждодневный кропотливый труд и внутренняя дисциплина? Продолжая разговор на эту тему с выпускниками Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (начало в № 10), музыковед Гузель Яруллина решила узнать формулу успеха у солиста Башкирского государственного театра оперы и балета Артура Каипкулова и хореографа Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Алины Мустаевой.

Автор — Гузель Яруллина
Что такое успех? Талант, умноженный на счастливое стечение обстоятельств? Умение оказаться в нужное время в нужном месте? Или это каждодневный кропотливый труд и внутренняя дисциплина? Продолжая разговор на эту тему с выпускниками Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (начало в № 10), музыковед Гузель Яруллина решила узнать формулу успеха у солиста Башкирского государственного театра оперы и балета Артура Каипкулова и хореографа Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Алины Мустаевой.
АРТУР КАИПКУЛОВ — народный артист Башкортостана, солист БГТОиБ. Лауреат II Национальной оперной премии «Онегин» (2017), обладатель диплома «Артист Радио России» (2018), дипломант XXIV Международного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (2011). С 2013 года — приглашённый солист Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» (Казахстан).— Каким был мой путь в профессию? Разным. И трудным, и интересным, и счастливым. И это хорошо. Чтобы ценить то, что имеешь, нужно пережить и моменты кризиса, и моменты неудач. Это закаляет.Пел я с самого детства, но о карьере певца не думал. Уроки музыки в школе, учёба в Сибайском филиале Уфимского училища искусств, затем — в Уфимском институте искусств… хорошо помню тот момент, когда ещё студентом третьего курса меня взяли певцом-стажёром в Башкирский театр оперы и балета, и я впервые вышел на сцену. Наверное, именно тогда влюбился в профессию оперного певца. До этого я больше тяготел к эстраде. Но даже тогда ещё не понимал до конца, что театр станет моей судьбой. С течением времени мне стали поручать всё более сложные и значимые партии, и я почувствовал, что по-настоящему получаю удовольствие от сцены. Сегодня уже не представляю жизни без оперного театра.Любимые оперные партии — Зурга в «Искателях жемчуга», моя первая крупная роль, Мефистофель в «Фаусте», мечта любого баса, и, конечно, Аттила в одноимённой опере Верди, невероятно удобная партия, которая даёт возможность показать и голос, и актёрскую игру. Из национального репертуара выделю партию Сурамана в «Салавате Юлаеве».Конечно, всего этого не случилось бы, если бы рядом со мной не было людей, которые в меня поверили. Особо выделю Салавата Ахметовича Аскарова — моего учителя, кумира, которого я называл и называю своим вторым отцом. Даже закончив учебу, я продолжал у него заниматься, советовался по поводу партий. Салават Ахметович и сам был в прекрасной форме и своим примером вдохновлял. Он всегда говорил, что для певца важен не только голос, но и характер — нельзя стать певцом, им надо родиться.Что нужно, чтобы быть успешным в профессии певца оперы? Думаю, целый комплекс качеств. Безусловно, хороший голос, внутренний стержень, постоянная каждодневная работа над собой, внутреннее развитие и внешний вид. Но не только. Важно окружение — семья, коллеги и, конечно, зрители, без которых наша профессия теряет смысл. Текущая ситуация доказала, что искусству необходим живой контакт, «дыхание зала», без этого нет того энергообмена, который заряжает и артистов, и публику.
АЛИНА МУСТАЕВА — хореограф и режиссёр по пластике. Лауреат международных и всероссийских конкурсов по хореографии. С 2016 по 2020 год — хореограф-постановщик Альметьевского татарского государственного драматического театра. Дебютная работа «Магазин» по пьесе О. Жанайдарова (режиссёр Э. Шахов) призна­­на «Лучшим спектаклем малой формы» на XV Фестивале театров малых городов России» (2017) и выдвинута на соискание Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (пять номинаций, 2017). В качестве хореографа и режиссёра по пластике поставила более 30 спектаклей в театрах Новосибирска, Казани, Уфы, Оренбурга, Ельца и других. Участница различных образовательных проектов и творческих лабораторий, в том числе XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» (Москва, 2019), Всероссийской лаборатории для молодых хореографов при СТД РФ (Москва, 2017), Мастерской физического театра DialogLab (Руза, 2020), V театральной лаборатории «Город. АРТ-подготовка» с эскизом «Молот. Сумерки» (Казань, 2018) и др. С августа 2020‑го — хореограф-постановщик в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури.— Танцевать я начала с трёх лет. Мама отвела меня в кружок, потому что я была очень активным ребёнком, и нужно было дать выход этой бурной энергии. Движение, пластика буквально захватили меня! Благодаря природным данным всё давалось легко, я всегда стояла в первой линии. Помню, на уроках в хореографическом училище я не могла понять, почему другие плачут от боли. Ещё один важный этап моего становления — это спортивно-бальные танцы, где вырабатывалось ощущение контакта с партнёром, умение раскрыться, показать яркие, очень разные и достаточно взрослые образы.Желание не только танцевать самой, но и ставить хореографические номера для других возникло довольно рано. Для меня настоящим удовольствием было увидеть, как образ, придуманный в голове, может ожить в пластике другого человека. Постепенно стало понятно, что именно этот вид творчества даёт мне тот самый адреналин, который танцовщики получают на сцене. Поэтому, когда в институте искусств открылась специальность «Хореографическое искусство», я, не раздумывая, отнесла документы и сообщила родителям, что буду хореографом. Надо ли говорить, как они были удивлены, ведь в то время я уже была студенткой БашГУ по специальности «Экономическая теория на английском языке». Училась параллельно в двух вузах, но именно творчество и хореография определили мою дальнейшую судьбу.Мечта работать хореографом в драматическом театре родилась ещё в годы учёбы в институте. Спустя какое-то время случилось то самое судьбоносное событие: режиссер Эдуард Шахов предложил мне выступить хореографом-постановщиком в детском спектакле на сцене Альметьевского татарского драматического театра. Я благодарна Эдуарду Зуфаровичу за этот шанс, за веру в меня, и благодарна себе, той юной девчонке, за то, что сказала «да», не побоялась уехать в другой город, в незнакомый театр. Я не устаю повторять, что Альметьевский театр для меня это татарский Вупперталь. Как Пина Бауш сделала маленький город Германии центром притяжения для всего мира, так руководство и творческая команда Альметьевского театра настойчиво продвигают национальный язык и культуру, призывая зрителей не только в стенах театра, но и на площадках многих престижных фестивалей России и зарубежья слушать и слышать пьесы на татарском языке.Когда мне задают вопрос, что нужно сделать, чтобы тебя приглашали для постановок в другие театры, я честно говорю, что не знаю. Это получается как-то само собой. С кем-то ты поработал, и он приглашает тебя поработать в тандеме вновь. Кто-то увидел твою работу на сцене или прочитал в соцсетях. Взаимодействие со многими коллективами учит быть мобильным, быстро принимать решения и адаптировать свои идеи к самым разным артистам. Совсем недавно у меня начался новый этап — работа в Башкирском театре драмы, главном театре целой нации, театре с большой труппой и славной историей. Для меня это огромная честь и ответственность, и я благодарна главному режиссёру театра Айрату Ахтямовичу Абушахманову за доверие.Что нужно, чтобы быть успешным? Мне кажется, здесь каждый решает сам. По-моему, успех невозможен без твёрдости намерений. Важно упорно идти к своим целям, делать то, что приносит тебе удовольствие и — самое главное — откликается в сердцах других людей.
Автор — Гузель Яруллина