АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ — главный хормейстер Башкирского государственного театра оперы и балета, доцент кафедры хорового дирижирования Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова. Лауреат международных и всероссийских конкурсов. В разные годы являлся хормейстером Государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан им. Т. Сайфуллина, главным специалистом по развитию академического искусства Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова, преподавателем кафедры эстрадно-джазового исполнительства и звукорежиссуры УГИИ им. З. Исмагилова. В профессиональном портфолио — руководство различными хоровыми и вокальными коллективами, в том числе эстрадно-джазовым ансамблем «Латинский квартал», мужским хором «Уфимские певчие», Хором молодёжи и студентов Уфы. Член жюри всероссийских и республиканских конкурсов хорового и вокального искусства. Автор сценариев и ведущий свыше ста концертов, в том числе Международного фестиваля искусств «Сердце Евразии».
— Мой путь в профессию начался с того момента, когда, лет в пять или шесть, я попросил у родителей пианино. Все, что случилось потом, — интересный и тернистый путь. С занятиями музыкой, которые я, как и многие в подростковом возрасте, порывался бросить. Но не бросил. И это был важный жизненный урок: если за что-то взялся — доведи до конца.
Спустя какое-то время меня настигло увлечение драматическим театром, я занимался в театральной студии при Дворце пионеров. Было желание поступать на театральный факультет, но судьба повернулась так, что на моём пути возник педагогический колледж. И сегодня я очень этому рад. Если бы такого этапа не было, то я бы, наверное, не научился дирижировать, петь, играть и танцевать одновременно. Сегодня, когда на репетициях нет концертмейстера, по привычке могу сыграть одной левой как минимум бас, одновременно дирижируя правой.
В те годы произошла ещё одна важная для меня встреча — с московским театром «Мастерская Петра Фоменко». Это была любовь с первого взгляда и в то же время переломный момент, потому что именно тогда я понял, что хочу быть либо там, либо нигде. Два дня обратного пути в поезде подвели итог размышлениям: нет, всё-таки я хочу оставаться по другую сторону сцены.
Тогда в моей жизни случился Уфимский государственный институт искусств, кафедра хорового дирижирования, и вернулась моя старая любовь к хору и хоровому пению. Институт окончил экстерном, потому что Владимир Никитенков, в класс которого мне посчастливилось попасть, уехал в Пермь. Целый год свои «университеты» я осваивал, курсируя между двумя городами. Наши занятия были увлекательным творческим процессом, но мне всегда хотелось большей самостоятельности. Владимир Михайлович мудро наставлял: «Вот будешь готовить госпрограмму, тогда и сделаешь по-своему». Но всё же дал мне «право голоса» намного раньше — на третьем курсе, когда я вернулся со Всероссийского конкурса хоровых дирижёров им. С. Эйдинова, завоевав первую премию.
С возрастом понимаешь, что всё, что случается на жизненном пути, не случайно. Каждый этап, каждое место работы дарит важный опыт. Так было и со мной. Когда начинаешь преподавать — точнее понимаешь профессию. Когда дирижируешь капеллой — открываешь психофизику людей, ощущаешь хор как живой организм. Когда занимаешься менеджментом концертной деятельности — стремишься донести эксклюзивность и ценность академического искусства до каждого зрителя. Сегодня этот профессиональный и жизненный багаж очень помогает. Если говорить о стезе главного хормейстера театра оперы и балета, то главное, чему она меня учит, это сочетание масштабов оперного жанра с детальной интонационной работой, которую я всегда любил в хоровой миниатюре. Это невероятно увлекательный путь, который вместе с артистами хора мы проходим в разных оперных партитурах.
Что нужно, чтобы быть успешным? На мой взгляд, любая музыкантская профессия прекрасна тем, что мы непрерывно развиваемся. С любым произведением, над которым работаем, мы всё время движемся вперёд. Всё, что делали ещё вчера, сегодня уже кажется не таким значительным. И каждый день нужно всё доказывать заново. В этом, наверное, и есть секрет успеха.
ЛИНАР ДАВЛЕТБАЕВ — дирижёр и музыкально-общественный деятель. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан. Являлся инициатором создания, художественным руководителем и дирижёром Молодёжного оркестра русских народных инструментов Республики Башкортостан, художественным руководителем и дирижёром Молодёжного симфонического оркестра Республики Башкортостан, заместителем декана музыкального факультета и преподавателем кафедры традиционного музыкального исполнительства и этномузыкологии Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова. Лауреат международных и всероссийских конкурсов по дирижированию и исполнительскому искусству (баян). Лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича за создание первой музыкальной сказки по мотивам башкирских легенд «О чём поют птицы» совместно с Шаурой Сагитовой, Екатериной Хайбуллиной, Лианой Нигаметзяновой. С 2016 года дирижёр и член оргкомитета одного из наиболее масштабных в республике музыкальных мероприятий формата open air — Международного фестиваля искусств «Сердце Евразии».
— Мой первый дирижёрский опыт — Молодёжный оркестр русских народных инструментов, который вместе с другом Раилем Аллаяровым мы организовали на базе института искусств. Всё началось с идеи объединить студентов, аспирантов, выпускников и вместе сделать программу. Это были авантюра, риск и огромное желание сделать что-то новое. И тогда, и сейчас я благодарен ребятам за то, что они поверили и пошли за нами. Ведь никакого материального поощрения предложить тогда мы не могли, по сути проект был волонтёрским.
Первый концерт, который одновременно стал презентацией коллектива, прошёл в ноябре 2013 года на сцене Русского драматического театра РБ с участием солиста Мариинского театра, лауреата международных конкурсов Станислава Леонтьева. Случился аншлаг, о нас заговорили, и жизнь перевернулась на сто восемьдесят градусов. Нас поддержали министр культуры Республики Башкортостан Амина Ивниевна Шафикова и ректор Амина Ибрагимовна Асфандьярова. Вскоре доверили возглавить Молодёжный симфонический оркестр Республики Башкортостан, и несколько лет я совмещал руководство двумя коллективами.
Одно из первых выступлений с Молодежным симфоническим оркестром — «Симфоночь‑2014». Мы подготовили серьёзную трёхчасовую программу. Выходили обессиленными после многочасовых репетиций. Признаюсь, перед самым началом концерта буквально на секунду промелькнула мысль: «А вдруг не получится?». Но уже после первого номера (это был «Коронационный марш» Чайковского), когда я повернулся и увидел восторженную поддержку зрителей, которых была уже, наверное, тысяча на склоне амфитеатра Конгресс-холла «Торатау», рубикон был пройден.
Сегодня мой главный проект — Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан, с которым за четыре года мы успели многое сделать, и ещё, надеюсь, сделаем. При поддержке директора филармонии Айдара Хизбулловича Зубайдуллина усовершенствовали инструментарий оркестра — курай, кыл-кубыз, думбыру. До пандемии стремились активно гастролировать в России и за рубежом. Из сравнительно недавних выступлений одним из самых запоминающихся стал концерт «GNESIN ETHNO». Можно сказать, это была презентация оркестра башкирских национальных инструментов в Москве, которую помог организовать выпускник нашего института, доцент РАМ им. Гнесиных Александр Гатауллин. В столице, а тем более в концертном зале Гнесинки, очень взыскательная публика и то, что нас приняли с аншлагом, наградив десятиминутными овациями, стало для меня ещё одним профессиональным экзаменом. В такие моменты вспоминаешь своих наставников, которые поверили в тебя, научили любить свою профессию, музыку и оставаться верным однажды выбранному пути. Низкий поклон и благодарность Владимиру Павловичу Суханову, моему педагогу по классу баяна в школе и в вузе; Юрию Акимовичу Селезневу, у которого я обучался дирижированию русским народным оркестром; Тагиру Таузяховичу Камалову, в классе которого постигал азы оперно-симфонического дирижирования в годы ассистентуры-стажеровки и который сделал очень много для того, чтобы я состоялся как дирижёр.
Что нужно, чтобы творческий человек чувствовал себя успешным? Нужны проекты. Нужен план выступлений. Сегодня это актуально как никогда. С другой стороны, мы привыкли жить ожиданием завтрашнего дня, а на самом деле счастье творчества — в моменте самого процесса.