Все новости
Персона
8 Марта 2021, 03:18

ТРУДНО ЛИ БЫТЬ УСПЕШНЫМ?

Что такое успех в творческой профессии? Известность, признание, высокие гонорары? Или бесконечный труд в покорении своего Эвереста? А быть может, это ежедневное удовольствие от занятия любимым делом? Продолжая цикл бесед с выпускниками Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (начало в №№ 10–12 за 2020 год и № 1 за 2021), музыковед Гузель Яруллина обратилась к молодым талантливым музыкантам Павлу Скорнякову (саксофон) и Сергею Косых (ударные), чье творчество уже давно и прочно ассоциируется с эстрадно-джазовой культурой нашего (и не только нашего) города.

Автор — Гузель Яруллина

Что такое успех в творческой профессии? Известность, признание, высокие гонорары? Или бесконечный труд в покорении своего Эвереста? А быть может, это ежедневное удовольствие от занятия любимым делом? Продолжая цикл бесед с выпускниками Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (начало в №№ 10–12 за 2020 год и № 1 за 2021), музыковед Гузель Яруллина обратилась к молодым талантливым музыкантам Павлу Скорнякову (саксофон) и Сергею Косых (ударные), чье творчество уже давно и прочно ассоциируется с эстрадно-джазовой культурой нашего (и не только нашего) города.
Павел Скорняков — джазовый саксофонист и композитор. С шестнадцати лет играл в известных уфимских группах «Funky House Band» Олега Янгурова, эстрадно-джазовом оркестре Георгия Маркорова, джаз-квартете «Уфа» Ирины Остин и других. Позднее основал собственный коллектив — трио/квартет/квинтет Павла Скорнякова. Участник международных и российских джазовых фестивалей. С 2013 года живет и работает в Москве. Является постоянным резидентом столичных джазовых клубов, выступал в квартете Олега Бутмана, джаз-квартете «Фонограф» Сергея Жилина и других. В 2018 году выпустил дебютный авторский альбом «Early Season» на именитом германском джазовом лейбле Nagel Heyer Records.
— Мои родители — музыканты, поэтому мой путь в музыку, можно сказать, был предопределен. Мама — альтистка, играла и в оркестре Башкирского оперного театра, и в Национальном симфоническим оркестре РБ. В садик я никогда не ходил и буквально вырос на репетициях. Папа — профессиональный вокалист, окончил московский ГИТИС, но посвятил себя церкви, где служил в сане протодьякона. В детстве дома звучала джазовая музыка, и в какой-то момент у меня возникло желание играть на саксофоне. Родители решили сделать выбор в пользу кларнета, и мою судьбу определила одна встреча. Мы шли с мамой на работу и встретили Анатолия Николаевича Богомолова — педагога по саксофону. Слово за слово, и он взял меня в свой класс педпрактики при училище искусств. Мне было девять лет. Так начался мой путь в профессию.
В 2003 году я начал играть в «Funky House Band». Это было довольно забавно: днем я учился в школе, а вечерами шесть дней в неделю играл в ресторане, зарабатывая серьезные по тем временам деньги. Десять лет в коллективе — это целая жизнь и колоссальный опыт.
Еще одна площадка, на которой я вырос как музыкант, — это Уфимский джаз-клуб. Это было место, где мы могли творить так, как хотим. Для меня это было пространство экспериментов и авторского творчества. Среди тех людей, кто повлиял на меня и помог вырасти как музыканту, я бы назвал Олега Янгурова, Джалиля Мухаметшина, Игоря Трекусова…
А потом я переехал в Москву, и начался новый этап. С одной стороны, нужно было все начинать с начала, а с другой — это профессиональный рост, большая, по сравнению с Уфой, концентрация творческих людей. Здесь я работаю в основном как сессионный музыкант. В последнее время выступаю с такими музыкантами, как Александр Ростоцкий, Яков Окунь, Сергей Головня, Алексей Подымкин, Олег Бутман, Макар Новиков, Сергей Хутас, Саша Машин, Александр Зингер, Владимир Нестеренко, Алексей Беккер, Николай Куликов, Наталья Скворцова с группой «Live People» и многими другими. Во время пандемии, когда музыкальная жизнь вынужденно замерла, я написал большое количество музыки, которая составила будущий альбом. Поэтому можно сказать, что этот период тоже стал для меня плодотворным.
Что нужно для того, чтобы быть востребованным сегодня? Нужно быть, как минимум, профессионалом своего дела. Знать профессию — это основа. И нужно любить свое дело, без этого не получится настоящее творчество.
Сергей Косых — эстрадно-джазовый музыкант, исполнитель на ударных инструментах. Участник легендарной уфимской группы «Funky House Band», а также многих музыкальных коллективов города («Partyphone and soundtraffic», «Tellevare», «El’ektrо» «Lookmanov.ru», «Gaisa Orchestra», проект Кати Ямщиковой и др.). Выступал на международных и российских джазовых фестивалях. Участвовал в джем-сейшнах с такими известными музыкантами, как Игорь Бутман, Андрей Макаревич, Валерий Сюткин, Лев Трофимов. Акомпанировал вокалистам Quentin Moore, Harrison Young и многим другим. Преподавал на кафедре эстрадно-джазового исполнительства и звукорежиссуры УГИИ им. З. Исмагилова. Вместе с супругой Эльвирой Тутаевой основал в Уфе студию музыкального развития «Мажор».
— Моя музыкальная карьера началась с «Funky House Band», куда пригласили играть сразу после училища. С Олегом Янгуровым, основателем и руководителем коллектива, мы встретились в Питере в музыкальном магазине, куда он приехал на Петропавловский джазовый фестиваль, а я планировал поступать в институт культуры и искусств. Он спросил меня: «Ты поступил?». Я ответил, что пока не знаю. «Если вернешься в Уфу, приходи, будет тебе работа», — ответил он. Так все началось.
Все, чему я научился в музыкальном исполнительстве, дали не учебные заведения, а ежедневные выступления с «Funky House Band», практика, музицирование. Это был наш творческий дом. Мы играли каждый вечер, с одним выходным в неделю. Первый сет был джазовым, и это всегда было творчество. Кроме того, мы ходили на все концерты приезжих музыкантов, которые выступали в «Огнях Уфы», а после их выступлений частенько джемовали на своей площадке в «Брау Хауз». Самый необычный джем-сейшн был с Тото Кутуньо. Оказалось, что он не только звезда итальянской эстрады, но и замечательный джазовый музыкант. На тот момент ему было, наверное, лет семьдесят. Он был в прекрасной форме, не только пел с нами джазовые композиции, но и играл соло на клавишных, потом на трубе, саксофоне и даже на барабанах!
Еще один важный этап — Уфимский джаз-клуб, с открытием которого в городе появилось место, где можно было играть любую, в том числе авторскую музыку. Его основатель — Булат Маратович Азнабаев обеспечил клуб прекрасными музыкальными инструментами. И эта площадка стала отправной точкой для многих молодых музыкантов: приходи и наслаждайся — звуком, творчеством, атмосферой!
Сегодня я играю в нескольких уфимских коллективах. Пять лет преподавал в институте искусств, но потом решил основать свою школу. С моей супругой, певицей Эльвирой Тутаевой, мы открыли студию музыкального развития «Мажор», где, как в Европе, можно получить уроки независимо от возраста и степени подготовки. Что для меня главное? Всё главное. И собственное творчество, и преподавание. И то, что происходило, и то, что происходит сейчас. Важно все то, чем я занимаюсь.
Что нужно, чтобы быть успешным? Прежде всего, уметь играть. Если ты хороший музыкант, то тебе могут простить многое. Также нужно развиваться, слушать много разной музыки — не только джазовой, но и классической. Быть коммуникабельным, позитивным любить людей, любить жизнь. И, конечно, нужны концерты, творческое общение, студийная работа. Важно, когда есть где поиграть, с кем поиграть и для кого поиграть. Когда это все складывается и получает достойное вознаграждение, вот тогда чувствуешь себя успешным.
Читайте нас: