Все новости
Персона
18 Марта 2022, 12:16

Памяти Аксакала

Трудно говорить о том, что 22 декабря ушел из жизни Вячеслав Сергеевич Гнусин (Аксакал), с которым мы общались с 1987 года и чье 80‑летие совсем недавно отмечали вместе со всей творческой общественностью.

Памяти Аксакала
Памяти Аксакала

Автор — Элла Молочковецкая

 

Трудно говорить о том, что 22 декабря ушел из жизни Вячеслав Сергеевич Гнусин (Аксакал), с которым мы общались с 1987 года и чье 80‑летие совсем недавно отмечали вместе со всей творческой общественностью.

Мало кто в Стерлитамаке и сильно за его пределами не знал этого человека. «Древний рокер», как он сам себя называл, был подлинным Человеком Возрождения. Основатель и неизменный председатель Стерлитамакского рок-клуба имени Юрия Шевчука, организатор рок-фестиваля «Полигон», многочисленных рок-концертов, фестивалей, кинолекториев, стихотворных собраний (последним детищем стал литературно-музыкально-поэтический клуб «Соловьиная дрель» — часть многоканального проекта «Рок-фронт»), он всегда поддерживал молодёжь. Был в гуще событий и сам генерировал их. Прекрасный талантливый художник, участвовал во множестве выставок. Но главными его качествами были острый ум, доброжелательность, любознательность, исключительное чутье на самобытность. Буквально до последних дней он участвовал во всех творческих посиделках. И все сложные, часто непредсказуемые «творческие единицы» его очень любили и уважали.
В моем архиве — несколько интервью разных лет, в которых мы говорили с Вячеславом Сергеевичем обо всем — начиная с творчества и заканчивая личными моментами. Вот, например, как он рассказывал о «Соловьиной дрели» в 2014‑м:
«Первоначальное название было «Соловьиная трель», но мы по-рокерски её переделали в «Дрель». Года два или три это было нашим внутренним рок-клубовским начинанием. Костяк составляло человек восемь рок-ветеранов. Наш литературно-музыкально-поэтический клуб предполагает триаду искусств. Это чтение прозы и стихов, выступления под музыку любых видов — от гитар до скрипок и баянов. И собственно поэзия. Мы собираемся раз в месяц. Причём не ставим никаких рамок. Каждый читает то, что он хочет. Не устраиваем никаких соревнований или обсуждений. Единственное, что есть — регламент по времени: от каждого — максимум по три стиха и (или) две песни. Есть люди, составляющие основу клуба, которые стараются приходить на все заседания. Это Сергей Медведев, Ильдар Галимов, — поэт и философ. Радик Халитов, возглавляющий городское отделение Всероссийского общества инвалидов. Сергеев Александр Романович, наш юморист. Виталий Савин, который недавно пришёл из армии, по кличке «Маяковский». Дамир по прозвищу «Суровый». Коля Степанов — пролетарский поэт, который любит Есенина. Причем профессии у людей самые разные — от так называемых творческих до пролетарских в чистом виде. Я считаю, что разницы нет — и слесари, и сантехники могут писать прекрасные стихи. Появляются прекрасные дамы, скажем, Ирина Назарова, которая читала у нас лирику и произведения в других жанрах. Приходят новые люди, которых мы воодушевляем писать. Журналистку Татьяну Трынкину, пишущую под псевдонимом Таисия Малинина, я сподвиг сочинять стихи. Двое или трое читают прозу. Среди них Марина Сёмина, которая работает на «Соде» в газете корреспондентом. Наш постоянный участник — Женя Петрова. В ближайшее время в нашей компании появятся уфимский бард Александр Мичурин, поэт и исполнитель Владимир Колесников, с которыми мы поддерживаем отношения. Надеемся на присутствие Евгения Васенина из Белорецка, тоже пишущего стихи и песни. В итоге, когда мы соберёмся, эти люди будут в обойме».
Необычное увлечение Аксакала рок-музыкой началось в конце 80‑х. По сравнению с большей частью тусовщиков он был самым старшим, уже прошедшим армию. Эта «школа жизни» помогла устанавливать контакты, с одной стороны, с административными и партийными работниками, а с другой — с представителями богемы.
«Первой площадкой сбора рокеров (среди них больше всего было «металлистов») в Стерлитамаке стала «туча» — место, где люди торговали и обменивались пластинками. Я был председателем Городского совета дискотек и дискоклубов, а в Горкоме комсомола внештатно работал в отделе пропаганды. Пользуясь тогдашним авторитетом комсомола, мы смогли вытянуть рок-движение из андеграунда. На самом деле мысль об образовании рок-клуба пришла в голову не мне, а тем ребятам-металлюгам, которые тусовались вокруг. Они предложили, по примеру Ленинградского рок-клуба, организовать некое мероприятие. Первым опытом стало выступление при дискотеке «Синтез» Дворца культуры химиков. Во втором отделении, по окончании дискотеки, мы вышли и объявили выступление группы «Стерлитяне», руководитель — Ильдар Хайруллин. Они вышли, по тем временам крайне стильные, расположились в отсутствие сцены прямо на полу, на месте ди-джея, и грянули. Публике это так понравилось, что в следующий раз набилось столько народу, что не протолкнуться. Второй импровиз был с группой «Губерния», и это стало их премьерой.
Третий раз был в уже более подходящем месте, в ДК «Станкостроитель». Собрались группы «Губерния», начинающие «Водолеи» и несколько других. Мы даже не стали называть это фестивалем, но народу собралось много. И по итогам нашего сборища, решили на следующий год сделать полноценный фестиваль. Договорились с директором этого Дворца культуры, с мира по нитке собрали аппаратуру, и провели первый фестиваль, который назвали «Премьера».
А дальше фестивали получили название «Полигон». Всего их прошло 26, но с учетом первых форумов мы празднуем в этом году (интервью состоялось в 2017‑м году — прим. автора) 30‑летие фестивального движения в Стерлитамаке.
Почти с самого начала между рокерами Стерлитамака и Уфы завязались тёплые отношения и постоянные «обменные гастроли». Группы кочевали из одного города в другой с концертами, постоянно шло сравнение стерлитамакской и уфимской «школ рока». Каждый приезд уфимцев к нам был праздником, будь то металлисты «Сумерки», панки «Ассенизаторы» и «Аннигиляторная пушка» или блюзмены «Утюги». И когда мы «высаживались» своим десантом на уфимских площадках, это тоже было большим событием.
В этой неформальной тусовке что только не рождалось! Две легендарные группы «Поручик Ржевский» и «Ушел из дома» — детище Глеба Чичко, «Некрополь» под руководством Володи Кротова и многие другие. В основном все ребята учились в БГПИ. Рок-клуб стал площадкой, на которой реализовывались творческие идеи. И всё строилось на энтузиазме, начиная от ректора пединститута, который очень нас поддерживал, до меня. Хотя возиться с пацанами, пришедшими с улиц, было ой как непросто. Так и существовали, на грани анархии и творчества.
Издавался чудесный самиздат — журнал «Брутто» под редакторством Сергея Звягинцева. С. З., как его называли почитатели, и его брат Андрей, в какой-то мере являются архивариусами Стерлитамакского рок-клуба, обладая обширной коллекцией из статей и фотографий разных периодов. До сих пор, если читаешь выпуски «Брутто» 90‑х годов, понимаешь, как современно, свободолюбиво и талантливо написаны материалы.
Сейчас, к сожалению, таких общественных бесплатных, искренних объединений молодёжи практически не осталось. Всё ушло на коммерческую основу. А тогда главной была музыка, атмосфера доверия и любви. Вудсток был нашим флагом. Одним из примеров растущего дикого капитализма стала судьба нашего рок-клуба, знаменитой «Рок-избы» на улице Худайбердина. Много лет она была приютом для музыкантов: на сцене и в подвале кипела жизнь, пели песни, шли дискуссии, сочинялись новые альбомы, проводились концерты и фестивали. Но в тот момент, когда кому-то срочно понадобилось выгодное место в центре города, старинное деревянное здание сгорело. Сейчас там вовсю идёт строительство.
Теперь, так же как и вся страна, переродилось и рок-движение. Примером может стать нынешний «Полигон», на который заложен минимальный бюджет. Изначально заявки подавали около шестидесяти команд, после жарких дискуссий и отбора остались пятнадцать. К сожалению, интересных молодых стерлитамакских команд очень мало, в основном сцена представлена взрослыми ребятами. Например, F (X) –чистые альтернативщики. Сережа Хуторняк с Димой Григорьевым делают интересную современную электронную музыку…
Так что музыка никуда не денется, она только может принять новые формы. Хотя изо всех ранее существовавших многочисленных фестивалей в полном объеме, пожалуй, сохранились Севастопольский, Екатеринбургский, «Нашествие» и наш «Полигон». будем надеяться, что потребность людей в хорошей музыке будет всегда!»

Памяти Аксакала
Памяти Аксакала
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: