Автор — Елена Попова
Цветущие белоснежные яблони, развевающиеся георгиевские ленты – победный май!.. Как не вспомнить в эти весенние дни тех, кто не жалел себя в страшных боях, кто дни и ночи без сна работал в тылу?..
Из коллектива уфимского Русского драматического театра добровольцами на фронт ушли более восьмидесяти человек — актеры, сотрудники цехов, рабочие сцены. Оставшиеся продолжали трудиться — играли спектакли в небольшом здании на улице Гоголя, 58. Отдельно для обслуживания расквартированных воинских частей был создан филиал театра в Белебее, возглавлял который с 1942 по 1944 год Илларий Казимирович Глушарин.
Были и те, кто в составе фронтовых бригад отправился в самое пекло войны — поддерживать боевой дух Красной Армии. С воодушевлением и радостью встречали артистов бойцы, помогали им в обустройстве бесхитростной сцены — не было ни сложных декораций, ни замысловатых костюмов. К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени — мобильность, готовность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде — на палубах военных кораблей, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, в агитпунктах и медсанбатах, на лесных полянах…
За годы войны артисты — а это около четырех тысяч бригад общей численностью сорок две тысячи человек — провели более миллиона спектаклей, концертов, творческих встреч. Не было ни одной части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады.
Одну из таких бригад, командированных из Уфы, возглавлял Виктор Бенифанд. Вместе с ним поехала и его супруга Ирина Толчинская.
В Уфу эта актёрская пара приехала в 1941 году. Виктор Борисович уже имел за плечами десятилетний актерский опыт, а Ирина Марковна была совсем юной артисткой, незадолго до этого окончившей Архангельское театральное училище. Совсем недолго успели поработать они в ансамбле оперетты при филармонии, а потом в уфимском театре оперетты.
Первые концерты проходили на Карельском фронте в 1942‑м. В программе были башкирские танцы и песни, сцены из популярных тогда оперетт — «На берегу Амура», «Девушка из Барселоны». «Хотя мы были всего лишь актеры, а не бойцы, нас обучали езде верхом, — вспоминала позже Ирина Марковна. — Узнали мы, что такое передовая, не раз попадали под бомбёжку и обстрелы».
В архиве театра сохранились уникальные документы, свидетельствующие о том, как, не жалея себя, актёры выступали в недолгих перерывах между боями. В отзыве полковника Сергеева, заместителя начальника политотдела, датированном 28 июля 1943 года, читаем: бригада под руководством Бенифанда с 10 июня по 25 июля 1943 года находилась в частях и соединениях действующей армии.
«За время своего продолжительного пребывания личный состав бригады показал себя дисциплинированным, сколоченным коллективом и, преодолевая все трудности, обслуживал части и соединения с максимальной нагрузкой».
За сорок дней фронтовая бригада обслужила тысячи красноармейцев и командиров, дав (только представьте!) девяносто пять концертов, «предоставив разумный и весёлый отдых бойцам и командирам, мобилизуя тем самым бойцов и командиров на быстрейший разгром врага».
Калининский, 1‑й Белорусский, 2‑й Украинский, Западный фронты — где только не пришлось побывать этой Уфимской фронтовой бригаде! И везде в их адрес звучали самые искренние слова благодарности за подаренные минуты отдыха.
Особо запомнившимся было для актёров выступление перед полком «Нормандия — Неман», где торжественно вручали советские награды французским летчикам. Красавица Толчинская, в одной из оперетт игравшая роль кокетливой парикмахерши, покорила сердца молодых французов, так что после концерта они подходили к ней и с улыбками на ломаном русском просили: «Мадмуазель, можете нас побрить и постричь?»
В Польшу бригада приехала уже после её освобождения — невозможно было без слёз смотреть на ужасные следы разрушений…
В 1946 году Виктор Бенифанд и Ирина Толчинская были награждены медалями «За Победу над Германией 1941–1945 гг. » и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Вернувшись в Уфу, они оба были приняты в труппу Русского драматического театра, к которому в 1947 году был присоединен театр оперетты. Играли едва ли не во всех спектаклях: была и классика, и современная драматургия.
«Исключительно добросовестным» называло руководство театра молодого, внешне эффектного Виктора Борисовича, отмечая, что он наделён подлинным сценическим обаянием, прекрасно поёт и танцует, что позволяет ему создавать яркие интересные образы. Особенно удавались ему водевильные и комедийные роли — присущее актеру чувство юмора, остроумие передавалось его героям. Так, одной из самых удачных ролей Виктора Бенифанда называли его Петра Петровича Бобчинского в гоголевском «Ревизоре». Петра Петровича Добчинского играл в том спектакле 1952 года Михаил Кондратьев. В газете писали: «Артисты нашли нужные штрихи для обрисовки городских помещиков, очень любопытных и чрезвычайно похожих друг на друга».
Но не только в комедиях, но и в социальных драмах Бенифанд был убедителен и точен. Яркими сатирическими красками раскрывал актёр пресмыкательство, подлость и глупость Гофмаршала Кальба в драме «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.
В 1955 году в числе ведущих актёров театра Виктор Бенифанд был удостоен звания «Заслуженный артист БАССР».
А сколько ролей переиграла в театре Ирина Марковна! Первой была роль Вали в «Платоне Кречете» А. Корнейчука. Любила Островского — за колоритность образов, за характерность героинь, за то, что довелось выходить на сцену с приезжавшими известными московскими актерами Михаилом Жаровым в «Волках и овцах» и Олегом Стриженовым в «Без вины виноватых».
Тетя Сашико в спектакле «Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе, Ключница в мюзикле «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана, Эгла в комедии «Испанский священник» Д. Флетчера, а позже Федоровна в драме «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, Мод в «Гарольд и Мод» К. Хиггинса — в разных по жанру постановках Ирина Марковна была органична и убедительна.
«Во всех своих работах актриса стремится донести до зрителя не только текст автора, но и его мысли и свои собственные раздумья, чтобы, взглянув в глаза её героинь, зритель услышал стук их сердец, понял и принял их», — писали про Ирину Толчинскую. В 1974 году ей было присвоено звание заслуженной артистки БАССР, а позже она стала и народной артисткой республики.
…В 1978 году на гастролях театра в Кировограде случалась неожиданная встреча. Среди зрителей, пришедших на спектакль, оказались фронтовики, перед которыми бригада Бенифанда и Толчинской играла во время войны. Узнали! И были благодарны за те мгновения надежды на возвращение к мирной жизни, которые тогда придавали солдатам сил! Не в этом ли истинное предназначение актёра?..
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?..»