Все новости
Персона
10 Декабря 2022, 15:30

ОН ЖИЛ МУЗЫКОЙ И ТАНЦЕМ

21 октября состоялся юбилейный концерт «Воспевая наследие веков», посвящённый 30‑летию Уфимского ансамбля песни и танца «Мирас». За время существования коллектив зарекомендовал себя визитной карточкой Республики Башкортостан с богатейшей историей и сильным творческим составом.

ОН ЖИЛ МУЗЫКОЙ И ТАНЦЕМ
ОН ЖИЛ МУЗЫКОЙ И ТАНЦЕМ

Автор — Марина Луговая 

 

21 октября состоялся юбилейный концерт «Воспевая наследие веков», посвящённый 30‑летию Уфимского ансамбля песни и танца «Мирас». За время существования коллектив зарекомендовал себя визитной карточкой Республики Башкортостан с богатейшей историей и сильным творческим составом.

Не могли не вспомнить на юбилейном вечере и тех, кто стоял у истоков ансамбля. Среди многих составляющих юбилейного торжества был представлен целый калейдоскоп из танцевальных композиций постановок основателя коллектива — заслуженного работника культуры РСФСР и БАССР, лауреата международных, всесоюзных, всероссийских фестивалей самодеятельного и народного творчества, Республиканской премии им. Г. Саляма Геннадия Васильевича Анищенко. Многие номера вошли в золотой фонд хореографического искусства коллектива и по сей день украшают концерты. Действительно, будни и праздники коллектива не были бы возможны без настоящей сплоченной команды художественных лидеров «Мираса», чья созидательная творческая энергия озаряла и продолжает дарить нам незабываемые минуты общения со свежими фольклорными композициями.
Долгие годы рядом с Мастером работала его спутница в жизни и творчестве, также стоявшая у истоков «Мираса», заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Надежда Москвина. «Рампа» предлагает читателям вспомнить вместе с Надеждой Александровной некоторые страницы его насыщенной творческой жизни.
Чимкент — Джамбул — Уфа
Девятнадцатилетним пареньком приехал Геннадий из Средней Азии в Уфимский железнодорожный техникум. Хотел осуществить свою мечту — стать конструктором. Еще подростком он занимался легкой атлетикой, преодолев порок сердца, стал чемпионом южного Казахстана в беге на дистанции 800 метров! В клубе железнодорожников в Джамбуле случайно попал в танцевальный коллектив и втянулся. Большое влияние оказало на юношу общение с бывшими политическими заключенными, отбывавшими ссылку в поселке Чулак-Тау, что в 30 километрах от Джамбула. «В доме культуры драматический кружок вела народная артистка Царева, а немцы организовали свой джаз-оркестр, — вспоминал позже Геннадий Васильевич. — Был среди них Виктор Васильевич, владевший 28 профессиями и аккомпанировавший самой Лидии Руслановой».
В Уфе молодой человек вновь попадает в танцевальный коллектив. «С нами работали знаменитые танцовщицы — Анна Ивановна Удальцова, Елена Константиновна Войтович, Загида Нуриевна Бахтиярова. В 1956 году в театре имени Луначарского проходил конкурс на лучшего танцора, и будущий хореограф стал его победителем. В 1957 году под руководством Файзи Гаскарова он отправился на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в составе сводного коллектива трудовых резервов. Вскоре, в 1958 году, еще студентом техникума, Геннадий поставил «Башкирский танец» Ездил он с Бахтияровой и её супругом и в фольклорные экспедиции.
Из физиков в лирики
По окончании техникума Геннадий попадает на Уфимский приборостроительный завод конструктором. «Директором завода тогда был Николай Григорьевич Ковалёв — легендарная личность, благодаря которому в Уфе был построен Дворец спорта, создана хоккейная команда, начали работать более 40 спортивных секций, — вспоминал хореограф. — По его инициативе был создан ансамбль танца имени Салавата Юлаева. Более 30 лет — с 1960 по 1991 год — я был его худруком. А за годы фольклорных экспедиций — с 1956 по 1976 год — собрал более 120 бытовых, жанровых и игровых танцев народов Башкортостана. Они послужили неоценимым материалом для постановок многих танцев — «Салаватцы», «Аулак», «Пробуждение»… «У шатра» стал визиткой коллектива, для этого танца я смастерил инструмент думгур».
Часто вспоминал Мастер незабываемое общение с Павлом Павловичем Вирским и Игорем Александровичем Моисеевым. Вирский приехал в Уфу со своим ансамблем и, попав на репетицию танца «Ночь перед рождеством», сказал: «Зачем вам быть конструктором?». Игорь Моисеев побывал в Уфе в 1976 году, посетил репетиции ансамбля под руководством Анищенко и пригласил его на стажировку в Москву. Два года Геннадий Васильевич ездил в ансамбль Моисеева и плодотворно сотрудничал с выдающимся постановщиком современности. Поставил для его коллектива два танца, которые впоследствии сыграли свою роль в постановке знаменитых «Половецких плясок».
Вскоре Ковалев вызвал хореографа и сказал: «Переходи на постоянную работу в Дом культуры. Начальников много, а ты у нас такой один».
От «салаватцев» к «Мирасу»
Богатый опыт Геннадия Васильевича оказал плодотворное влияние на становление Народного ансамбля имени Салавата Юлаева, который превратился в настоящую школу танца. В его репертуар вошли около 30 танцев народов нашей страны и мира. Лучшие из них — «Пробуждение», «Аулак», «Кураисты», «Огонь Олимпиады» (этот номер в постановке Анищенко был признан лучшим на торжествах по случаю Олимпийских игр в Москве, за него хореограф был награжден орденом «Знак почета») — стали достоянием башкирского искусства. Коллектив народного ансамбля танца неоднократно гастролировал по России и за её пределами. В 1992 году на базе «салаватцев» создается фольклорный ансамбль танца «Мирас» при главном управлении по гуманитарным вопросам уфимской мэрии. Велась интенсивная работа по повышению профессионального уровня артистов. Вела эти уроки главный балетмейстер ансамбля заслуженный работник культуры РБ и спутница жизни Геннадия Васильевича Надежда Александровна Москвина. Становлению танцевальной группы ансамбля способствовало пополнение его способными выпускниками хореографического училища, открывшегося в 1986 году. В 2005 году «Мирас» обосновывается в Городском Дворце культуры.
Геннадий Васильевич — необычайно творческий и пытливый человек, он стремился к достоверности искусства даже в костюмах. Основой танцевальной программы были танцы, созданные ещё в ансамбле имени Салавата Юлаева: «Аулак», «Ночь перед Рождеством», «Свояченицы», «Легенда о птицах», «У шатра», «Танец с трензелями».
С ростом профессионального мастерства ансамбля обогащается его репертуар. В 1996–1997 годы состоялись премьеры танцев «Весенние мотивы», «По утрам базар», «Пятничные игры», «Сваты и девушки», «Мишари-татары», «Шальная», «Три пня», танец башкирских воинов «Султанаков», «Лапоть» и др.
Ансамбль много гастролировал по республике. В трудном послеперестроечном 1995 году состоялись первые зарубежные гастроли фольклорного ансамбля в Италию — в город Милан… «Мирас» вышел на международную орбиту…
Ярким и запоминающимся событием в жизни «Мираса» стала поездка на Дни культуры Республики Башкортостан, проходившие в Москве в 1997 году. С повышением профессионального мастерства растёт и известность ансамбля. В 1998 году «Мирас» выступил на открытии Молодёжной олимпиады в Москве.
Творческая деятельность Геннадия Васильевича оставила яркую страницу не только в истории танцевального искусства Башкортостана, но и в сердцах всех, кому довелось танцевать под его руководством. «Геннадий Васильевич был не только для меня, но и для всего ансамбля Мастером, наставником, учителем, другом, — поделилась Надежда Александровна. — Он был строг и добр, требователен и великодушен. Он умел зажечь наши сердца и души. Он жил музыкой и танцем».

ОН ЖИЛ МУЗЫКОЙ И ТАНЦЕМ
ОН ЖИЛ МУЗЫКОЙ И ТАНЦЕМ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: