Все новости
Персона
4 Мая 2023, 14:45

Традиции вне времени

В год педагога и наставника Тамара Геннадьевна Захарова отмечает полувековой юбилей своей работы в Октябрьском музыкальном училище-колледже. С позиции сегодняшнего дня можно с уверенностью утверждать: она уважаемый музыкант, мастер, профессионал!

Традиции вне времени
Традиции вне времени

Автор — Ольга Варламова

 

Более тысячи выпускников Тамары Геннадьевны, как птицы, разлетелись по разным городам и весям. Теперь они несут «разумное, доброе, вечное» не только на просторах, но и далеко за пределами матушки-России. Практически никто из ее воспитанников не оставил музыку, многие добились значимых успехов. Да и сама она продолжает активно жить в профессии. Захарова — наследница давних педагогических традиций, которыми щедро делится с новыми поколениями музыкантов.
Родные пенаты
В семье родителей Тамара была музыкальным первопроходцем. Папа Геннадий Николаевич всю жизнь проработал в тресте «Туймазабурнефть». Мама Мария Васильевна возглавляла газовое хозяйство города. Конечно, своей дочери они желали более изящной и творческой профессии, не подозревая, насколько энергетически затратен и тяжел труд профессионального музыканта! Главное богатство, которое осталось от родителей, — солидная библиотека и фортепиано 1953 года, которое уже стояло в доме к моменту поступления девочки в музыкальную школу. Тамара Геннадьевна вспоминает, что была совершенно очарована своим первым музыкальным педагогом — молодой и красивой Еленой Степановной Лебедевой и что учиться музыке в ту пору было престижно, почётно и невероятно интересно. Послевоенный Октябрьский представлял собой квинтэссенцию российской интеллигенции, которая оказалась в маленьком башкирском городке вследствие различных геополитических причин. Все педагоги музыкальной школы города были людьми одухотворёнными, энергичными, хорошо образованными. Именно они заложили крепкий багаж знаний в своих учениках. Так был запущен маховик судьбы, коснувшийся всех последующих поколений семьи Захаровых.
Музыкальный водоворот
Позже пришло время осознанного выбора профессии, и Тамара стала студенткой Уфимского училища искусств в классе педагога Сеферовой. Уже немолодая Ева Павловна представляла собой творческую ветвь генеалогического древа питерской фортепианной школы. Примечательно, что выпускной экзамен в консерватории пианистка Сеферова держала перед комиссией во главе с самим Александром Глазуновым. Так, исподволь, Тамара и её однокашники впитывали музыкальные традиции северной столицы.
Тем временем атмосфера Уфы захватила в водоворот событий: концерты, спектакли, выставки. Компания друзей-однокурсников, среди которых был и будущий супруг Вячеслав Сайкин, не пропускала ни одной премьеры, а по вечерам собирались в «радиорубке» училища и часами слушали классическую музыку. В это время все жили скромно, но часть стипендии непременно откладывали на приобретение нот, методической, музыкальной литературы и на пополнение личной фонотеки.
Московский десант
Интерес к будущей профессии подогрела команда молодых выпускников «Гнесинки», которые в 1963 году приехали по распределению на работу в Уфимское училище искусств целым курсом. Среди них — кумир юных студенток пианист Александр Сац, молодой представитель известной в стране семьи литературоведов, музыкантов, театралов, к тому же ученик Леонида Брумберга. Тамара оказалась среди его учеников. Так, в общую канву её профессионального воспитания неожиданно вплелась яркая московская нить. Молодые преподаватели, немногим старше своих учеников, были заряжены особой столичной энергией и энтузиазмом. Эта «могучая кучка» в одночасье всколыхнула музыкальную жизнь Уфы, запустив целую череду сольных концертов и выступлений.
В Сибирь по собственной воле
А впереди для Тамары уже маячила Новосибирская государственная консерватория… Поработав год в родной музыкальной школе в Октябрьском, Тамара вновь стала студенткой.
Новосибирск — один из главных научных и культурных центров России, прогрессивный, развитый город, который уже сам по себе формировал духовный мир молодёжи. На пятачке «оперный театр — консерватория — филармония» концертная жизнь буквально фонтанировала. Захарова считает, что ей и здесь повезло с наставниками. Её вели сильные специалисты, к тому же потомственные педагоги, ученики Нейгауза, Голубовской и Доренского. Особенно запомнились занятия с ярко одарённой личностью Ольгой Ивановной Волчковой. До сих пор в памяти Тамары Геннадьевны концерт пианистки, в котором она сыграла все 24 этюда Шопена. Ходили легенды, что Волчкова имела совершенно безотказный игровой аппарат.
Захарова и сама застала эпоху великих музыкантов. По жизни ей довелось побывать на концертах выдающихся пианистов Анатолия Ведерникова, Наума Штартмана, Евгения Либермана, Дмитрия Башкирова, Станислава Нейгауза, Олега Бошняковича, Теодора Гутмана, послушать легендарных Святослава Рихтера и Марию Юдину, воочию увидеть великих композиторов Дмитрия Шостаковича, Андрея Эшпая, Назиба Жиганова… Она бережно хранит их афиши, программки — свидетельства прекрасного кипучего времени. По её убеждению, именно живое исполнение музыкантов будит творческую мысль, мотивирует на профессиональный рост.
Уфа — Учалы — Октябрьский
Трудовая биография началась для Захаровой в Уфимском государственном институте искусств. Казалось, вот она, долгосрочная остановка на станции «Работа». Но дальнейшая судьба девушки была похожа на американские горки. Внезапное приглашение на беседу к ректору института, композитору и депутату Загиру Исмагилову закончилось неожиданным предложением. Молодого специалиста направили на работу в только что открывшееся Учалинское музыкальное училище. Но вскоре, в силу трагических семейных обстоятельств, Тамаре пришлось вернуться в город своего детства.
династия Захаровых — Сайкиных
Октябрьский по-отечески тепло принял семью молодых музыкантов, каждый из которых впоследствии стал долгожителем в профессии. Далее по стопам родителей пойдут дочери Мария и Анна, а вслед за ними и внуки. Как тут не заподозришь вмешательство волшебной силы музыки!
Ученики
Многие воспитанники Захаровой, в том числе и автор статьи, стали ее коллегами. Это большое счастье — иметь рядом педагога и наставника, через годы несущего искру творчества, зажжённую великими педагогами — пианистами современности.
Музыка — лекарство
В чем секрет профессионального долголетия, где искать истоки творческого вдохновения, неиссякаемого оптимизма и жизненных сил педагога — музыканта? «Мы, преподаватели, не только передаём знания ученикам, но и обмениваемся энергией молодости с ними. Это закон сообщающихся сосудов. Помимо ремесла мы формируем духовную составляющую личности. Наша профессия прекрасна! Музыка — это проверенная терапия от всех невзгод», — считает почётный работник среднего профессионального образования России Тамара Захарова.

Традиции вне времени
Традиции вне времени
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: