Все новости
Персона
26 Июля 2023, 13:09

Любовь к театру ему привила Башкирия

13 (26) июля исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося советского актёра театра и кино, народного артиста СССР, уроженца Уфы Виктора Ивановича Хохрякова (1913–1986). Он вошёл в историю не только театрального искусства, Хохряков был еще известным киноактером и мастером художественного слова.

Любовь к театру  ему привила Башкирия
Любовь к театру ему привила Башкирия

Автор — Азалия Балгазина

 

Судьба актера была предопределена еще в детстве: родители — участники самодеятельности, чтобы занять ребенка приобщили и его к театру. Поэтому первый театральный опыт он приобрёл в драмкружке при детской больнице, где отец служил счетоводом. Так, постепенно маленький Витя втянулся в театральное дело. В школьной самодеятельности играл Бальзаминова в спектакле «Праздничный сон — до обеда» А. Островского, Барона в «На дне» М. Горького, в 15 лет руководил школьным драмкружком, позднее стал участвовать в постановках популярного тогда агиттеатра «Синяя блуза» при Башпрофсовете. В некоторых публикациях говорится, что он играл и в массовых сценах спектаклей Башкирского театра драмы, но это пока не подтвержденный факт. Конечно же, для нас особенно интересен уфимский период Хохрякова, но сведений на этот счёт в открытых источниках очень мало. Есть любопытное упоминание из документов по истории Мишкинского района РБ, что: «В 1929 г. после окончания курсов счетоводов в Уфе в колхоз имени Ленина был направлен Виктор Иванович Хохряков, позже — народный артист СССР. Он, как и ленинградский рабочий двадцатипятитысячник Буров, вместе с сельскими коммунистами и активистами участвовал в укреплении колхоза». В биографии же указано, что в 1929 г. он действительно работал счетоводом Чураевского Гнездового объединения семеноводческих колхозов (Бирский кантон Башкирской АССР). Можно сделать предположение, что отец сперва отправил сына учиться на счетовода, так сказать, для продолжения семейной традиции, однако в тот же год Хохряков уехал в г. Ленинград, признав в себе тягу к лицедейству. С легкостью поступил в Ленинградский техникум сценического искусства, на курс Н. В. Петрова, а после окончания уехал вместе с педагогом в формировавшийся Харьковский русский драматический театр, куда Петрова пригласили на должность художественного руководителя. За семь лет работы в Харьковском театре он сыграл свыше 60 ролей, среди них: Пропотей, Донат, Доктор («Егор Булычов и другие» М. Горького), Мацко, Иммерцаки («Интервенция» Л. Славина), Андрей Прозоров («Три сестры» А. Чехова).
Одной из лучших ролей харьковского периода стала роль Митрофана в комедии «Недоросль» Д. Фонвизина, эта роль сделала его лауреатом Всесоюзного смотра творческой молодёжи. По отзывам критиков: «Митрофан в исполнении Хохрякова был неучем, но не балбесом, не дураком. Это существо хитрое, расчетливое, даже агрессивное. Митрофан Хохрякова отчаянно защищал свой привычно бездельный образ жизни и злобно реагировал на все, в чём видел посягательство на его собственность, к каковой он относил и Софью, которую родители Простаковы прочат ему в невесты… Образ Митрофана, созданный В. И. Хохряковым, не сатирическая маска, а живой, реальный характер». Именно в Харькове актёр приобрел известность как великолепный чтец на эстраде. В 1940 г. актёра пригласили в Москву, в Центральный театр транспорта. На тот момент это был ведомственный театр Министерства путей сообщения, обслуживая железнодорожных рабочих и служащих, театр разъезжал по всей стране.
Война застала театр в Тюмени и надолго закрыла обратный путь, коллектив отправили обслуживать Дальневосточный военный округ, затем рабочих и крестьян Урала, Сибири. Два года театр колесил по стране, ежедневно играя по два-три спектакля, умудрялись при этом создавать новые постановки, актёры одновременно выполняли и функции техработников. Хохряков, например, заведовал бутафорским цехом. В это нелегкое военное время Театр транспорта своими спектаклями сплачивал людей, вселял в них силу духа, надежду и веру в победу. В репертуаре актёра тех лет выделяются роли: Леонид Борисович («Машенька» А. Афиногенова), Иван Глоба («Русские люди» К. Симонова), Бартоло («Севильский цирюльник» Бомарше). Известный театровед Г. Бояджиев в одной из рецензий отмечал работу Хохрякова: «Из всех комических персонажей спектакля выделяется один только Бартоло — В. И. Хохряков. В его исполнении хоть и не раскрыта жесткость и лукавство этой натуры, но все же влюбчивый доктор наделяется человеческими страстями». Если анализировать актёрскую природу Хохрякова, то наиболее всего его искусству были свойственны жизненная достоверность образов, простота, органичность, обаяние. «Играя многочисленные роли директоров и генералов, старых, уважаемых рабочих и железнодорожных начальников, он стал незаменимым актёром на роли социальных героев. Но в отличие от многих актёров этого амплуа в Хохрякове никогда не было выспренности, нарочитости», — пишет Г. Щербина в очерке об актере (сборник «Малый театр 1917–1974 гг. »). Однако Хохряков, понимая всю важность работы актёра в разных жанрах, не отказывался от создания комедийных и острохарактерных ролей: Расплюев («Свадьба Кречинского» А. Сухово‑Кобылина), Лопес («Испанский священник» Д. Флетчера, Ф. Мэссинджера), Шельменко («Шельменко-денщик» Г. Квитки-Основьяненко) и др. Наивысшего успеха в этот период Хохряков достиг в образе Вершинина в спектакле «Бронепоезд 14–69» Вс.Иванова. Именно Вершинин Хохрякова определил успех спектакля. Режиссёр спектакля И. Судаков после премьеры так подписал памятную фотографию: «Отличному исполнителю роли вождя партизан, отличному потому, что органически сочетал бытовую мужицкую правду с правдой высокой, романтической, социальной».
В старейший коллектив Малого театра Хохряков вступил в 1953 г., в возрасте 40 лет, уже зрелым мастером, заслуженным артистом РСФСР, известным киноактером, лауреатом двух Сталинских премий. Он не просто вошел в труппу знаменитого театра, он стал одним из его ярких представителей, достойным продолжателем вековых традиций высокого академического искусства. Успешный дебют в роли Потапова в спектакле «Московский характер» А. Софронова позволил ему сразу войти в текущий репертуар: Редозубов («Варвары» М. Горького), князь Воротынский («Иван Грозный» А. Толстого). Он становится партнером выдающихся актёров: Б. Бабочкина, Е. Гоголевой, И. Ильинского, В. Пашенной, М. Царева, А. Яблочкиной. Первой большой ролью стал образ генерала Рыбакова в спектакле «Иван Рыбаков» В. Гусева. Хохряков с лёгкостью справился с работой, помог ему в этом не только большой сценический опыт, но и многолетний навык художественного чтения, ведь пьеса «Иван Рыбаков» написана белым стихом.
В Малом театре, в котором он прослужил до конца жизни, он был всегда занят в репертуаре, режиссеры любили с ним работать, что и позволило ему сыграть множество разноплановых ролей, создать галерею интересных характеров и типажей: Овчаренко («Крылья» А. Корнейчука), Живота Цвийович («Д‑р» по пьесе «Доктор философии» Б. Нушича), Антон Кряж («Весёлка» Н. Зарудного), Фамусов («Горе от ума» А. Грибоедова) и др. Даже вводясь уже в идущий спектакль, Хохряков всегда привносил своё видение и индивидуальность в образ героя. Так, например, было с образом Железнова в «Вассе Железновой» М. Горького. В отличие от первого исполнителя, актёра Н. Шамина, Хохряков играл не опустившегося, равнодушного и безвольного Железного. Его Железнов был энергичен, властен и жесток, вся его ненависть была направлена на его жену, Вассу, на бесконечную борьбу с ней.
Отрадно, что у нас имеется прекрасная возможность познакомиться с искусством нашего великого земляка не просто через сохранившиеся воспоминания. Он оставил после себя большое творческое наследие. Сохранились записи теле- и радиоспектаклей с его участием, записи с чтением различных поэтических и прозаических произведений. Остались кинофильмы, в том числе вошедшие в золотой кинофонд. В кино Хохряков снимался с 1946 г., сыграл в свыше 45 фильмах, среди них наиболее известные: «Новый дом» (1947 г.; Кузьма Тимофеевич Вешняк), «Повесть о настоящем человеке» (1948 г.; Андрей Дегтяренко), «Сталинградская битва» (1949 г.; Г. М. Маленков), «Римский-Корсаков» (1952 г.; А. К. Глазунов), «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968 г.; Оноре де Бальзак) и др. Именно кинематограф прославил его на всю страну и принёс государственные награды: в 1949 г. за исполнение роли Ивана Фёдоровича Проценко в фильме «Молодая гвардия» (1948 г.) он был удостоен Сталинской премии первой степени, в 1951 г. за исполнение роли Милягина в фильме «Великая сила» (1949 г.) был удостоен Сталинской премии третьей степени. Много он работал и над дубляжем иностранных фильмов.
Ушёл из жизни Виктор Иванович Хохряков 20 сентября 1986 г. и как выдающийся деятель искусства был похоронен на старейшем некрополе Москвы — Ваганьковском кладбище.

Любовь к театру  ему привила Башкирия
Любовь к театру ему привила Башкирия
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в