Все новости
Персона
1 Сентября 2023, 23:57

ЗАЙТУНА БИКБУЛАТОВА В СУДЬБЕ XX ВЕКА

28 мая исполнилось 115 лет со дня рождения выдающейся башкирской актрисы, народной артистки СССР и БАССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского Зайтуны Исламовны Бикбулатовой (1908–1992).

ЗАЙТУНА БИКБУЛАТОВА В СУДЬБЕ XX ВЕКА
ЗАЙТУНА БИКБУЛАТОВА В СУДЬБЕ XX ВЕКА

Автор — Азалия Балгазина

 

Одна из ярких представительниц первого поколения профессиональных башкирских актёров, получивших образование в Башкирском техникуме искусств (1930 г., курс В. Муртазина-Иманского и М. Магадеева). Судьба актрисы, выпавшая на период существования Советского Союза, полностью созвучна той эпохе. Долгая счастливая жизнь в искусстве с высоким признанием творческих заслуг была омрачена трагической личной жизнью. Вступив в ряды «строителей» новой социалистической культуры, она, как и многие её современники — выходцы из простого народа, свято верила в светлые идеалы коммунизма. Стремительный успех в молодом, набирающем силу коллективе воодушевлял юную актрису на новые роли и творческие достижения. Природная красота и артистичность, волевой характер, большое трудолюбие способствовали укреплению её позиций как ведущей актрисы театра. С самого начала своего пути Бикбулатова исполняла преимущественно главные роли: Гульгайша («Башкирская свадьба» М. Бурангулова), Лауренсия («Овечий источник» Лопе де Веги), Дездемона («Отелло» У. Шекспира), Марина Мнишек («Борис Годунов» А. Пушкина) и др. Связав судьбу с главным режиссёром театра и своим педагогом Магадеевым, её положение примы театра стало очевидным. Однако в истории СССР 1930‑е характеризуются укреплением авторитарного режима И. Сталина. В период массовых политических репрессий башкирская культура понесла невосполнимый урон. В числе выдающихся представителей башкирской культуры были расстреляны и основатель театра Муртазин-Иманский, и главный режиссёр Магадеев. Репрессирована была и сама актриса с приговором на два года ссылки.
Только ближе к периоду распада СССР Бикбулатова в одном интервью впервые подробно рассказала о своем аресте 28 июня 1938 г.: «В моей жизни были горькие моменты. И я попала под репрессии в годы культа личности Сталина. В 1937 г. был арестован мой супруг Магадеев, а в 1938 г. расстрелян. В то лето я отдыхала со своим пятилетним сыном в Дюртюлинском районе. Там, на берегу Белой, находился дом отдыха. Мы обедали в столовой, когда к нам подошли люди в военной форме. «Вы Бикбулатова?», — спросил меня один из них и всучил в руки документ с разрешением на мой арест. Увидев, что меня схватили, сынишка заплакал. Нас затолкали в грузовую машину и увезли. Ночью прибыли в каталажку в Дюртюлях. Уставший от слёз, сын уснул. Глядя на него, мое сердце сжималось от жалости и боли. Утром на пароходе повезли нас в Уфу… По прибытии я спросила разрешения оставить сына своим родителям. Мне не позволили. Войдя в тюремный коридор, сын громко залился слезами. «Оставьте сына! Идемте!» Грубо вцепившись в меня, наши руки разомкнули. Меня запихнули в камеру и закрыли. Сестренка забрала сына, об этом я узнала позже. Спустя многие годы при создании образа Анны Карениной в одноименном спектакле нашего Русского драматического театра я каждый раз в той сцене, где Анну разлучают с её маленьким сыном, вспоминала свою мучительную разлуку с сыном перед заключением. В мое отсутствие он жил с моими родителями. Через полгода меня выпустили. Потом я долго была без работы. Настало время сыну идти в школу, но по слухам я узнала, что детей врагов народа не берут. А сын готовится, ждёт с нетерпением. Что делать? Вот тогда мне пришла в голову мысль, что его надо записать под другой фамилией. Я приняла для себя вынужденное решение: выйти замуж. Мой сын Лир был очень способным в учёбе, позже с отличием окончил Московский энергетический институт. Стал работать в Ленинграде. Беда пришла внезапно. Летом, в отпуске, заразился клещевым энцефалитом в тяжелой форме и умер… » [Ильясова Й. Секреты счастья//Пионер Башкортостана. 1990. 12 января].
После выхода из тюрьмы актрисе не давали ролей, с трудом допускали к массовке. Актриса бралась за любую работу, подрабатывала прорабом на ремонтных работах, идущих в театре. В годы войны принимала активное участие во фронтовых бригадах. Читала перед бойцами поэму Р. Нигмати «Убей, сын мой, фашиста!», вместе с артистом Г. Шамуковым показывали скетч на русском языке. Вернувшись из действующей армии (на фронте пробыла несколько месяцев), судимость с нее была снята. А в 1944 г. режиссёр А. Мубаряков предложил ей заглавную роль в спектакле по его собственной пьесе «Жёнушка». Роль председателя колхоза Утлыбики в этом агитационном спектакле высоко оценили московские критики. По своему размаху образ Утлыбики московский театровед Л. Фрейдкина сравнивала с похожим образом, который создала Вера Марецкая в знаменитом фильме «Член правительства».
В том же году актриса вступила в коммунистическую партию. Так, постепенно Бикбулатова полноценно вошла в труппу, вернув свои былые позиции в театре. А официально реабилитирована была лишь в 1989 г. После успеха «Жёнушки» её стали активно занимать в репертуаре, приглашать на радио, писать о ней подробные рецензии, брать интервью. Роли сильных, отважных героинь последовали друг за другом: Люба Шевцова в «Молодой гвардии» по роману А. Фадеева, Таня в одноимённой пьесе А. Арбузова, Сагида в одноимённой пьесе А. Бикчантаева. В 1946 г. создала образ Ларисы в «Бесприданнице» А. Островского, считала её одной из любимых своих ролей. В 1950 г. актрисе поступило предложение от главного режиссера Уфимского русского драматического театра С. Крутого создать на русской сцене образ Анны Карениной. Актёр Русской драмы Н. Дроздов, исполнитель роли Вронского, вспоминал: «Анна в исполнении Зайтуны Исламовны была чудо как хороша! Её внешность, голос, пластика вызывали восхищение, а игра была насыщена внутренней экспрессией. Все спектакли шли с аншлагами. Особенно удачной была сцена с сыном» [Шарипова Л. Очарованная жизнью//Рампа. 2000. № 6–7].
На протяжении 20 лет Бикбулатова исполняла роль Дездемоны в спектакле «Отелло» У. Шекспира. В 1955 г. на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве советский ученый-шекспировед А. Аникст особо отметил её работу: «Воля, характер, индивидуальность, большая культура и мужество — вот в чем сила исполнения Дездемоны З. Бикбулатовой. У нас мало таких Дездемон. Обычно все они, как принято выражаться, «голубые»: а это — женщина, в которой воля, ум, характер выражены … с ясностью и внутренней силой».
Завоевав абсолютную зрительскую любовь и уважение, посвящая себя полностью творчеству, Бикбулатова непрестанно оттачивала своё актёрское мастерство, постепенно продвигаясь к вершине своего искусства — роли Танкэбике в легендарном спектакле «В ночь лунного затмения» М. Карима (1964 г.). Успех был настолько колоссальным, что слава о спектакле разлетелась по всей стране. «Громадный успех спектакля во многом зависит от центрального образа Танкэбике в исполнении Бикбулатовой. По мере развертывания событий артистка раскрывает все новые черты характера многогранного образа, достигая огромного драматического звучания и никогда не сбиваясь на мелодраму» [Хайруллин Р. Зайтуна Бикбулатова//Вечерняя Уфа. 1973. 13 июля].
В 1967 г. создатели спектакля: драматург М. Карим, режиссёр Ш. Муртазина, художник Г. Имашева и актриса Бикбулатова были удостоены Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского. 1970–80‑е годы в творчестве актрисы ознаменованы глубокими драматическими работами над образами матерей: Толгонай («Материнское поле» по повести Ч. Айтматова), Бибисара («Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова; в 1976 г. за исполнение этой роли была удостоена Государственной премии БАССР имени С. Юлаева), Зульхабира («Страна Айгуль» М. Карима) и др. В одном из интервью актриса говорит: «Для меня это больше, чем амплуа. Я как-то подсчитала: мною сыграно более двадцати таких ролей. Я играла матерей многих национальностей …Все они разные, но у всех у них одно — материнство как начало всякой любви, как начало жизни и мира» [Саитов С. От лица реального прототипа//Советская Башкирия. 1973. 28 декабря].
Параллельно с работой в театре с 1961 г. по 1984 г. актриса была председателем Башкирского отделения Всероссийского театрального общества. Именно в период руководства Бикбулатовой и её творческой команды отделение окрепло, приобрело высокую значимость в культурной жизни республики и завоевало заслуженное доверие и авторитет не только среди работников культуры и искусства, но и среди простых зрителей.
Помимо упомянутых званий, З. Бикбулатова была удостоена званий народной артистки РСФСР, заслуженной артистки РСФСР и Башкирской АССР. Была награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».
Умерла актриса на 84 году жизни в полном одиночестве. В 2014 г. в зале Музея БАТД им. М. Гафури была организована экспозиция, посвящённая ей. Посетителей очень трогает эта экспозиция, созданная из личных вещей актрисы, и часто именно о непростой судьбе великой Зайтуны Бикбулатовой зрители просят рассказать как можно подробнее.

ЗАЙТУНА БИКБУЛАТОВА В СУДЬБЕ XX ВЕКА
ЗАЙТУНА БИКБУЛАТОВА В СУДЬБЕ XX ВЕКА
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: