Все новости
Персона
3 Октября 2023, 00:49

БУЗДЯКСКИЕ СОБРАТЬЯ — КОРИФЕИ БАШКИРСКОЙ СЦЕНЫ

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Хусаина Кудашева и 115 лет со дня рождения Рима Сыртланова. Творчеству выдающихся актёров Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури и посвящён этот небольшой памятный обзор.

БУЗДЯКСКИЕ СОБРАТЬЯ — КОРИФЕИ БАШКИРСКОЙ СЦЕНЫ
БУЗДЯКСКИЕ СОБРАТЬЯ — КОРИФЕИ БАШКИРСКОЙ СЦЕНЫ

Автор — Азалия Балгазина

 

Народный артист РСФСР и БАССР Хусаин Ильдарханович Кудашев (1913–1986) с детства мечтал быть машинистом поезда, поэтому, окончив школу фабрично-заводского ученичества, становится слесарем-арматурщиком паровозоремонтного завода. Именно там учителя в шутку звали его «Артист» за громкий голос и выразительные интонации. Комсомольская ячейка решила рекомендовать его в самодеятельный башкирский театр рабочей молодежи (БашТРАМ), где он с удовольствием втянулся в театральное дело, параллельно готовясь к своему первому самостоятельному рейсу «Уфа — Кропачево», пока однажды к ним на просмотр не пришли основоположники башкирского театра: режиссёры В. Муртазин-Иманский, М. Магадеев и доцент Московской консерватории Е. Милькович. Хусаин старательно сыграл роль Халиля в спектакле «Галиябану» М. Файзи, украсив своим превосходным баритоном песни главного героя. После просмотра кандидатура Кудашева единогласно была одобрена для обучения в башкирской студии Московской консерватории. Окончил он её в 1941 году и сразу был принят в труппу Башкирского театра оперы и балета. Исполнял партии: Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Сулеймана («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Вагапа («Карлугас» Н. Чемберджи), Ахмета («Сакмар» М. Валеева) и др.
В 1948 г. он внезапно переходит в Башдрамтеатр. Что же послужило истинной причиной оставить карьеру оперного певца и перейти в начинающие актёры? В публикациях встречаются разные версии: кто-то пишет, что он всегда мечтал о драматическом театре, некоторые предполагают, что по семейным обстоятельствам (жена Ф. Камалетдинова была актрисой Башдрамтеатра), другие — что у певца начались проблемы с голосом. Автор-составитель Я. Кулмый в очерке об актёре упоминает, что Кудашев перешел по приглашению А. Мубарякова, в те дни директора и режиссёра театра. Как бы то ни было, Башкирская драма обрела в лице Кудашева актёра высокой сценической культуры, наделённого яркой выразительной внешностью, сильным темпераментом, умением создавать образы колоритно, объемно, владеющего в совершенстве голосом и дикцией. Он легко вошел в репертуар еще и потому, что в тот период популярным жанром была музыкальная драма.
на сцене драматического театра он сыграл свыше двухсот ролей, и лучшими из них стали образы лирических героев в музыкальных драмах: Халиль («Галиябану» М. Файзи), Галимьян («Башмачки» Х. Ибрагимова), Ильдар («Тальян-гармонь» Г. Ахметшина), Бакир («Свояки» И. Абдуллина) и др. Убедительно создавал и характерные роли, особенно в зрелом возрасте — это коварный Баиш («Салават» по пьесе «Салават. Семь сновидений сквозь явь»), жестокий Зевс («Не бросай огонь, Прометей!), чванливый Рыскул-бий («В ночь лунного затмения», все — М. Карима). Исполнил множество ролей в спектаклях по пьесам русских и зарубежных классиков. Любимой ролью считал образ Тригорина в спектакле «Чайка» А. Чехова. Нескольким поколениям советских кинозрителей хорошо знаком его образ Кусмэс-бия из музыкального фильма-сказки «Всадник на золотом коне» (1980, «Мосфильм»).
Вершиной творчества Кудашева стал образ властителя арабского мира, могущественного короля Ягафара в легендарном спектакле «Красный паша» Н. Асанбаева. Газета «Советская культура» писала: «В роли правителя страны Х. Кудашев сотворил психологический характер «…». Веришь в силу этого человека, его решительность, ум и волю». С этим спектаклем театр в 1986 г. принимал участие в Х Международном театральном фестивале, проходившем в Сирии (г. Дамаск). К горькому сожалению, в Дамаске 13 ноября остановилось сердце актёра… Режиссёр постановки Л. Валеев не стал вводить нового актёра на эту роль, и спектакль больше не игрался.
Заслуженный артист РСФСР, народный артист БАССР Сытрланов Рим Султанович (1908–1979) свой путь в искусство начал еще в ранней юности, с большим увлечением участвовал в самодеятельности, односельчане всегда признавали в нем талант артиста. Окончив курсы в институте народного образования, в 1928 г. поступил в Башкирский техникум искусств и уже в октябре этого же года был принят в Башкирский театр драмы в качестве статиста. Однако не сразу его ждал успех, лишь спустя десять лет он полноценно вошёл в репертуар. Этому способствовало успешное исполнение роли Шахруха в спектакле «Шахнаме» («Книга о царях», 1935 г.) Джанана по одноимённой поэтической эпопее Фирдоуси в постановке художественного руководителя театра М. Магадеева.
«Коварный властолюбец, чувственный и жестокий, Рух был сыгран актёром с таким мастерством, что зритель увидел явление нового художника. Роль как нельзя лучше подходила к внешним данным артиста. Высокий, широкоплечий, гибкий, с чёткой выразительностью черт лица, Сыртланов был создан для этого персонажа», — писал о нём театральный критик С. Саитов, опираясь на воспоминания старейших актёров. Именно после этой роли актёру стали доверять серьёзные работы, и в последующие годы он создал свыше 160 разноплановых ролей, заявив о себе как об актёре широкого творческого диапазона: Закир («Черноликие» по одноимённой повести М. Гафури), Кнуров («Бесприданница» А. Островского), Чапаев («На берегу Белой» Р. Нигмати), Астров («Дядя Ваня» А. Чехова), Файзи («Райса» Н. Асанбаева), Доменико («У этой женщины свой закон» по пьесе «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо) и др.
Основным отличием актёрской манеры исполнения Сыртланова было умение находить художественно оправданные приёмы и средства выразительности для каждого персонажа. Своеобразные «актёрские» детали и штрихи, точно подмеченные за людьми из жизни, дополняли созданные им образы героев. Сыртланов владел отточенной актёрской техникой, ему были подвластны любые роли, поэтому зачастую он исполнял по нескольку ролей в одном спектакле: Держиморда и Ляпкин-Тяпкин («Ревизор» Н. Гоголя), Отелло и Кассио («Отелло» У. Шекспира), в спектакле «Зимагоры» исполнил пять ролей — борец за права рабочих Гайса, миллионер Мамаев, бунтовщик хромой солдат, управляющий Харис, полицейский. В одном из интервью он сказал: «У меня нет любимой роли, на каждую роль я трачу много сил и энергии».
Одной из лучших ролей, принёсших ему заслуженный успех, стала роль председателя колхоза Шавкатова в спектакле «Одинокая берёза» М. Карима. Изначально, драматург М. Карим писал эту роль для Арслана Мубарякова. Однако тот счёл этот противоречивый образ «плохого» председателя для себя невыигрышным: на тот момент сформировался его определённый имидж, как актёра — исполнителя героических ролей. он отказался, выбрав для себя образ положительного героя, всеобщего любимца — председателя колхоза Арсланова. Между тем, образ Шавкатова получился жизненно узнаваемым, правдоподобным, борьба героя в отстаивании своих принципов, его ошибки, заблуждения нашли живой отклик у зрителя. «Вот сцена гибели урожая — сцена трагедии Шавкатова. «Зёрна пшеницы лежат на земле, словно слёзы ребенка… — В медленном речитативе говорит он, словно читает молитву. Зал замирает, зритель ощущает в своём сердце боль крестьянина. Риму Сыртланову удаётся сыграть в этом образе тему честности человека перед собой, перед людьми, перед временем, о такой роли мечтает каждый актёр», — писала о нем Г. Насурдинова в газете «Вечерняя Уфа». Спектакль стал популярным именно благодаря образу Шавкатова. Роль была высоко оценена критиками на Декаде башкирской литературы и искусства, проходившей в Москве в 1955 г. В том же году Сыртланову было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Помимо театра Рим Султанович снимался в кино, сотрудничал с радио и телевидением. Преподавал в Уфимском училище искусств, вёл дисциплины «Мастерство актёра», «Грим». Например, среди его учеников — народная артистка России Нурия Ирсаева. Умер Рим Сыртланов 13 сентября 1979 г.
актёров Кудашева и Сыртланова объединяло не только верное служение театру, совместная работа и сценическое партнёрство, даже некоторая схожая типажность. у них была одна малая родина — Буздякский район Башкортостана. В простонародье бытует мнение, что жители каждого района имеют свои особенные черты характера. Так вот замечено, что буздякцы выделяются ярко выраженной целеустрёмленностью, силой воли и усердием, любознательностью и трудолюбием. Пожалуй, стоит согласиться, ведь в подтверждение этому — судьба двух корифеев театра, талантом и трудом доказавших свой значительный вклад в башкирское театральное искусство.

БУЗДЯКСКИЕ СОБРАТЬЯ — КОРИФЕИ БАШКИРСКОЙ СЦЕНЫ
БУЗДЯКСКИЕ СОБРАТЬЯ — КОРИФЕИ БАШКИРСКОЙ СЦЕНЫ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: