Автор — Рамиля Латыпова
Назначенная на 22 июня 1941 г. репетиция отчётно-выпускного концерта выпускников и учащихся национального отделения неожиданно прервалась сообщением директора о начале войны. «…Со времён финской войны мы помнили, как Ленинград был затемнён. Мы слышали грохот канонад и выстрелы с той стороны, знали, что целыми батальонами на город шли «кукушки»-снайперы. Тогда-то мы впервые услышали про линию Маннергейма…», — писала в своем дневнике Худайбердина. Смелые и отчаянные старшеклассницы, прошедшие перед войной курсы медсестёр, договорились с врачом училища о том, что он покажет, как вынимать пули. Но об этом узнала директор школы Ревекка Борисовна Хаскина и до конца отъезда не упускала их из виду, остерегаясь, что воспитанницы убегут на фронт. Вечером 25 июня состоялся выпускной экзамен, где выпускники и учащиеся показали балет «Бэла» на сюжет повести М. Лермонтова «Герой нашего времени» и концертную программу, составленную из сочинений отечественных и зарубежных композиторов. Ранним утром следующего дня многие выпускники ушли на фронт, вступив в ряды Красной Армии, а другие в вагоне пассажирского поезда, следовавшего по объездной железной дороге (через Москву шли эшелоны с добровольцами и техникой), подбирая беженцев с приграничных территорий страны, направлялись на восток. За несколько дней счастливые дети советской страны повзрослели. Они видели детей и женщин в лёгкой одежде, на хрупких плечах которых куполом висели гимнастёрки и солдатские шинели…
Прибыв в Уфу, семнадцатилетняя Тамара активно включилась в творческую работу балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета — постановке балета «Коппелия» Л. Делиба, где готовила партию подруги главной героини — Сванильды. Танцевала сольные танцы в оперных спектаклях, выезжала в расположение частей Красной Армии, выступала с концертами в госпиталях и на прифронтовых территориях. Однажды во время концерта в госпитале, располагавшемся на ул. Красина, ей пришлось танцевать на табурете для умирающего бойца, который, узнав, что пришли артисты, попросил показать ему концертные номера. Это были самые тяжелые, так называемые «палаточные» концерты, где были тяжелобольные и обреченные. За один раз девушка «обслужила» примерно 8–9 палат, где царил удушливый запах лекарств и крови. Но несмотря на тяжёлые в эмоциональном и физическом плане выступления, мысли о поддержке больных не покидали девушку. Вечерами из лоскутков и старых обрезов она мастерила куколок, которых научилась делать ещё в годы учёбы, и в конце выступлений дарила их своим благодарным зрителям. За активную профессиональную деятельность и шефскую помощь в декабре 1941 года Тамара Худайбердина стала первой башкирской балериной, удостоенной почетной грамотой Южно-Уральского военного округа. Эта награда стала признанием её профессионализма и актёрского мастерства, в них она нередко исполняла и башкирский народный танец «Муглифа» в постановке Файзи Гаскарова.
«Ты — дочь башкирского народа, должна уметь понимать народное творчество», — убеждённо говорил ей главный балетмейстер Файзи Адгамович. Он постоянно показывал ей все новые и новые движения, которые нужно было запомнить мгновенно, поскольку в следующий момент он показывал совершенно иную комбинацию или его могли позвать… Это была работа учителя, обладавшего безграничной творческой фантазией, и талантливой ученицы, природное дарование которой с первого дня было отшлифовано рукой мастера. А через четверть века, в 1966 году Файзи Гаскаров подарит ей свою книгу с дарственной подписью «Лучшей и талантливой исполнительнице, создавшей незабываемые образы в башкирском искусстве».
У Худайбердиной был огромный концертный репертуар, состоящий из фрагментов классических балетов и танцев, поставленных ею самостоятельно. «Чардаш» Монти, Полька Штрауса, Вальс Хачатуряна на музыку к драме М. Лермонтова «Маскарад», вариацию Тао-Хао из балета «Красный мак» Глиэра, которую она исполняла с другом и единомышленником Владимиром Григориным в лекциях и концертах Башкирской государственной филармонии. Её неуёмная творческая натура постоянно находилась в творческом поиске. Во время гастролей циркового коллектива из Поднебесной она разучила китайский танец, из концертного турне в Пятигорске привезла зажигательную и темпераментную хорезмскую «Лазги», самостоятельно поставила корейский и индийские танцы, доверившись опыту и музыкальному вкусу старейшего концертмейстера балетной труппы Ирине Александровне Ворониной.
На долгие годы любимым её танцем оставалась «Муглифа», эталон женской хореографии, которая позже усовершенствуется Мастером, а также «Бишбармак», «У ручья» …
— «Какая прекрасная грация! Какой чуткий художник! Башкирской девушке Худайбердиной — «Браво!» — печатали газеты Камбоджи, где Тамара Шагитовна находилась в трёхмесячной поездке.
Благодаря её яркому сценическому воплощению и постоянному совершенствованию жила и её «Муглифа». Многие артистки Ансамбля народного танца, куда солистка Башкирской Оперы пришла в первый послевоенный год по приглашению Файзи Гаскарова, перенимали её опыт. вместе с коллективом она выступала в Архангельске и Астрахани… Много позже Тамаре Худайбердиной рукоплескала публика Колонного зала Дома Союзов в Москве (1949 г.), где она выступала в очередь с царицей русской народной песни Л. Руслановой. С этим танцем она представляла культуру башкирского народа в одной программе с такими именитыми мастерами отечественной сцены, как Павел Лисициан, Георг Оттс и Давид Ашкенази на сцене Кремлевского Дворца Съездов (1957 г.), где ведущим концерта был Юрий Яковлев, молодой начинающий артист Театра им. Е. Вахтангова.
Большим событием в жизни молодой балерины было и участие в программе IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в столице Румынии Бухаресте, отборочный тур которого проходил в Москве, где Худайбердина танцевала башкирский народный танец «Муглифу», вместе с Анваром Фахрутдиновым — «Подарок», с Мухаметом Шамсутдиновым — «Дружбу». Корифей ансамбля народного танца Мухамет Идрисов исполнил свой коронный номер «Баик», а вместе они станцевали весёлый перепляс «Три брата» в постановке Файзи Гаскарова. Весь мир обошла фотография, на которой Тамара Худайбердина шла в первом ряду в предваряющем праздничную программу марш-параде по случаю открытия фестиваля. После одного выступления её увозили на другую концертную площадку… Лишь перед закрытием этого двухнедельного праздника, идеей которого была консолидация молодёжи в борьбе за укрепление послевоенного мира, Тамара Шагитовна узнала, что Всемирная федерация и Союз демократической молодежи отметили её высокий профессионализм и удостоил звания лауреата III премии из 30 тысяч делегатов из 111 стран. По её собственному признанию, свою награду балерина получила в перерывах между концертами, численность которых превышала четыре десятка.
После возвращения в Уфу коллектив Башкирского государственного театра оперы и балета готовился к участию в Декаде башкирской литературы и искусства в Москве. И в первом национальном балете «Журавлиная песнь» и хореографической драме «Лауренсия», повествующей о борьбе испанского народа против своих угнетателей, Тамара Худайбердина танцевала партии главных героинь. Но незадолго до отъезда её друг и единомышленник Владимир Григорин подвернул ногу, и она осталась без партнера. Это был музыкальный и техничный танцовщик, обладавший сильными и, главное, «удобными» руками, поскольку великолепно чувствовал своих партнерш. Звездным часом Владимира Александровича, по воспоминаниям зрителей старшего поколения (БГТОиБ 1951–1958 гг. — Прим.) была лезгинка в музыкальной комедии «Кето и Котэ», написанной Долидзе по пьесе Цагарели «Ханума». Григорин был неотразим в колоритной черкеске и кубанке с чёрными, как смоль, глазами и узкими усиками. Публика бисировала от восторга. И хореограф Нина Анисимова, предложила Тамаре разучить вариацию лукавой и неугомонной девушки Нунэ — подруги Гаянэ из балета А. Хачатуряна, который стал одним из лучших номеров, исполненных в концерте Тамарой Худайбердиной перед учёными в Академии наук СССР и в старейшем университете страны им. М. Ломоносова, в Концертном зале им. П. Чайковского и на импровизированных заводских сценах…
По-разному складывались творческие судьбы артистов, покинувших сцену Башкирской Оперы. Свою судьбу выбрала и Тамара Шагитовна Худайбердина. Более четырёх десятилетий она отдала педагогике, вела уроки сценического движения и ритмики в Уфимском училище искусств и Уфимском государственном институте искусств. Не одно поколение артистов для коллективов республики и страны вырастила она. Несколько стопок ученических тетрадей хранятся в музейном архиве Башкирского государственного театра оперы и балета. В них заботливая рука профессора Тамары Шагитовны Худайбердиной составляла планы на урок, вела список достижений своих воспитанников. Это не только посещаемость или постановка танцев для спектаклей, поставленных Мастером для каждой группы — вокалистов, актёров или режиссёров. среди них «Маскарад» А. Лермонтова, «Домик на окраине» А. Арбузова, «С любовью не шутят» П. Кальдероне, подготовленного выпускниками первого специального курса для Русского драматического театра (1973 г.), дипломная работа будущего лауреата Государственной премии СССР Бориса Ларионова «Два веронца» У. Шекспира, «Батырзар» («Герои») по мотивам книги А. Фадеева «Молодая гвардия» в постановке Вакиля Юсупова или «Бедная невеста» А. Островского и др.
А сколько было нотированных схем к танцевальным миниатюрам, и не счесть. Вальс, полька, менуэт, полонез, танго, цыганский танец, канкан и даже поклоны, — всё было важно для артистов в их будущей творческой жизни. Так считала Тамара Шагитовна, целиком и полностью растворяясь в заботах о своих учениках. Множество обрывочных листочков, скрепленных между собой, каждый из которых дышит тем далеким временем. В них жизнь и судьбы тех, кто в будущем составил гордость и славу театральному искусству страны, — А. Абушахманов, О. Ханов, С. Курбангалиева, Р. Набиуллин, В. Абросимов, Т. Макрушина, И. Агашкова, С. Аскаров, Р. Башаров, С. Аргинбаева, З. Байбурина, И. Газиев, братья Абдразаковы и многие другие. Большая труженица, интеллигентная, тактичная и требовательная одновременно, доброжелательная — такой осталась профессор Тамара Шагитовна Худайбердина в их памяти.