Автор — Дина Давлетшина, театровед
— Вы окончили с красным дипломом Уфимский государственный институт искусств, и актёрская карьера складывалась вполне успешно. Как получилось, что творчеству вы предпочли менеджмент?
— Я не выбирал актёрскую профессию, она выбрала меня. В школе мне пророчили будущее инженера или учителя, так легко мне давались точные науки. И я действительно поступил на экономический факультет БГУ. Но тут случилось непредвиденное. Дорога до общежития пролегала через институт искусств. Было жарко, из распахнутых окон лились волнующие звуки музыки. А я с детства любил петь. В один из дней, проходя мимо института, я услышал, как кто-то читает отрывок из прозы. Я стоял, зачарованно слушал и словно прозрел: мне не интересно то, что легко, я хочу попробовать себя вот в этом, неизведанном. Забрал документы из БГУ и поступил на театральный факультет. В первое время, выполняя задания педагогов по этюдам, был в полном недоумении: для чего это нужно, почему я здесь, зачем мне всё это? А когда разобрался в элементарной сути спецдисциплин и понял, что многое зависит от меня, от моего стремления освоить все тонкости, начал осознанно впитывать азы профессии.
— По окончании института вы уехали в Туймазинский государственный татарский театр…
— И как все молодые начинал с небольших ролей, постепенно расширяя диапазон. У меня появилась семья. Денег, конечно, не хватало. К счастью, директор театра И. С. Гареев давал возможность подрабатывать, благодаря чему я освоил многие театральные профессии: бутафора, гримёра, монтировщика, вплоть до водителя. Всего себя я отдавал этому театру. И вот однажды приглашённый на постановку шекспировского «Гамлета» О. З. Ханов предложил мне главную роль. Об этой роли мечтает каждый актёр, но какова степень ответственности! Как я сыграю Гамлета в Туймазинском театре, на татарском языке?! Возможно, я не вполне осознавал всю сложность роли, но на многие глубинные вещи у меня открылись глаза. Я не обольщался похвалами в свой адрес, видел свои ошибки. Сейчас бы я сыграл Гамлета по-другому. Вспоминаю об этой работе не как о «звёздном часе». Просто после этой роли все другие уже не приносили творческого удовлетворения.
— Понимаю. Вы словно покорили Эверест, и к меньшим вершинам уже не лежала душа.
— Это было мучительное состояние и когда директором театра был назначен Айрат Султанов, а мне предложили должность его заместителя, согласился. Меня увлекает всё новое, препятствия мне необходимы. Ломать барьеры — у меня в крови. Театральную «кухню» в целом я знал хорошо, теперь предстояло разобраться в специфике экономики. Здесь и пригодились мои математические знания. Через год Айрат Султанов (напомню, ведущий актёр труппы) отказался от директорства, и я принял эту должность.
— До вас в театральной среде отношение к Туймазинскому театру было иронично-снисходительное. Под вашим руководством о театре заговорили иначе.
— Восприятие нас как театра глубоко провинциального очень задевало. Надо было изменить положение, сделать всё, чтобы театр встал в ряд ведущих коллективов. «Кто, если не я» — это мой девиз с тех времён. Создать положительный имидж театру нам помог фестиваль малых городов России, где мы не раз выступали с успехом. Благодаря ему удалось так модернизировать материально-техническую базу, что нашему театру можно позавидовать. В постановке значимых спектаклей, приобретении транспорта очень помог проект «Культура малой Родины». Мы наладили хорошие отношения с руководством района, что важно в маленьком городе. Администрация стала считать нас центром культуры региона, без театра не обходилось ни одно мероприятие.
— К вашей чести добавлю, что, уходя, вы оставили на посту директора достойного преемника, что бывает крайне редко.
— Нынешний директор Туймазинского театра Руслан Вахитов уже состоялся как руководитель. Важно, что он выработал свою программу развития. Верю, что он двинет театр дальше, он это может.
— Когда есть успех, возникает и желание карьерного роста. И вот вы в Уфе, возглавили театр «Нур». С какими проблемами столкнулись?
— Я благодарен У. Р. Гирфатуллину, с нуля создавшему крепкую структуру театра. Именно им была собрана команда специалистов, большинство из которых сейчас работают со мной. Но я пришёл в тяжёлое время, когда был объявлен локдаун, и надо было всеми силами сохранить работоспособность коллектива. Кроме того, в прах рассыпались мои иллюзии по поводу материального благополучия театра. Устаревшая сценическая техника, закупленная 30 лет назад, требовала срочной замены. Потоки воды с протекающей крыши заливали и без того скромное световое оборудование. Это была большая головная боль. Спасибо за поддержку руководству республики, кровлю мы заменили, оборудование приобретаем. Появился новый транспорт. На 30-летие театра правительство подарило нам автобус «Higer», что открыло простор для планирования дальних поездок. На очереди — замена не держащих тепло окон, обновление фасада и прилегающей территории. Наш театр находится в географическом центре столицы и должен быть более привлекательным.
— Главная составляющая театра — творчество. Что удалось сделать в этом направлении.
— У нас хорошая труппа, сформировавшаяся и сбалансированная по возрастам. Среди артистов — немало любимых публикой, медийных лиц. Чего стоит хотя бы Савия Сираева, 90‑летие которой мы отметим в феврале. Я пригласил на должность главного режиссёра Азата Зиганшина — личность творческую, неординарную. Появились интересные постановки. Из татарской классики — «Галиябану», из последних постановок — спектакль «Туташ» о Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской, хрупкой женщине, несмотря на все преграды, создавшей в Башкирии первую труппу театра «Нур». Наша визитная карточка — спектакль «Фатима», завоевавший главные награды нескольких фестивалей. Недавно провели гастроли в Москве. Да, театр поднялся на новый уровень, но надо двигаться дальше. Труппа интересна, если в ней есть молодёжь. Сейчас готовится спецкурс актёров, и мы уже включаем студентов в спектакли, чтобы они прониклись атмосферой театра. Ещё год, и получим пополнение.
— Поделитесь репертуарными планами.
— Артисты должны работать с разными постановщиками, иначе можно зайти в тупик. Сейчас ведём переговоры с одним известным режиссёром, надеемся на интересную работу с ним. Ищем материал для раскрытия патриотической темы, считаю её очень важной. Воспитательная функция у театра есть априори, кто бы что ни говорил. Театр должен оставаться властителем дум. На Западе отменяют русскую культуру, что само по себе абсурд. Как можно запретить Чайковского или Чехова?! Мы же считаем, что проходить мимо мировой драматургии недопустимо. Думаем о постановках по западной классике.
— Нередко приходится слышать от московских и питерских коллег-театроведов оценочное суждение о ваших спектаклях как о замшелой архаике. В репертуаре они считают всё устаревшим: выбор тем, театральный язык, способы актёрского существования. Ими явно игнорируется то, что национальный театр, являясь хранителем культуры и языка, не вправе безоговорочно следовать идеям и стилям чуждой культуры, что он должен развиваться по иной художественной модели. Удалось ли вам выдержать эту интеллектуальную атаку?
— Обвинение в архаике обидно своей несправедливостью. Последуй мы их рекомендациям, потеряли бы свою самобытность, своё неповторимое лицо и своего зрителя. И что показательно — к нам приходит русский зритель. Потому что наши спектакли о непреходящих ценностях, о добре, о важности духовного единения. Как, например, «Белое платье мой матери» или «Фатима», вызывающие у публики мощный катарсис. Слава богу, мы всё это сохранили и стараемся приумножить, даже в комедийном жанре. Как пример — комедия «Жить — хорошо!». Казалось бы, нелепая фарсовая история, но через её сюжетные перипетии вскрывается важная проблема — разобщённость людей в большом городе.
— Каковы ваши ближайшие планы?
— Планы большие, но не хочу раскрывать замыслы раньше времени. Пока скажу так: мы работаем над созданием платформы для чёткой организации производства новых спектаклей. Цель проекта — прозрачность, предсказуемость, эффективность процесса. А что касается репертуарных идей, я глубоко убеждён: не осознав своё место в истории, невозможно выбрать верный путь.