Все новости
СОБЫТИЕ
23 Мая 2018, 17:18

Современники

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова — уникальная выставка: в экспозиции — дар музею академика Российской академии художеств, члена-корреспондента Российской академии наук, лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники, лауреата премии им. В. Попкова Александра Генриховича Толстикова.

Преподнесённый автором в 2017 году, дар приурочен к 155‑летию со дня рождения основателя музея, великого художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). В составе дара — тринадцать живописных порт­ретов выдающихся учёных, художников и искусствоведов, с именами которых связаны высокие достижения российской науки и искусства (а всего Толстиковым подарено музею 41 произведение!). В апреле 2016 года многие из порт­ретов дара экспонировались в залах Архива Российской академии наук в Москве на документально-художественной выставке Толстикова «Наука и искусство в лицах. Портреты современника». Поэтому и музейная выставка получила название «Современники» и экспонируется в рамках выставочного проекта «Дары».
Уфа для Толстикова — город родной. Здесь он в 1980 году окончил химический факультет Башкирского государственного университета, стал кандидатом, затем доктором химических наук. Работал заведующим лабораторией Института химии Уфимского научного центра Российской академии наук, который возглавлял его отец — выдающийся химик-органик, академик Российской академии наук, доктор химических наук, заслуженный деятель науки и техники БАССР Генрих Александрович Толстиков (1933–2013). Из Уфы уже сформировавшимся учёным Александр уехал в Новосибирск, затем — в Пермь, с 2003 года живёт и работает в Москве. В Новосибирске возглавлял отдел Института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук, в Перми был директором Института технической химии Уральского отделения Российской академии наук, организатором кафедры химии природных соединений химического факультета Пермского государственного университета, профессором, в Москве — заместителем главного учёного секретаря президиума Российской академии наук. Известный специалист в области тонкого органического синтеза биологически активных соединений, химии углеводов, химии природных соединений и асимметрического металлокомплексного катализа, Толстиков — автор и соавтор 350 научных публикаций в цитируемых отечественных и зарубежных изданиях, 8 монографий по различным разделам органической химии.
Но не только химия владеет умом и сердцем Александра: дата окончания Башкирского университета стала для него отправной точкой в определении серьёзного отношения к живописи. Решающую роль здесь сыграли семья и Нестеровский музей. В редкий день Александр не был в музее. Реставрация произведений искусства его, химика, привлекала в особой степени. В музее завязалась его дружба с основоположником реставрации масляной живописи в Башкортостане Юрием Тимофеевичем Игнатьевым (1937–1999). Поэтому неслучайно, что сегодня Александр Генрихович — руководитель музейно-выставочного и реставрационного центра Архива Российской академии наук.
С 1980 года и на протяжении последующих шести лет Толстиков занимался в творческой мастерской заслуженного художника РСФСР, народного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. С. Юлаева Рашита Мухаметбареевича Нурмухаметова (1925–1986). После смерти Нурмухаметова, последующие шесть лет, стажировался в творческой мастерской действительного члена Российской академии художеств, народного художника РБ Сергея Борисовича Краснова. Здесь он сформировался, в первую очередь, как портретист: его художественным кредо стал русский реалистический портрет с ярко выраженным психологизмом образа.
Значение каждого из тринадцати портретов выставки «Современники» трудно переоценить. Но для уфимских учёных и, конечно, самого Александра важнейшим является портрет его выдающегося отца. Такое же значение для истории культуры Башкортостана представляют портреты академиков Российской академии художеств, народных художников СССР Петра Павловича Оссовского (1925–2015), Виктора Ивановича Иванова, Алексея Петровича Ткачёва и народного художника России Андрея Андреевича Тутунова. Все они — художники-«воскресенцы», чем связаны с одним из важнейших этапов в истории Московской средней художественной школы периода Великой Отечественной войны: в 1941–1943 годах вместе с учениками и педагогами школы Оссовский, Иванов, Ткачёв и Тутунов были в эвакуации в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкирии. И здесь, на Урале, в старинном горнозаводском селе, рядом с руинами Воскресенского медеплавильного завода и Воскресенской церкви времён Петра III, они впервые и по-настоящему оценили величественную красоту природы Родины, ощутили запах земли, тяжесть крестьянского труда. Сформировавшись в Воскресенском как личности, нащупав, по словам А. П. Ткачёва, «золотую жилу» творчества, они воплотили эти впечатления и переживания в своих «взрослых» произведениях, став авангардом советского изобразительного искусства — реализма и «сурового стиля». А в 1970 году в знак благодарности Башкирии, спасшей их юные жизни, преподнесли Воскресенскому дар — произведения живописи, графики, скульптуры и сценографии. На основе дара 6 ноября 1971 года в Воскресенском была открыта картинная галерея, ставшая в 1979 году филиалом Нестеровского музея. Сегодня в её составе — свыше 400 произведений, а сама галерея признана единственной в России сельской картинной галереей, дающей исчерпывающее представление как об истории Московской художественной школы военной поры, так и об истории отечественного изобразительного искусства 1940‑х — 2000‑х годов. Поэтому преподнесённые Толстиковым в дар Башкирскому художественному музею портреты П. П. Оссовского, В. И. Иванова, А. П. Ткачёва и А. А. Тутунова приобретают значение события.
Выставка «Современники» — органическая часть проекта Александра Толстикова «Социетет художеств и наук», реализуемого им с 1980‑х годов. Своей художественно-исторической концепцией и выставка, и проект проецируются на созданную М. В. Нестеровым в 1930‑е — 1941 годах галерею портретов выдающихся деятелей культуры и науки. Эта параллель более чем объективна, а для науки и искусства России и Башкортостана имеет высокую культурологическую ценность.
Читайте нас: