Все новости
СОБЫТИЕ
4 Апреля 2019, 15:28

Дыхание степи

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова выставка «Дыхание степи», приуроченная к историческому юбилею — 100‑летию образования Республики Башкортостан.

В экспозиции — живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство художников Башкортостана и России. Большая часть произведений — из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, меньшая — собственность экспонентов выставки.
Основной состав выставки сформирован из произведений, участвовавших во Всероссийском конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвящённом 100‑летию образования Республики Башкортостан.* Около ста произведений, по условиям конкурса, были закуплены в собрание Нестеровского музея, многие произведения участники конкурса преподнесли музею в дар. Составив невероятное по красоте и эмоциональной наполненности экспозиционное пространство, конкурсная гала-выставка обратила внимание зрителей к истории башкирского народа, к неповторимой красоте природы республики, её самобытной культуре и искусству. Смысловыми акцентами гала-выставки стали основополагающие национальные символы — юрта, кумыс, мёд, лошадь, войлок, кускарный орнамент, тамбурная вышивка, женские нагрудные украшения, Капова пещера, образ Салавата Юлаева, эпосы «Урал-батыр» и «Акбузат», государственные флаги Башреспублики и современного Башкортостана… Выставка получила настолько мощный общественный резонанс, что организаторы конкурса приняли решение продлить радость общения зрителей с прекрасным, создав новый проект — «Дыхание степи».
В конце декабря 2018 — начале февраля 2019 года проект был опубликован в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова и вновь заслужил горячую любовь зрителей, причём такую, что организаторы проекта приняли ещё одно решение — показать «Дыхание степи» в выставочном зале «Ижад» и в филиалах музея в городах республики.
Основная тема «Дыхания степи» — естественно, степь, с которой во многом ассоциируется природа Башкортостана. В то же время башкирская степь — часть великой тюркской степи. Наполненная колышащимся ковылём, создающим её подвижную живую пластику, музыкой курая и кубыза, ретивыми скакунами, терпким кумысом, бездонным небом, расцвеченным различными оттенками от голубого до розового и сиреневого, степь — уникальный природный объект, привлекавший во все времена художников, увлечённых темой Востока. Один из центральных объектов степи — юрта. Это и жилище кочевых народов, и символ жизни, соединяющий в единое целое землю и космос, неслучайно её форма — круг, напрямую связанная с солярной (солнечной) символикой. Поэтому в экспозиции «Дыхания степи» — не только живописные и графические воплощения образа башкирской юрты, но и сам материал, из которого она сделана, — войлок, представленный в форме крупноформатных панно «Время», «Шихан I» и «Рождение» стерлитамакских художников Гузель Мухамедьяровой и Веры Мухаметдиновой и «Таш (Шульган-Таш)» нефтекамского художника Земфиры Гилязовой. Все они, наряду с высочайшей образностью, демонстрируют колористическое своеобразие башкирского войлока и традиционные приёмы национального кошмоваляния. Что же касается юрты как объекта изображения, то и на конкурсной гала-выставке, и в экспозиции «Дыхания степи» приятным сюрпризом стала юрта на полотне краснодарского живописца Елены Носивской «Поселение башкир». Бесспорно, что, готовясь к важнейшему художественному конкурсу республики, Носивская изучила историю башкирского народа и смогла почувствовать его душу, а по завершении конкурса подарила произведение Нестеровскому музею. С тем же чувством благодарности отметим панно «Прекрасная Хумай» и «Восточная принцесса», выполненные в технике горячей эмали омским художником Татьяной Колточихиной, и панно «Вихорь» екатеринбургского эмальера Инны Лемоновой, а также декоративные блюда из серии «Урал» екатеринбургского керамиста Ларисы Третьяковой. Казалось бы, только несколько примеров, а сразу констатируем, что «Дыхание степи» — это многообразие видов, жанров, материалов и техник, составляющих современное лицо изобразительного искусства Башкортостана и России. В разделе живописи — полотна «Шульган» из серии «По мотивам “Акбузата”» Айрата Терегулова, «Начало прошлого» Хатипа Фазылова, «Кумыс» из серии «Атайсал» Джалиля Сулейманова, «Хумай» Марата Марина и «Акын» москвички Сулпан Билаловой. Графика представлена линогравюрами Талгата Масалимова из триптиха «Рождение», карандашными рисунками Валерия Мельникова из триптиха «Салават», иллюстрациями Глеба Голубева к эпосу «Урал-батыр» и Айрата Терегулова к эпосу «Акбузат». Последние одухотворены арт-объектами Терегулова из серии «Тайны озера Шульган», созданными из дерева, найденного на дне древнейшего озера, возникшего, согласно легенде, перед входом в Капову пещеру после удара Шульгена, старшего брата Урал-батыра, посохом о землю. Легендарность «иллюстрационному» модулю придают скульптура «Дева» Галинура Зарипова из села Киргиз-Мияки Миякинского района Башкортостана, созданная по мотивам тюркских балбалов, декоративный рельеф Рустяма Фаткуллина «Мелодия» и скульптура «Скачки» Ильдуса Закирова. В текстильном разделе — целый калейдоскоп традиционных и современных техник. Это панно «Башкирская перевить» и триптих «Любимый кускар» Розы Юлдашбаевой, панно «Чечеклер иле (Страна цветов)», «Дыхание цветов вечерних» и «Аромат августа» Маргариты Нигаметзяновой (обе — признанные художники по вышивке), панно Альфии Нугумановой «Песнь Уралтау», синтезирующее различные техники, лоскутное панно Людмилы Васильковой «Ключ к орнаменту», аппликативное панно Светланы Мироновой «Щедрый край», горячие батики «Кюйлеу» Зимфиры Галимовой и «Мои тотемы» Виталия Шаповалова из Межгорья и холодные батики из серии «Семь девушек» чишминского художника Анны Бикбулатовой. Канонизированное национальными традициями убранство башкирской юрты, башкирского дома и бытование в нём трудолюбивой, смиренной, луноликой башкирской женщины — тема кукольной ростовой композиции Рафиды Губайдуллиной и Ирины Хлёсткиной «Песня» и кукольной композиции Рафиды Губайдуллиной «Киленташ (Невесткин камень)». Тематически к ним примыкают лоскутное панно «Палас» Мадины Лачиновой и ленты-перетяжки для приданого невесты (тартма), выполненные Земфиры Гилязовой в техниках войлочного валяния. Та же тартма — в композиции «Песня».
Но главными смысловыми акцентами выставки, её своеобразными культурологическими доминантами стали крупноформатное панно «Исток» творческого объединения «COS*МЫ», картина Мидата Мухаметова «Музыка степи», войлочное панно Ольги Литвиненко «Кубыз. Мелодия степей», горячий батик Виталия Шаповалова «Ночь в степи», крупноформатные арт-объекты Василя Ханнанова из серии «Башкирская рапсодия», декорированные ткачеством и дранкой, похожей на дранку в остове юрты, композиция «Течение времени» Жанны Грибовой и Ольги Суткевич и арт-объект «Книга жизни» Альбины Сафиуллиной. В каждом из них, как и во всех произведениях выставки, — история жизни башкирского народа — история реальная и мифическая, с радостями и трагедиями, с мечтами и свершениями.
Выставку «Дыхание степи» нужно смотреть — смотреть внимательно и чутко, впитывая красоту и образную мощь произведений. И тогда каждому, кто прикоснётся к этому уникальному художественному источнику, откроется завораживающая магия башкирской степи, прозвучит её музыка, услышится её дыхание и станет ближе великое прошлое башкирского народа —так, как на картине Хатипа Фазылова «Начало прошлого».
Читайте нас: