Все новости
СОБЫТИЕ
2 Марта 2020, 18:58

От века до мгновенья…

Ставшая названием статьи строчка из стихотворения Владимира Лобанова – это именно то, что составляет концепцию его художественного мироощущения. Его как одного из самых глубоких и лиричных скульпторов республики. Его как наиболее тонко чувствующего грань между сиюминутностью и вечностью.

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед
Ставшая названием статьи строчка из стихотворения Владимира Лобанова – это именно то, что составляет концепцию его художественного мироощущения. Его как одного из самых глубоких и лиричных скульпторов республики. Его как наиболее тонко чувствующего грань между сиюминутностью и вечностью.
Этим ощущением было проникнуто всё пространство выставки Лобанова. И даже время её экспонирования — декабрь 2019 — январь 2020 года, то есть на рубеже года уходящего и года рождающегося — звучало символически: этот рубеж тоже грань — историческая, культурологическая, грань в памяти человека и человечества. Не говоря уже о том, что выставка экспонировалась в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, отмечающем в 2020 году в своё 100‑летие.
В экспозиции выставки — лучшее, что создано Лобановым за несколько десятилетий — с середины 1980‑х до 2019 года, — ведь выставка посвящена его 60‑летию. Чёткая и убедительная ретроспектива тем, образов, материалов, стилистических принципов… И первая персональная выставка в творчестве художника!
Владимир Геннадиевич Лобанов — крупное имя в отечественной скульптуре. Заслуженный художник Республики Башкортостан, член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, обладатель Золотой медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России, лауреат республиканских выставок-конкурсов, участник всероссийских и международных скульптурных симпозиумов, автор станковых и монументальных произведений, среди которых — мемориальная доска Рудольфу Нурееву на фасаде Башкирского государственного театра оперы и балета и памятник Михаилу Васильевичу Нестерову на территории Нестеровского музея. За памятник Нестерову вместе со своими коллегами заслуженным художников РФ и РБ Н. А. Калинушкиным (1948–2004) и заслуженным художником РБ Ф. С. Нуриахметовым удостоен Государственной премии Рес­публики Башкортостан им. М. В. Нестерова.
Родился Владимир Лобанов в 1958 году посёлке Красно­усольский Гафурийского района БАССР. Окончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института по мастерской Н. А. Калинушкина, став любимым учеником выдающегося скульптора. Ещё студентом худграфа, в 1978 году, дебютировал на республиканской выставке, а сегодня в его активе — выставки самого высокого уровня: от всероссийских до международных, в том числе скульптуры. Уже через три года после окончания института начал преподавать: в 1983–1990 годах — на родном худграфе, с 1995 — на факультете изобразительных искусств Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова. Поэтому вопрос подготовки нового отряда скульпторов, как и анализ состояния искусства скульптуры в республике, имеет для Лобанова-художника и педагога значение не меньшее, чем собственное творчество. С этой целью в 2014 году он выступил куратором Второй открытой Республиканской выставки «Пространство и форма» в Уфе (первая выставка экспонировалась в 1996 году и тоже в Уфе по инициативе и при кураторстве Н. А. Калинушкина). В результате собрание Нестеровского музея пополнилось произведениями не только башкирских, но и российских скульпторов.
Самые ранние произведения в творчестве Лобанова и в экспозиции выставки — композиции «Памяти Явдата Ахметова», «Сон», «Кооператорец Сидоров», «Однажды», «Аквариум — I», «Девушка с цветами», «Семья», «Семья. Вешалка», «Этажи», «Аквариум — II» и два автопортрета. Они созданы в середине 1980‑х — начале 1990‑х годов и определяют основные для него материалы того времени — алюминий и дерево — и главный образно-стилистический принцип — балансирование на грани реализма и символизма. Имеется в виду, что в основе всех произведений Лобанова лежит тот или другой конкретный прототип, сюжет, мотив, размышление, но воплощаются они либо откровенно реалистически, либо наполняются метафоризмом образа. Яркие примеры в первом случае — автопортрет 1986 года, «Кооператорец Сидоров», «Однажды», во втором — «Аквариум» (первый и второй), «Семья», «Семья. Вешалка», «Этажи» и автопортрет 1991 года. Другой приём, столь же концептуальный для Лобанова, — обобщённая пластика формы с чётко выявленным силуэтом, сегодня часто подчёркнутым цветом. Этот приём для скульптуры классический: он позволяет типизировать сюжет или прототип и одновременно (если того требует образ) наполнять его энергетикой символа. Таковы знаменитые произведения Лобанова «Большой татарник», «Татарник и розы», «Растение на кубе. Татарник», ставшие в начале – середине 1990‑х годов своеобразной отправной точкой нового творческого этапа. Появившаяся в эти же годы бронза нашла воплощение, помимо «Растения на кубе», в портретах: в 1998 — в портрете Фирданта Нуриахметова, в 2019 — в портретах Н. А. Калинушкина и М. А. Назарова. Но самым любимым материалом Лобанова всегда было дерево: очевидно, по причине природной мягкости и тепла, адекватных душевности и философичности самого художника, выраженных не только в скульптуре, но и в его поэзии. Несложно убедиться, что эмоциональная структура всех созданных Лобановым образов откровенно лирическая: их основная тема — человек, мужчина и женщина, любовь, мир растений… Но растений одухотворённых, похожих на людей, таких, как, например, в скульптурах, посвящённых жизни и смерти цветов. Исходя из природной недолговечности цветка и апеллируя к названию одной из скульптур Лобанова, все вместе они могли бы составить серию под названием «Час цветка». И даже такая авангардная по образно-пластическому решению композиция, как «Пространство и время», ставшая своеобразным лобановским брендом и давшая название музейной выставке, звучит не только лирически, но и имеет пронзительный ностальгический контекст: в ней с новой силой воплощено основополагающее для его мироощущения понятие «от века до мгновенья…»
Владимир Лобанов — художник исключительно органичный. В его творчестве нет случайных произведений: каждое следующее — продолжение предыдущего. Так и «Пространство и время». Сегодня эту композицию уже невозможно оторвать от скульптуры «Двое», хотя её тема иная — драматичные взаимоотношения мужчины и женщины. Драматизм ситуации решается в ней тем же приёмом пластического контраста-сближения, который составляет образный нерв «Пространства и времени». В «Двое» фигуры оторваны друг от друга по диагоналям настолько, что, кажется, ещё немного, и они упадут в противоположные стороны. Но этого не происходит — ни пластически (они «связаны» художником по ногам), ни эмоционально: эффект «отторжения» здесь сиюминутный, и именно он вносит в образную ткань произведения то волнение и ту неоднозначность, которые и есть сама жизнь, где встречи и разлуки, радость и печаль неразделимы. Приём контраста, но колористического, — суть образов скульптур «День» и «Ночь» и скульптур из серии «Времена года». Лобанов на этот счёт поясняет: «… Мои деревянные фигуративные композиции, активно захватывая пространство, демонстрируют не столько физическое действие, сколько внутреннее состояние. Это знаки сложных взаимоотношений человека с окружающим пространством…» Дополним: взаимоотношений во времени и пространстве, от века до мгновенья — таких, как в ещё одной будоражащей воображение и память скульптуре «Флюгер».
Читайте нас: