Темучин, великий завоеватель всех времён и народов, был провозглашён Чингисханом на великом курултае в 1206 году. Это случилось после ряда блистательных военных побед Темучина, после того, как ему удалось объединить разрозненные племена и народы степи. Если верить историческим источникам, было ему в ту пору всего-то 13 лет.
Рассказывают, что во время китайского похода войска Чингисхана разбили лагерь неподалёку от Великой китайской стены. Вечером в юрту Чингисхана вошли несколько его военачальников.
— Чингисхан, — обратились они к Темучину, — со стены наши позиции хорошо просматриваются. Может, лучше сменить дислокацию?
— А… пусть боятся, — махнул рукой Чингисхан.
Когда в Уфе было организовано творческое объединение «Чингисхан» (3 августа 1990 года), в которое вошли несколько талантливых, молодых ещё в ту пору художников, мало кто предполагал, что этой группе суждено пройти яркий выразительный путь. Что на этом пути каждая выставка будет похожа на поход, каждая акция — на завоевание новых поклонников.
Признаюсь, я тоже настороженно встретил известие о создании группы. Мне казалось, что название «Чингисхан» звучит несколько претенциозно и вообще не подходит к творческому объединению. Своими сомнениями я поделился с основателем группы Наилем Латфуллиным, мы встретились с ним как раз в начале 90‑х в московском Доме художников. «А… пусть боятся», — махнул рукой Наиль, и в этом небрежном движении, в его непоколебимости я увидел уверенность завоевателя. Это был взмах десницы Темучина.
По сей день «Чингисхан» является одним из самых ярких и динамично развивающихся явлений творческой жизни современной Уфы.
В 1992 году, после смерти лидера группы Наиля Латфуллина, председателем творческого объединения стал Василь Ханнанов, который руководит им и в настоящее время. Сегодня «Чингисхан» координирует различные художественные, в том числе молодёжные, проекты. Художники объединения проводят как многочисленные персональные, так и совместные выставки и перфомансы. Яркая индивидуальность и неповторимость каждого из них, полная свобода самовыражения — таковы принципы, положенные в основу деятельности объединения.
На свете немало сложных дел. Завоевать мир, например. Об это мог бы рассказать Чингисхан. Открыть звезду — тоже задача не из лёгких. Реализовать успешный творческий проект ещё сложнее. И почти невозможно на протяжении десятков лет поддерживать яркую творческую жизнь группы, в которой каждый — это и сам по себе отдельный мир, и звезда. Нужно очень постараться, чтобы создать единую цельную экспозицию из работ таких разных, таких во всех смыслах состоявшихся художников. Чтобы аскетичные, супрематические композиции Василя Ханнанова органично сосуществовали с цветовым неистовством Расиха Ахметвалиева. Чтобы поэтичные декоративные экзерсисы Рината Харисова звучали в унисон с экспрессивными, сложными по цвету и ритму работами Мидата Мухамедова. Чтобы причудливые фактуры Рафаэля Муратшина подчёркивали едкий сарказм и философичность арт-объектов Наиля Байбурина.
Приступая к работе над материалом, я, по правде говоря, испытывал искушение залезть в энциклопедию и найти по датам переклички в жизни Чингисхана и одноимённого творческого союза. Но нет… Документы первой половины XIII века грешат неточностью. Они не аутентичны. Поэтому ссылаться на них, тем более пытаться найти параллели — дело почти безнадёжное. Но можно пофантазировать: чем мог бы заниматься Темучин в свои 30 лет. Скорее всего, он так же, как и несколькими годами раньше, мчался бы по степи на своём иноходце и был погружён в думу. Наверняка он затевал новый поход. А вот это уже близко. Разменявшее четвёртый десяток творческое объединение «Чингисхан», которое с триумфом прошествовало по выставочным залам и музеям многих городов и весей, ныне, как и прежде, готовит очередную выставку и седлает своих Пегасов. Пожелаем удачи нашим землякам-любимцам новых побед!