Все новости
СОБЫТИЕ
27 Августа 2021, 12:24

«Войлокфест»: новая жизнь древнего войлока

17 июля торжественной церемонией награждения победителей конкурсной выставки завершил работу Республиканский открытый фестиваль художественного войлока «Войлокфест».

«Войлокфест»: новая жизнь древнего войлока
«Войлокфест»: новая жизнь древнего войлока

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед,
член конкурсного жюри,
автор экспозиции выставки

 

17 июля торжественной церемонией награждения победителей конкурсной выставки завершил работу Республиканский открытый фестиваль художественного войлока «Войлокфест».

Фестиваль стартовал 23 июня в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова и сразу же стал одним из красивейших мероприятий, посвящённых VI Всемирной фольклориаде. Как и выставка «Дыхание степи», экспонирующаяся в самом музее и представляющая произведения известных художников Башкортостана и России — живописцев, графиков, скульпторов, прикладников, — «Войлокфест» при своей самоценности стал органической частью и этой выставки, поскольку обе посвящались великой тюркской степи и основному материалу тюркских народов — войлоку.
Учредителем и организатором фестиваля выступила Детская художественная школа № 2 г. Уфы, председателем оргкомитета — директор школы Наиль Миннивалиевич Мазитов, автором идеи и куратором — художник, методист и преподаватель школы Ляйсан Ирековна Гильманова. Этот факт заслуживает особого внимания, поскольку является, без преувеличения, беспрецедентным: ещё никогда в истории культуры Башкортостана учредителем взрослого фестиваля не являлась детская художественная школа! Но если вдуматься глубинно, то эта инициатива представляется более чем органичной: ведь именно в художественной школе закладываются азы войлочного валяния, происходит знакомство с его традиционными техниками (мокрым валянием и вваливанием узора) и техниками современными, и именно в школе будущие художники знакомятся с многовековой историей и войлока, и войлочного валяния. Но для того, чтобы всё это осуществилось, в школе должны быть такие преданные войлоку преподаватели, как Ляйсан Гильманова. Несмотря на молодость, Ляйсан — известный в республике художник по войлоку, член Ассоциации «Творческий союз мастеров по войлоку», член Международного Союза педагогов‑художников, член Гильдии ремесленников Республики Башкортостан, участник специальных республиканских, всероссийских и международных выставок и конкурсов. Горящая с детства любовью к войлоку, Ляйсан стала автором масштабной фестивальной программы, в которую вошли многочисленные мастер-классы, творческие встречи и лекции. Руководители мастер-классов — известные и молодые художники и народные мастера. Кстати, большинство из них — признанные педагоги. Темы мастер-классов завораживают воображение уже самими названиями: «Традиционные приёмы войлочного валяния» (руководитель О. Н. Сибагатова, г. Агидель), «Нетканый гобелен. Создание коврика в технике иглопробивного ткачества и фильцевания» (руководитель З. Ф. Давлетшина, с. Кушнаренково Кушнаренковского района), «Знаки гостеприимства. Создание войлочного ковра в смешанной технике» (руководитель И. Э. Саннамес, г. Уфа), «Авторская интерьерная кукла» (руководитель О. В. Литвиненко, г. Стерлитамак), «Авторский головной убор» (руководитель О. В. Серебренникова, г. Уфа), «Войлочный шарфик в технике нуновойлока» (руководитель З. Я. Хатмуллина, г. Уфа), «Подставка под заварочный чайник из войлочного полотна» (руководитель А. В. Елхина, г. Уфа), «Животные и птицы. Создание игрушки в технике сухого валяния» (руководитель Е. М. Демичёва, г. Уфа), «Сувенир из войлока» (руководитель А. Р. Тухватуллина, г. Уфа), «Авторская бижутерия из войлока» (руководитель Е. В. Литвиненко, г. Стерлитамак), «Птичка-невеличка. Брошь с элементами вышивки» (руководитель Д. И. Гарифуллина, г. Уфа). Такой же интерес вызвали и лекции: «Традиции и современность художественного войлока» (лектор Л. И. Гильманова, г. Уфа) и «Центр художественного войлока при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы» (лектор А. Ю. Исламгулова, г. Уфа), а также творческая встреча с одним из старейших художников по войлоку Г. З. Ахметшиным (г. Благовещенск) на тему «Образы фольклора на войлоке». Стартовала фестивальная программа невероятно красивым, для многих экзотичным выступлением Студии башкирского народного костюма «Cелтәр» Центра народного творчества Министерства культуры РБ под руководством Ф. С. Хайретдиновой. Старинные башкирские песни в исполнении членов Студии сопровождали представленное ими войлочное дефиле, ставшее эмоциональной преамбулой главного мероприятия фестивальной программы — фольклорного праздника по воссозданию обычая коллективного войлоковаляния «Кейеҙ баҫыу өмәһе». Осуществить этот праздник Ляйсан Гильмановой помогли талантливые абзелиловцы: мастер по войлоку З. И. Махиянова из деревни Искаково, культорганизатор Геологоразведкинского сельского клуба Ф. М. Хакимова и культорганизатор Кусимовского сельского клуба А. Р. Бикмурзина. Отметим приятную закономерность: на фестивале вновь «подул» величественный ветер Абзелиловского района и его деревни Бурангул — исторического центра национального кошмоваляния. Ведь именно там, в Бурангуле, в 2002 году собрались на первый семинар по освоению традиционных техник войлочного валяния профессиональные художницы-войлочницы. Они работали рука об руку с народными мастерицами и истово учились у них буквально всему, каждому техническому приёму. С тех пор бурангуловские семинары стали ежегодными, а затем продолжились в Уфе, в Центре художественного войлока при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы под руководством заслуженного художника РБ, декана художественно-графического факультета, профессора Т. Х. Масалимова. Бурангуловские семинары, вошедшие в Республиканскую программу по возрождению традиционных техник войлочного валяния, тоже появились благодаря Масалимову. Неоценимый вклад в их организацию внесла и заведующая уфимской галереей «Урал» К. Ш. Кайдалова.
Отдавая должное фестивальной программе, сыгравшей колоссальную роль в пропаганде традиционных и современных техник войлочного валяния, главным мероприятием фестиваля стала конкурсная выставка. Её экспозицию, в которую вошли 100 произведений 58 авторов, составили крупномасштабные вой­лочные панно и арт-объекты, предметы одежды и аксессуары (пальто, платья, туники, жакеты, жилеты, головные уборы, шарфы, обувь, колье, кулоны, броши, сумки), игрушки и сувениры. В результате перед зрителем открылось захватывающее воображение новое эстетическое пространство.
Большую роль в организации фестиваля и конкурсной выставки сыграл Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова: он не только предоставил выставочный зал «Ижад», но и принял активное участие во всех главных мероприятиях фестиваля и в работе конкурсного жюри. Председателем жюри был избран Т. Х. Масалимов, членами — известные художники и искусствоведы Башкортостана. В соответствии с Положением о фестивале и конкурсной выставке, жюри работало по системе двух этапов. Первый — отборочный, то есть определяющий произведения, которые вошли в экспозицию конкурсной выставки, второй — определяющий победителей в категориях «Профессионал», «Народный мастер», «Молодой художник» и в номинациях «Предметы интерьера», «Предметы одежды и аксессуары», «Арт-объекты, куклы и игрушки». Музей явился и инициатором учреждения ряда специальных дипломов и благодарственных писем всем тем, кто внёс весомую лепту в оформление экспозиции выставки и дизайна фестиваля, реализацию фестивальной программы и членство в жюри.
По единодушному решению жюри, обладателем Гран-при конкурсной выставки стали известные стерлитамакские художники Г. Т. Мухамедьярова и В. Н. Мухаметдинова, давно работающие в творческом тандеме. Они удостоились главной награды за панно «Колыбель» и «Солнцеворот».
В категории «Профессионал» в номинации «Предметы интерьера» дипломом лауреата I степени награждена О. В. Литвиненко (г. Стерлитамак) за панно «Радуйтесь!», дипломами лауреата II степени — Л. И. Гильманова (г. Уфа) за триптих «Кускар» и О. Н. Севостьянова (г. Екатеринбург) за панно «В вечности», дипломами лауреата III степени — В. В. Шаповалов (г. Межгорье) за панно «Запуталась» и «Вечереет» и Г. Т. Шембергер (г. Октябрьский) за панно «Колесо жизни». В номинации «Предметы одежды и аксессуары» лауреатами I степени стали Д. И. Гарифуллина (г. Уфа) за пальто «Зелёный мох» и Е. В. Литвиненко (г. Стерлитамак) за сумку «Стерля», лауреатом II степени — Н. Г. Моисеева (г. Уфа) за пальто «Белый иней», лауреатом III степени — Е. С. Широкова (г. Уфа) за сумку «Мозаика». В номинации «Арт-объекты, куклы и игрушки» жюри приняло решение дипломы II и III степеней не присуждать, дипломов лауреата I степени удостоились Л. И. Гильманова (г. Уфа) за арт-объект «Солнцеворот» и О. В. Литвиненко (г. Стерлитамак) за композицию «Рождественский вертеп».
В категории «Народный мастер» в номинации «Предметы интерьера» лауреатом I степени стала Ф. С. Хуснитдинова (с. Аскино Аскинского района РБ) за панно «Аскинские пчёлы», «Золотая осень в родной деревне Упканкуль» и «Аскинский лес», лауреатом II степени — З. И. Махиянова (д. Искаково Абзелиловского района РБ) за ковёр «Орнаментальные мотивы», лауреатом III степени — Л. Г. Камнева (г. Уфа) за панно «Цветочная поляна». В номинации «Предметы одежды и аксессуары» дипломом лауреата I степени награждена уфимка К. А. Татаринова за кулоны «Лунница», «Кольцо Одина», «Лебедь», дипломом лауреата II степени — тоже уфимка Н. И. Зарипова за шарф с тюльпанами и марийскую мужскую шапку «Теркупш», диплом лауреата III степени присуждён не был. В номинации «Арт-объекты, куклы и игрушки» дипломы I и III степеней жюри также решило не присуждать: единственный диплом — диплом лауреата II степени — был вручён Н. В. Губиной (г. Уфа) за игрушку «Щенок Барбоскин».
И, наконец, в категории «Молодой художник» в номинации «Предметы интерьера» дипломом лауреата I степени награждена Г. Г. Магафурова (г. Белорецк) за панно «Приданое», дипломами лауреата II степени — коллектив авторов из г. Стерлитамака (А. Ю. Вилянова, Р. Р. Зайнутдинова, Ю. Ю. Фролова) за диптих «Город-2018» и уфимки Е. В. Азалиева и А. Ю. Исламгулова за триптих «Древо Жизни», дипломом лауреата III степени — коллектив авторов из г. Уфы (К. А. Алексеева, А. Д. Галиева, А. А. Халтурина) за панно «Благодать». В номинации «Предметы одежды и аксессуары» лауреатом I степени стала Т. Р. Ибрагимова (г. Санкт-Петербург) за жилет «Казанская мозаи­ка», лауреатом II степени — А. Ф. Хайруллина (г. Уфа) за комплект «Сафари», лауреатом III степени — Д. С. Пугач (г. Нефтекамск) за комплект «Современное этническое платье с сумкой (по мотивам традиционного костюма северо-западных башкир)». В номинации «Арт-объекты, куклы и игрушки» жюри вновь не нашло аргументаций для присуждения наград.
Как видим, жюри работало максимально ответственно — объективно и требовательно, — следствием чего и стала ситуация с неприсуждением лауреатских дипломов в ряде номинаций и категорий, чем, в свою очередь, было достигнуто главное: выявлена та или другая проблема, без решения которой невозможно движение вперёд, причём выявлена остро и бескомпромиссно. В то же время жюри не могло не оценить ряд произведений, которые отличались ярко выраженными художественными особенностями: эти произведения были удостоены дипломов. Дипломантами стали Г. З. Ахметшин (г. Благовещенск), З. Ф. Гилязова (г. Нефтекамск), уфимки А. Г. Ишмухаметова, О. В. Серебренникова, Р. А. Шагиева, Ф. Ф. Имангулова и А. Р. Тухватуллина.
Специальными дипломами Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова награждены Г. Г. Магафурова (г. Белорецк), Л. И. Гильманова (г. Уфа), Е. В. Литвиненко (г. Стерлитамак), З. И. Махиянова (д. Искаково Абзелиловского района РБ), О. Н. Севостьянова (г. Екатеринбург), Т. Р. Ибрагимова (г. Санкт-Петербург), Ф. С. Хуснитдинова (с. Аскино Аскинского района РБ).
Вошедший в историю культуры Башкортостана как уникальный по значению, масштабу и красоте праздник, Республиканский фестиваль «Войлокфест» продемонстрировал главное, без чего не может быть активного развития любого вида искусства: это жизнестойкость традиций и смелый эксперимент, это канонизированная веками символика и авторская фантазия. Синтезированные, эти качества обеспечивают древнему войлоку, ставшему символом великой степи, новую жизнь и новую образность.

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: