Автор — Валентина Сорокина, искусствовед
Так Мустай Карим оценил творчество Юрия Ракши
В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова открылась выставка произведений замечательного российского художника Юрия Михайловича Ракши (1937–1980), уроженца города Уфы. Выставка — это его встреча с земляками, встреча духовная, ибо его самого уже сорок один год нет на земле.
Начало творческой биографии мастера связано с кино. Пятнадцать лет отдал он работе на киностудии «Мосфильм», став в 1969 году членом Союза кинематографистов СССР, художником-постановщиком таких выдающихся российских фильмов, как «Время, вперёд!» (1965, реж. М. Швейцер), «Главный свидетель» (1969, реж. А. Манасарова), «Нежданный гость» (1972, реж. В. Монахов) и удостоенного премии «Оскар» российско-японского фильма «Дерсу Узала» (1975, реж. Акира Куросава). Признание на международных фестивалях получила и лента «Восхождение» (1976, реж. Л. Шепитько). Она стала последней его работой в кино, ибо его всё больше влекла к себе работа в живописи и графике, в которых он мог бы вести собственный диалог со зрителем, открывая ему свой талант мыслителя, поэта и профессионала.
В собрании музея — 174 произведения Юрия Ракши, 160 из которых принесены в дар его вдовой, известной российской писательницей, действительным членом Академии Российской словесности, лауреатом национальных литературных премий им. В. Шукшина и им. С. Есенина И. Е. Ракшой. Ирина Евгеньевна совершила этот духовный подвиг во имя сохранения целостности творческого наследия выдающегося мастера. По своей сути выставка является публикацией этого дара, демонстрируя зрителям его неоценимую значимость.
В 1960–1980‑е годы Юрием Михайловичем созданы живописные произведения, получившие всесоюзную и мировую известность. Это полотна «Моя мама» (1969, Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых), «Современники» (1970, Калужский музей изобразительных искусств), триптих «Кино» (1977, Львовская галерея искусств).
Картины «Рождённым жить» (1971), «И поёт мне в землянке гармонь…» (1973), триптих «Поле Куликово» (1980), наряду с другими работами мастера, хранятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Работы Юрия Ракши в собрании башкирского художественного музея охватывают период с 1955 по 1980 год. Здесь — большое программное полотно «Тыл» (1970), эскиз картины «Крест за картошку» (1970‑е), оба из цикла произведений, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Они в полной мере выявляют особенности творческого метода художника, мастера реалистической школы, для которого главное — образное осмысление, эмоция, осознанная сочинённость картины. Это сближает его с творчеством таких ярких представителей советского искусства 1960–1970‑х годов, как Дмитрий Жилинский, Виктор Попков, Татьяна Назаренко.
Открытием для зрителей стала композиция «Крест за картошку». Не судьба была родиться этому полотну, хотя тщательно разработанный эскиз он всё-таки успел сделать. В его основе — документальный факт из биографии художника и тех людей, в судьбу которых война внесла трагизм и горе… Первые послевоенные голодные годы, когда даже варёная в чугунке картошка была на столе не каждый день. Её вожделенный аромат собрал за столом семью. Неожиданно в дом вошёл голодный немецкий солдат. Протягивая на ладони свою боевую награду, он жестом просит дать ему что-нибудь поесть. Дело в том, что находящиеся в плену немцы в суровые зимние морозы работали во дворе дома, переживая голод и холод. Ракша как опытный мастер выходит в эскизе за рамки констатации сюжета: благодаря великолепному рисунку, выразительности пластики и выверенности композиции он окрашивает образы гуманистическими размышлениями о человеке и человечности.
В ряде живописных и графических работ художник выступает как великолепный мастер портрета, выявляющий в каждом из героев прежде всего духовную устремлённость и красоту. Таковы его «Автопортреты», серия портретов писателей и женских образов. Акира Куросава говорил о работах Ракши: «Как отрадно видеть на его полотнах такое большое количество думающих, размышляющих людей. Удивительный художник».
Тонкие грани человеческих отношений запечатлевает мастер в картинах «Ты и я» (1967), «Продолжение» (1978), в них — те мгновения жизни, в которых заключено самое сокровенное.
Размышления о гармонии человека и природы — одна из главных тем в творчестве Ракши. Её поэтическое претворение — в картинах «Подснежники» (1967), «По белу снегу» (1975), в «Автопортрете. Воспоминание о Приморье» (1976), раскрывающем блестящее мастерство Ракши-рисовальщика, вдохнувшего в рисунок и акварель высокую поэзию.
В графическом наследии Юрия Михайловича определённое место занимают его иллюстрации к произведениям российских и зарубежных писателей, созданные в 1960–1970‑х годах, а также серия акварелей, посвящённых пейзажам Северного Кавказа.
Отдельная тема, которая владела художником в последние месяцы и дни жизни, — работа над триптихом «Поле Куликово». Это эпическое произведение стало эпилогом его размышлений об истории Отчизны, воплощением его веры в единство и силу России, в её народ. На выставке экспонируется эскиз центральной части триптиха «Поле Куликово» — «Предстояние». Художник говорил, что ему не хотелось писать момент битвы, показывать бряцание оружием, а хотелось выявить момент предстояния перед битвой, момент собирания духовных сил. В живописном варианте он сохраняет композицию эскиза, повторяя расположение фигур, жесты героев, пластику пейзажного фона. Постепенно он писал лица, имея перед собой уже множество набросков с реальных людей, в которых он угадал, безошибочно увидел черты, совпадающие с его образным видением. На выставке можно увидеть разные по характеристике портретные зарисовки — «Князь Серпуховской», «Княжич», «Ратник в шапке», «Евдокия» (все — 1980) и понять, что художник рисует живые чувства живых людей, приближая тем самым историю к сегодняшнему дню.
Трудной была битва Юрия Михайловича за это произведение: в самый разгар работы он тяжело заболел и после недолгой ремиссии писал его с одной мыслью — успеть закончить. Он сумел, превозмогая физическую боль, завершить его, и ещё до отправки триптиха в Третьяковскую галерею на выставку, посвящённую 600‑летию Куликовской битвы, его освятили монахи Троице-Сергиевой лавры.
Утром 1 сентября 1980 года оборвалась земная жизнь Юрия Ракши. Он ушёл, но оставил людям своё глубоко эстетичное, вдохновенное искусство, заставляющее зрителя думать, понимать красоту и своё место на земле.