Все новости
СОБЫТИЕ
25 Октября 2021, 11:45

Старейший на Урале Шедевры музейного собрания

Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 (2021)

Старейший на Урале  Шедевры музейного собрания
Старейший на Урале Шедевры музейного собрания

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 (2021)

Отдельная страница русского изобразительного искусства последней трети ХIХ — начала ХХ века — батальная живопись. Масштабные войны ХIХ века, в которых принимала участие Россия, не могли не отразиться на искусстве. Поэтому, наряду с жанровой картиной, портретом и пейзажем, русские художники активно работали и в батальном жанре. Мастера исторической живописи стояли к батальному жанру ещё ближе. Но единственным художником в русском искусстве, для которого батальная живопись стала главным смыслом жизни и творчества, стал Франц Алексеевич Рубо (1856–1928).
В собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова изобразительное наследие Рубо представлено двумя произведениями — картинами «Казак с двумя лошадьми» и «Постройка железной дороги». Первое не датировано, хотя установить его дату возможно. Второе написано в 1888 году. Анализ этих произведений проливает свет на три важнейших этапа в творчестве Рубо. Но сначала отметим следующее. В исследовательской литературе, посвящённой творчеству Рубо, о нём говорят как о российско-немецком художнике, имея в виду, что родившийся в Одессе в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России, Рубо в 1912 году, будучи уже академиком и профессором-руководителем мастерской батальной живописи Императорской академии художеств, автором нескольких сотен монументальных полотен и основоположником отечественной школы панорамной живописи, уехал в Мюнхен. Уехал, отказавшись от преподавания в Академии. Уехал навсегда, потому что не смог вернуться в Россию по причине начавшейся Первой мировой войны, а затем революции и Гражданской войны, хотя и до этого времени часто бывал в Германии: там он учился и работал, там же нашёл последний приют на земле. Рубо был прекрасно образован: в 1865–1877 годах учился в знаменитой Одесской художественной школе, в 1878–1883 — в Мюнхенской академии художеств. Проживший большую часть жизни в Германии, он, тем не менее, называл себя истинно русским художником: «Я родился и жил более 22‑х лет в России, где получил… образование… я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником…»
Тремя периодами в творчестве Рубо исследователи называют следующие. Первый: 1880‑е — 1900 годы, связанные с его интересом к истории кавказских войн. Второй: 1900–1905 годы, получивший название «севастопольский», так как отмечен изучением Рубо истории Крымской войны 1853–1856 годов. Третий: конец 1900‑х — начало 1910‑х годов, посвящённый работе Рубо над историей Отечественной войны 1812 года. Бесспорно, что доминантами этих периодов стали его знаменитые панорамы: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Первая была создана в 1890 году и заслужила восторженные отзывы критики и зрителей, а М. В. Нестеров писал, что в этой картине «мастерство и ловкость идут рука об руку с талантом». За панораму «Штурм аула Ахульго» Рубо получил звание профессора Мюнхенской академии художеств. Панорама «Оборона Севастополя», открытая в мае 1905 года к 50‑летию этого исторического события, также стала выдающимся произведением — и не только в русской, но и в мировой батальной живописи. Панорама «Бородинская битва», открытая в 1912 году к 100‑летию одного из поворотных событий в Отечественной войне 1812 года, считается вершиной творчества Рубо.
Специализироваться в области батальной живописи Рубо начал рано — ещё в Мюнхенской академии художеств. И одновременно, как и многие баталисты того времени, увлёкся искусством панорам: в нём его привлекал синтез живописи и трёхмерного макета, создающий иллюзию исторического события, то есть возникающего перед глазами зрителей «вживую». В основу этого синтеза Рубо положил традиции русской академической живописи, которые, по его мнению, были единственными традициями, позволяющими создать достоверную иллюзию воплощённого в панорамной картине события. Важнейшим открытием Рубо стало соединение в них батальных сцен и пейзажа: он свято верил, что доскональное знание пейзажа «подскажет необходимое для баталии».
Этот же приём, способствующий созданию предельно точной исторической ситуации, Рубо использовал и в станковых жанровых картинах. Таково крупноформатное полотно «Постройка железной дороги», в котором синтезирована сцена тяжёлого труда и окружающий пейзаж. Но возникает вопрос: «Строительство какой железной дороги изображено на полотне?» Вопрос для творческого наследия исторического живописца Рубо более чем аргументированный, и ответ на него есть. По времени написания картина «Постройка железной дороги» почти совпадает с созданием панорамы «Штурм аула Ахульго». И поскольку Ахульго — это аул, расположенный на одноимённой горе в Дагестане, то и железная дорога, изображённая на полотне, очевидно, тоже кавказская. А ещё точнее — это Новороссийская ветка Владикавказской железной дороги, торжественное открытие которой состоялась в Новороссийске 25 июня 1888 года. Дата создания картины и дата открытия железной дороги, как видим, совпадают.
Жизнь народов Кавказа, как и народов Средней Азии, представляла для Рубо интерес особый — такой же, как и экзотическая природа этих мест. А работа над «кавказской серией» в целом, которой отмечен его первый творческий период, стала важнейшей вехой на пути создания батальных панорам. С точки же зрения стилистики картина «Постройка железной дороги» убеждает в том, что, придерживаясь в живописи традиций академического реализма, Рубо придавал первостепенное и равное значение и композиции, и деталям, и исторической достоверности изображения — от военной формы или цивильного костюма до оружия и ландшафта местности.
Что же касается даты создания картины «Казак с двумя лошадьми», то, скорее всего, она также относится к первому периоду творчества Рубо, связанному с его произведениями на тему кавказских войн, то есть к 1880‑м — 1900 годам. Известно, что в эти годы Рубо написал много произведений, посвящённых русским и украинским казакам. А если апеллировать к дате создания картины «Атака запорожцев в степи», написанной Рубо в 1881 году (Музей-панорама «Бородинская битва», Москва), то есть к одной из ранних в ряду его академических произведений, то и картину «Казак с двумя лошадьми» можно датировать тем же годом. При этом всё-таки отметим её колористическое решение. Написанная практически в один тон — жёлто-коричневой охрой — и напоминая в этом смысле технику гризайля, она звучит почти новаторски, тем более на фоне других композиций Рубо на казачью тему, где использован традиционный колорит во всём его цветовом и тональном многообразии. Но эффект гризайля в «Казаке с двумя лошадьми» легко объясним, достаточно внимательно посмотреть на картину. И казак, и лошади изображены со спины, что свидетельствует о том, что Рубо ставил перед собой задачу скульптурно «вылепить» и спину казака, и крупы лошадей. А, как известно, именно техника гризайля (или её эффект) позволяет это сделать самым наилучшим образом. Думается, ещё и в этом выражается техническая смелость Рубо, всё творчество которого, несмотря на верность стилистике академического реализма, представляется поистине новаторским, свидетельством чего является и открытие им для русской живописи искусства панорам, и смелость в трактовке колорита, продемонстрированная в «Казаке с двумя лошадьми».
(Продолжение следует)

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в