Все новости
СОБЫТИЕ
25 Ноября 2021, 01:51

Старейший на Урале Шедевры музейного собрания

Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 (2021)

Старейший на Урале  Шедевры музейного собрания
Старейший на Урале Шедевры музейного собрания

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

Продолжение. Начало в №№ 5–12 (2020), №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 (2021)

особое место в русской живописи конца ХIХ века занимает Алексей Козьмич Денисов‑Уральский (1864–1926). Невероятно популярный в своё время, впоследствии он надолго оказался в забвении. Одни видят причину этого в коммерческом оттенке его искусства, вследствие чего он даже получил прозвище «торговец роскошью», другие — в узости темы, связанной только с Уралом. Но ни то, ни другое, учитывая выдающийся талант Денисова-Уральского — камнереза, живописца и акварелиста, не является, на наш взгляд, главной причиной: просто он разделил судьбу многих других талантливых русских художников, забытых после смерти. Что же касается русского искусства периода позднего передвижничества, то творчество Денисова-Уральского представляет здесь определённый интерес, поскольку в очередной раз обогащает общую картину его развития. Причём обогащает светом яркой неповторимой индивидуальности.
Для большинства почитателей таланта Денисова-Уральского он известен в большей степени как камнерез, поскольку родился в семье, глава которой являлся потомственным резчиком по камню, унаследовавшим этот талант от своего отца — уральского горнозаводского крестьянина-старообрядца. С 1856 года отец Алексея Козьмича занимался «рельефным делом», то есть изготавливал наборные картины, «насыпные» иконы и композиции-горки из уральских минералов, демонстрирующие характер залегания пород. Эти произведения получили официальное признание: в 1872 году одна из таких «горок» экспонировалась на Политехнической выставке в Санкт-Петербурге, а наборные картины — в 1873 году на Всемирной выставке в Вене. Поэтому и сын его Алексей, родивший в самом сердце Урала — Екатеринбурге, под руководством отца с детства осваивал тонкости камнерезного искусства. И тоже добился официального признания: как камнерез дебютировал в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и за представленные на ней произведения — наборную картину, минералы и сталактитовый грот — был удостоен почётного диплома. Следующими событиями в его жизни стали Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге в 1887 году, принесшая ему большую серебряную медаль, выставка в Копенгагене в 1888‑м и выставка в Париже в 1889‑м. Но искусство живописи всё-таки взяло верх, и, несмотря на нехватку средств к существованию, в конце 1880‑х годов Денисов‑Уральский стал студентом Рисовальной школы при Императорском обществе поощрения художеств. Настойчиво осваивал живопись и акварель, но и о камне не забывал. С этого времени две страсти — живопись и камнерезное искусство — сопровождали его на протяжении всей жизни, так же как два любимых города — Екатеринбург и Санкт-Петербург, — куда он постоянно возвращался. Так, сразу после очередного успеха на Всемирной выставке 1900 года в Париже Денисов‑Уральский в том же году открыл первую персональную выставку в Екатеринбурге. Она называлась «Урал в живописи» и принесла ему большой успех. Весной 1901 года эта выставка экспонировалась в Перми. И снова с большим успехом. От выставки к выставке Денисов‑Уральский становился всё более популярным, о нём говорили, его живописные и камнерезные произведения охотно покупали. В эти же годы на волне своей преданной любви к Уралу и по примеру своего друга, писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852–1912), оказавшего большое влияние на его творчество, он добавил к фамилии Денисов важный для него топоним — Уральский. С новой фамилией для него начался новый период успехов, связанный, в первую очередь, с выставками в Петербурге под названием «Картины Урала и его богатства».
Став состоятельным человеком, Денисов‑Уральский в 1903 году открыл «Горнопромышленное агентство по распространению полезных ископаемых России», причём открыл одновременно в Екатеринбурге и Петербурге. Агентство было призвано собирать, хранить и популяризировать минералогические коллекции, коллекции драгоценных камней и изделий из них, в том числе уникальные ювелирные украшения, а также передвижную выставку «Урал и его богатства». В этой сфере деятельности Денисов‑Уральский талантливо синтезировал коммерцию и творчество. Растущий успех этого предпринимательского проекта был обеспечен высоким исполнительским мастерством — как камнерезов, работавших в его мастерской, так и его собственных камнерезных, живописных и графических произведений. Немаловажную роль сыграла и заявленная в проекте тема: она открывала жителям Петербурга экзотичность природы и богатств Урала, всё активнее привлекавшего в те годы русских художников и деловых людей.
Следующими этапами проекта стали открывшийся в Петербурге на Мойке магазин уральских драгоценных камней и ряд успешных выставок. И то, и другое увенчалось настоящим триумфом: магазин пользовался невероятной популярностью, на выставках побывал практически весь Петербург, вплоть до представителей правящей династии во главе с императором Николаем II и императрицей Александрой Фёдоровной, которым Денисов‑Уральский преподнёс коллекцию уральских минералов для наследника-цесаревича.
Быстро растущее благосостояние Денисова-Уральского позволило ему сделать очередной успешный шаг: в 1911 году он открыл ещё один магазин — в самом центре Петербурга, на Морской улице, и к тому же на одной линии с престижными ювелирными фирмами, в том числе с фирмой Фаберже. Относительно Фаберже отметим, что он настолько серьёзно относился к камнерезному мастерству Денисова-Уральского, что после его смерти поручил своему Мемориальному фонду учредить орден его имени, который и был учреждён. Но, несмотря на выдающийся вклад Денисова-Уральского в камнерезное искусство России и орден, о нём быстро забыли. И только начиная с 1950‑х годов, его имя и художественное наследие стали предметом серьёзных искусствоведческих исследований, а произведения начали экспонироваться на крупных международных выставках рядом с работами почтившего его память Фаберже: в 2005 году — в Брюсселе, в 2011‑м — в Москве.
Что же касается живописи Денисова-Уральского, то она лишена внешней эффектности, но отмечена глубокой любовью к уральским мотивам, которая сообщает каждому образу особую, для многих экзотическую выразительность. Именно таков «Уральский пейзаж» из собрания Нестеровского музея. Он написан в 1893 году, то есть именно в тот период, когда пейзажи Урала стали главной темой живописных и графических произведений Денисова-Уральского, и отчётливо демонстрирует не только проникновенное прочтение образа, но и возросшее художественное мастерство. В то же время все произведения Денисова-Уральского 1890‑х годов можно разделить на небольшие этюды и первые опыты эпического пейзажа. Камерные пейзажи отличаются концентрацией внимания на деталях. В крупноформатных пейзажах художник стремится создать ясный и законченный образ. Другую линию этой классификации составляют, с одной стороны, непосредственно пейзажи уральской природы, с другой — пейзажи уральских городов и заводских посёлков. Музейный «Уральский пейзаж» входит в первую линию: перед нами легко узнаваемый в силу своей характерности мотив уральской природы. Он зачаровывает красотой самого мотива с величественными скалами, поросшими густой зелёной растительностью, чистотой горной реки, туманной дымчатостью неба. Он зачаровывает и красотой живописи, основанной на пластичности рисунка и естественности колорита. И то, и другое наблюдено художником в природе. Оттуда, из пленэрных наблюдений, — и эффект пастельности или фресковости колорита. дело в том, что в Уральских горах одно из самых частых и привычных погодных явлений — туман: именно он и сообщает очертаниям всех форм в природе этот красивейших и одновременно притягательный своей таинственностью эффект.
Знавший Урал с самого рождения, чувствовавший его душой и сердцем, верный ему в течение всей своей жизни, Денисов‑Уральский создал настоящую живописную поэму о красоте и величии уральской природы. Любуясь в разное время года её мотивами, он открыл зрителю не только её неповторимое своеобразие (то камерное, то эпическое), но и те уникальные памятники природы, которые стали объектами всемирного природного наследия. Это горы Шиханы, Иремель, Таганай, Уреньга и Синяя, озеро Шарташ, реки Чусовая, Тискос, Колва и Ивдель, камни Полюдов и Тэлпозиз, камни на реке Чусовой — Георгиевский, Омутный, Дыроватый, Дюжонок, Косой, Узкий и Высокий, Ветряной камень на реке Вишере, а также старинные города Златоуст, Кушва, заводские поселения и рудники. Музейный «Уральский пейзаж» занимает в этой величественной поэме достойное место.
(Продолжение следует)

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в